Смекни!
smekni.com

Виды, признаки и причины правонарушений (стр. 3 из 6)

Характерная особенность административных проступков заключается в том, что правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций. Административные проступки рассматриваются специально созданными органами - административными комиссиями при органах местного самоуправления, судами, органами государственного пожарного надзора, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными органами и другими. Там, где правонарушитель привлекается к ответственности должностными лицами, связанными с ним трудовыми, образовательными, служебными отношениями, имеет место не административный, а дисциплинарный проступок,

Субъектами административных проступков могут быть граждане и должностные лица. Последние подлежат административной ответственности за административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. В настоящее время административную ответственность могут нести и юридические лица - предприятия, организации, учреждения - за допущенные ими нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.

Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение трудовой, воинской, учебной или иной дисциплины. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, которое в силу своего положения обязано соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Так, работники предприятий, организаций, учреждений обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, вовремя приходить на работу, не прогуливать, выполнять законные распоряжения работодателя. Студенты образовательного учреждения, в свою очередь, должны выполнять правила внутреннего распорядка, установленного в этих учреждениях.

Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания руководителем соответствующего предприятия, организации, учреждения. В случаях, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации, учреждения, вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие, организация, учреждение.

Характерная особенность дисциплинарных проступков состоит в том, что не во всех нормативно-правовых актах, предусматривается вина работника как необходимое условие его привлечения к ответственности. Так, действующий Кодекс законов о труде РФ (КзоТ РФ)[8] не содержит легального определения дисциплинарного проступка работника, не закрепляет и его конкретных составов, что следует рассматривать как законодательный пробел. Хотя и ученые-юристы и правоприменительные органы единодушны в том, что ответственность работников организаций, предприятий, учреждений может применяться только за виновные деяния. Этот важнейший принцип юридический ответственности необходимо закрепить в КЗоТ. Особенно важно это сделать в настоящее время, когда коммерческие и иные организации грубо нарушают трудовые права работников.

Специфика гражданских правонарушений состоит в том, что их составы не перечисляются в гражданском законодательстве. И в этом нет необходимости. Правонарушениями в гражданском праве признаются любые виновные противоправные деяния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным неимущественным благам: чести и достоинству человека, его деловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.

Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в зависимости от оснований, влекущих обязанность возместить причиненный вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских договоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам.

В гражданском праве вред понимается как любое умаление личного или имущественного блага. Материальный вред связан с имущественными потерями для потерпевшего (утратой или порчей вещи, несением дополнительных денежных расходов, выполнением каких-либо дополнительных действий и др.). Моральный вред может и не влечь материальных утрат, как, например, в случае распространения каких-либо позорящих человека сведений, унижающих его честь и достоинство. Однако современное гражданское законодательство Российской Федерации признает возможным возмещать его в денежной форме. Конечно, такое возмещение носит практически чисто символический характер и служит больше целям наказания правонарушителя, нежели реального возмещения морального вреда.

Субъектами гражданских правонарушений могут быть граждане и юридические лица, действовавшие виновно и противоправно. Однако, как уже говорилось ранее, в гражданском праве допускается ответственность и без вины владельца источника повышенной опасности.

Глава II. Причины правонарушений (биологический

и социальный аспект)

Определение причин преступности и правонарушаемости вообще - проблема серьезных научных исследований. Окончательных выводов по этому вопросу нет, да и не может быть, так как в разное время в разных странах у разных народов существует своя система многообразных материальных, духовных и социальных факторов, выступающих в своей совокупности причиной определенной разновидности правонарушений. Однако тот же многовековой и многообразный опыт борьбы с правонарушениями дает возможность для обобщений.

Даже если правонарушения отличаются разнообразием по видам, по тяжести последствий, мотивам совершения и т.д., они имеют общие признаки, что дает возможность исследовать не только отдельные виды правонарушений, но всю их совокупность, изучать наиболее принципиальные причины их совершения[9].

Под причиной в криминологии понимается явление (или их совокупность), которое порождает другое явление, рассматриваемое как следствие. Причина создает возможность определенного следствия, для наступления которого необходимы дополнительные условия, сами по себе не порождающие данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализации действия причины[10].

При объяснении правонарушений и их причины необходимо исходить из единства социального и биологического в природе и поведении человека. Социальное или биологическое явление правонарушение? Спор об этом, применительно к преступности, продолжается уже более столетия. Представители так называемой антропологической школы в уголовном праве и криминологии считают преступность явлением биологическим, подчиняющимся физиологическим и психологическим законам. У истоков антропологической школы стояли итальянский судебный психиатр и антрополог Ч. Ломброзо и его последователь - итальянский криминалист Э. Ферри. Ч. Ломброзо разработал теорию прирожденного преступника[11], согласно которой есть люди, обладающие определенным набором признаков (стигматов), а потому предрасположенные к совершению преступлений, т.е. потенциальные преступники. Человека, совмещающего в себе не менее пяти таких признаков, Ломброзо назвал преступным типом. Среди общей массы мужчин, совершивших преступления, преступный тип, по его данным, составляет 31%. Доведенная по крайности, эта теория приобретает расистский, антигуманный характер, оправдывая принудительные превентивные меры к лицам, не совершившим преступления.

Антропологической школе противостоит учение о социальной природе преступности. Преступность, по мнению представителей этого учения, является по своей природе сугубо социальным явлением. И корни ее надо искать не в природе человека, а в экономических, политических и иных социальных условиях жизнедеятельности личности. Так считали К. Маркс и Ф. Энгельс, связывавшие преступность с пороками буржуазного общества: частной собственностью, неравенством, обнищанием трудящихся и утверждавшие что она исчезнет в коммунистическом обществе[12]. Эти идеи явились методологической основой и для советской криминологии.

Долгое время в советской криминологии господствовал единый методологический подход к общественным явлениям, основанный на марксизме-ленинизме, преимущественно в догматической его интерпретации. Были сделаны следующие основные выводы:

1. Преступность появилась с возникновением частной собственности, с разделением общества на классы, с образованием таких социальных институтов, как государство и право. Преступность - исторически преходящее явление. Это неотъемлемая часть социальной действительности в эксплуататорских общественно-экономических формациях (рабовладельческой, феодальной и буржуазной). Экономически господствующий класс, развращенный частной собственностью, экономической и политической властью, не считается ни с какими запретами и совершает преступления. Отдельные представители эксплуатируемого класса вследствие своей нищеты для улучшения материального положения также вынуждены вести себя неправомерно. Одно из самых тяжких преступлений в обществе, расколотом на классы, - борьба эксплуатируемых масс за политическую власть, сопротивление угнетению.

2. В советской криминологии отмечалось, что для того чтобы ликвидировать преступность как явление, необходимо устранить разделение общества на классы. Это положение обычно подтверждали цитатами из работ классиков марксизма-ленинизма, которые полагали, что решение проблемы преступности зависит от пролетарской революции. Уничтожив эксплуататорские классы и порождаемые ими социальные антагонизмы, революция подрубит самый корень преступности. “...Мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы неизбежно начнут отмирать”[13].