Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность и состав преступления (стр. 5 из 6)

Состав преступления - это обязательно совокупность указанных объективных и субъективных признаков. Он существует в единстве этих призна­ков. В свою очередь каждый из признаков состава также связан с другими и не существует сам по себе, т. е. вне связи с ними и вне состава преступления в целом.

Признаки состава преступления формулируются в уголовном законе, в пер­вую очередь в статьях Особенной части УК, формулирующих уголовно-правовые запреты. Однако указания на признаки состава преступления содержатся и в нормах Обще;"1 части УК. Обычно это касается признаков, общих для всех или для многих составов преступлений. Так, в ст.ст. 1 и 7 говорится о разновидности объектов преступления, в ст.ст. 8 и 9 - о признаках субъективной стороны, в ст.ст. 10 и 11 - о субъектах преступления, в ст.ст. 15 и 17 - о признаках предварительной и совместной преступной деятельности.

Признаки состава преступления разделяются на две группы: необходи­мые и факультативные. Необходимыми (обязательными) считаются те признаки, без которых невозможно наличие данного состава. Многие из них яв­ляются признаками каждого состава преступления. Такими признаками явля­ются, например, вина и вменяемость лица, совершившего запрещенное уголов­ным законом деяние. Факультативные признаки - это те, которые не являются обязательными, хотя и встречаются в том или ином преступлении. Например, для убийства при отягчающих обстоятельствах такой мотив, как корысть или хулиганские побуждения, является необходимым и влечет повышенную уголов­ную ответственность по п.п. «а» или «б» УК. Для телесных же повреждений лю­бой тяжести (ст.ст. 108-114 УК) эти мотивы не влияют на наличие или отсутствие состава указанных преступлений. Не оказывая влияния на решение вопроса о наличии или отсутствии состава преступления, факультативные признаки не яв­ляются, однако, безразличными для уголовной ответственности. Они могут смяг­чать или повышать ответственность при назначении наказания.

Как уже отмечалось, признаки состава преступления предусматриваются в уголовном законе. Однако это вовсе не значит, что все признаки обязательно пе­речисляются в тексте диспозиции соответствующих статей УК, хотя по отноше­нию к большинству составов преступлений это так и есть. По этому поводу ака­демик В.Н. Кудрявцев справедливо утверждает, что «законодатель, разумеется, образует не состав, а уголовно-правовую норму, в которой с большей или мень­шей полнотой описываются признаки состава преступления. Сами эти признаки существуют объективно, независимо от сознания людей, они действительно при­сущи данному конкретному преступлению, и задача законодателя состоит в том, чтобы выявить и предусмотреть эти признаки в законе с наибольшей точностью и глубиной... Диспозиция статьи закона, таким образом, только отражает эле­менты состава преступления и то обычно не в полном объеме». Например, в большинстве диспозиций не говорится об объекте преступления. Выявление не­обходимых или факультативных признаков состава преступления происходит в процессе толкования уголовного закона.

Статья 3 УК устанавливает в качестве одного из важнейших принципов уголовного права, что «уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общест­венно опасное деяние». В уголовно-правовой теории это обычно толкуется таким образом, что уголовная ответственность возможна только при совершении ли­цом деяния, содержащего признаки определенного состава преступления. Следует отметить, что в связи с тем, что в тексте ст. 3 УК термин «состав преступления» непосредственно не упоминается, в теории уголовного права высказываются и взгляды, отрицающие значение состава преступления как основания уголовной ответственности. В связи с этим заслуживает поддержки позиция, выраженная в проекте нового УК РФ, в ко­тором основанием уголовной ответственности признается «совершение деяния, содержа­щего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом».

О со­ставе преступления как основании уголовной ответственности четко говорится в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, в соответствии с п. 2 ст. 5 УПК РСФСР уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления. Статья 303 УПК РСФСР устанавливает, что важнейший вопрос, который обязан выяснить суд при постановлении приговора, это - содержит ли данное деяние состав преступ­ления. В том же случае, когда будет установлено, что в деянии подсудимого нет состава преступления, суд в соответствии со ст. 309 УПК РСФСР выносит оп­равдательный приговор. Этим определяются огромная роль и значение состава преступления в уголовном праве.

4. Виды составов преступлений

Основным критерием классификации составов преступлений является сте­пень общественной опасности соответствующих преступных деяний и связанный с ней размер наказания, предусмотренный санкцией статьи уголовного закона, формулирующей соответствующий состав преступления. С учетом этого все со­ставы преступлений подразделяются на три вида: основной, со смягчающими об­стоятельствами и квалифицированный (или с отягчающими обстоятельствами).

Основной состав преступления - это состав того либо другого преступ­ления без смягчающих и без отягчающих обстоятельств. Законодательно он вы­ражается либо в самостоятельной статье УК (например, ст. 103), либо в виде части статьи УК (например, ч. 1 ст. 144)[4].

Состав преступления со смягчающими обстоятельствами - это со­став с такими обстоятельствами, которые побуждают законодателя значительно снизить размер наказания по сравнению с наказанием, установленным за совер­шение преступления, образующего основной состав. Например, в случае совер­шения убийства без отягчающих обстоятельств санкция ст. 103 УК предусматри­вает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет. За убий­ство вследствие превышения пределов необходимой обороны (ст. 105) наказание существенно снижается - до двух лет лишения свободы или исправительные ра­боты на тот же срок. Состав этого преступления и есть состав убийства со смяг­чающими обстоятельствами. Он так же, как и основной состав, законодательно выражается в формулировании самостоятельной статьи УК или же в конструи­ровании части статьи УК, наряду с основным составом (например, ч. 2 ст. 85 УК).

Квалифицированный состав - это состав преступления с отягчаю­щими обстоятельствами, наличие которых влечет повышенное по сравнению с ответственностью за преступление, образующее основной состав, наказание (например, ч. 2 ст. 144, ст. 102 У К). Иногда по степени тяжести совершаемого преступления и, соответственно, усиления наказания законодатель выделяет раз­новидности квалифицированного состава в виде составов преступлений при особо отягчающих обстоятельствах (например, ч.ч. 3 и 4 ст. 117, ч. 3 ст. 144 УК).

5. Состав преступления и квалификация преступления

Под квалификацией преступления в теории и на практике понимается установление в совершенном деянии признаков соответствующего со­става преступления. Квалификация преступления есть уголовно-правовая оценка фактических обстоятельств. Правильное и полное установление фактических обстоятельств совершенного преступления есть необходимое условие правильной квалификации. Каждое преступление сопровождается большим количеством различных обстоятельств и фактов. Однако далеко не все они имеют уголовно-правовое значение, т. е. не все влияют на преступность и наказуемость содеян­ного. Так, время года, часы, минуты совершения преступления, имея весьма важ­ное доказательственное значение, для уголовного права безразличны. Уголовно-правовое значение имеют только те фактические обстоятельства, которые одно­временно являются признаками соответствующего состава преступления.

За установлением фактических обстоятельств уголовного дела следует вы­бор уголовно-правовой нормы, в соответствии с которой и квалифицируется со­вершенное лицом общественно опасное деяние, запрещенное уголовным зако­ном. Установление уголовно-правовой нормы не состоит лишь в формальном выборе нормы права, а включает в себя и проверку подлинности нормы, ее дей­ствия в пространстве и времени, ее толкование. Следует обязательно удостове­риться в правильности (подлинности) текста правового акта, содержащего норму, в соответствии с которой происходит квалификация преступления. Пра­вильная квалификация преступления невозможна и без уяснения смысла и со­держания соответствующей правовой нормы, без ее толкования.

Установление фактических обстоятельств дела и установление уголовно-правовой нормы соотносятся друг с другом как отдельное и общее. Как уже от­мечалось, уголовно-правовая норма, например об ответственности за кражу, дает собирательный образ всех проявлений этого преступления через такие при­знаки, как «тайное хищение чужого имущества» (ч. 1 ст. 144 УК)[5]. Конкретные проявления тайного способа похищения разнообразны, однако все они содержат признаки, сформулированные в уголовно-правовой норме об ответственности за кражу. Все они (несмотря на те или иные различия фактического исполнения кражи) совпадают между собой, т. к. лицо, совершившее любую кражу, считает, что оно совершает ее незаметно для других, тайно. Поэтому при квалификации рассматриваемого преступления отбрасываются все случайные характеристики кражи, отличающие одну кражу от другой, а в расчет принимаются только объе­диняющие признаки, сформулированные в уголовном законе («тайное хищение чужого имущества»).[6]

Итоговый вывод о том, что установленные фактические обстоятельства со­ответствуют установленной уголовно-правовой норме, формулирующей опреде­ленный состав преступления, по своей логической форме соответствует дедук­тивному силлогизму. В нем установленные фактические обстоятельства служат меньшей посылкой. В качестве же большей посылки выступает уголовно-право­вая норма, к которой «примеряют» установленные факты. Однако процесс ква­лификации в целом нельзя сводить только к дедукции, т. к. достижение истины в квалификации преступления (как и в любом другом деле) невозможно без взаи­мосвязи индукции и дедукции. Например, установление фактических обстоя­тельств дела, как и всякое накопление фактов, происходит преимущественно ин­дуктивным путем.