3. Внешняя среда компании в России отличается высокой политической и экономической нестабильностью, в том числе и в области налогового законодательства, влияющей на инвестиционную привлекательность всех промышленных предприятий.
4. Следует особо выделить специфику такой структурной составляющей, как персонал. Во-первых, ввиду высокой социальной значимости крупных предприятий на них практически невозможно резко изменить численность работающих. Во-вторых, ощущается недостаток управляющих, профессионально подготовленных для работы в изменившихся условиях, особенно в среднем управленческом звене, что усугубляет психологическое сопротивление изменениям. В-третьих, - некоторый неуместный консерватизм высшего руководства, а ведь именно оно должно стать идеологом и движущей силой децентрализации. Названные причины еще более усиливают инертность данной структурной составляющей.
Таким образом, с учетом перечисленных осложняющих моментов стандартный сценарий децентрализации в форме простого дробления организационной структуры с выделением новых юридических лиц (дочерних предприятий) не может устранить реальной причины кризиса - несоответствия рыночного, производственного и управленческого потенциала предприятия изменившимся условиям внешней среды. Подобный неэкономический характер преобразований в структуре собственности не выводит предприятие из кризиса, а приводит к простому переделу имущества. Кроме того, децентрализация, начавшаяся с разделения крупного предприятия на несколько более мелких, может выйти из-под контроля руководства, что приведет к образованию нескольких неуправляемых и непрозрачных структурных подразделений.
Для сохранения управляемости структурные преобразования рекомендуется проводить с учетом следующих моментов:
целенаправленной эволюции. Любые структурные преобразования должны проводиться с учетом стратегических ориентиров предприятия. В этом заключается необходимое условие их эффективности. И в данной ситуации предприятие должно пройти все этапы эволюционного развития, но в более сжатые сроки. При этом следует стремиться к максимальной параллельности адаптационных процессов в отдельных функциональных блоках;
комплексности и полной диагностики. Структурные преобразования какой-либо функции не дадут ощутимых результатов, если предыдущие функции выполняются неадекватно. Так, даже идеальные управленческий учет и управление финансовыми потоками при отсутствии денежного наполнения в реализации не позволят предприятию избежать неплатежеспособности. С другой стороны, отсутствие денежного наполнения нередко означает не столько слабость организации сбытовой деятельности, сколько неадекватность конструкции и технологии изготовления продукции. Поэтому должна быть проведена тщательная диагностика и поэтапная настройка всех функций и подфункций системы управления;
мониторинга. Способность к эволюции и адаптации определяется реальной возможностью системы управления отражать и интерпретировать информацию о внешних и внутренних процессах. Этого можно достичь организовав мониторинг всех внешних и внутренних факторов (детерминированных и стохастических), существенно влияющих на бизнес в целом и децентрализацию в частности;
внутрифирменного обучения. Персонал является самой инертной структурной составляющей, поэтому мероприятия по проведению децентрализации в части подготовки и переподготовки персонала должны планироваться с наибольшей тщательностью и интенсивностью.
Поэтапный эволюционный характер преобразований в сочетании с анализом адекватности системы управления позволяет эффективно провести децентрализацию, облегчает восприятие изменений персоналом.
За последние 10-15 лет структура управления станкоинструментальной промышленности в стране подверглась кардинальной реорганизации — от центрального органа управления, какими были Министерства и ведомства по отрасли промышленности, до холдинговой компании, объединяющей на добровольной основе более 50% предприятий отрасли.
Сравнительный анализ продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях и за рубежом показал, что уже к началу 80-х годов Запад опережал, в частности по качеству автоматических станков, оснащении их электронным оборудованием, на других высокотехнологичных направлениях станкостроения. Широкое использование зарубежного опыта позволило к 1985-1986 гг. заключить около 70 генеральных соглашений с зарубежными фирмами о сотрудничестве, кооперированном производстве, совместных разработках изделий. В 1989 г. в Париже состоялась станкостроительная выставка, и российские производители показали там более 40 образцов машин, станков, изготовленных совместно с немецкими, итальянскими и японскими фирмами, которые были абсолютно конкурентоспособны с лучшими зарубежными разработками, и практически все были закуплены непосредственно в выставочном павильоне.
Анализ организации производства в стране побудил провести структурную перестройку в управлении отраслью на основе зарубежного опыта корпоративного управления в соответствии с государственными документами законами о кооперации и государственном предприятии. Созданная новая структура представляла собой государственное акционерное объединение (ГАО).
Позднее ГАО было преобразовано в открытое акционерное общество, каким является компания «Росстанкоинструмент». Принятая организационная форма приватизации лучший путь разгосударствления таких становых отраслей экономики, как станкостроительная отрасль.
В целом ряде стран имеются национальные ассоциации, которые концентрируют информацию, проводят маркетинговые исследования, осуществляют постоянную связь с основными крупными потребителями, обеспечивают правительственные органы необходимой квалифицированной информацией и т.д. Все это делается в интересах членов ассоциаций — производителей продукции. В Европе, например, (национальные ассоциации производителей станкоинструментальной продукции стран ЕС объединились в Европейскую ассоциацию «Sesimo» со штаб-квартирой в Брюсселе. Кроме исполнительного аппарата эта ассоциация имеет рад комитетов по стандартизации, унификации, выработке единых требований для западного рынка, развитию кооперации и т.д. Дирекция ассоциации представляет и защищает интересы национальных ассоциаций в структурах ЕС.
Ничего подобного до сих пор нет в России. Более того, официальные власти игнорируют существование негосударственных отраслевых структур и практически не работают по защите интересов государства.
Такая позиция представляется ошибочной, она неизбежно приводит к потере всякой отраслевой управляемости, и в конечном счете к развалу производств, да и целых отраслей.
Реализация федеральной программы требует постоянной координации действий участников, создания нормативной и законодательной базы. К сожалению, сегодня такой координацией в стране никто не занимается.
В странах, где развито станкостроение, этим занимаются национальные ассоциации, при которых функционируют соответствующие структуры. Правительство не может проводить эту работу. Она должна выполняться профессионалами на отраслевом уровне.
Высокоэффективное станкостроение создает благоприятные условия для выпуска широкой номенклатуры изделий с минимальными затратами, обеспечивает здоровые и привлекательные условия труда и экологическую чистоту производства. Использование результатов работы станкостроительных предприятий характеризуется возможностью массового применения новых технических решений в других отраслях промышленности и вытекающей отсюда масштабностью получаемого эффекта.
Особенность станкостроения в том, что, определяя уровень производительных сил в стране и степень ресурсных затрат в промышленности, само оно не является производителем конечного потребительского продукта. Рынок потребительских товаров влияет на станкостроительную промышленность опосредованно, через деловую и инвестиционную активность в конечных отраслях промышленности, прежде всего в машиностроении. Поэтому стратегически важно своевременное поступление наукоемких технологий на базе современных станков и другого оборудования и инструмента в те машиностроительные отрасли, которые непосредственно выходят со своей продукцией на рынок технически сложных потребительских товаров и обеспечивают доминирующие позиции отечественного производства на внутреннем рынке.
Особую значимость на современном этапе имеет также проблема обновления на новом технологическом уровне парка технологического оборудования России, насчитывающего более 2 млн. единиц. Этот парк на 90% сформирован из отечественного оборудования, и его модернизацию неизбежно придется проводить на базе российского станкостроения. Масштабное использование импорта для этой цели неприемлемо ни с экономической точки зрения, ни по соображениям технологической безопасности страны. В последние же годы парк оборудования обновляется крайне незначительно, что привело к его глубокому моральному и физическому старению.
Мировой опыт показывает, что в среднем за 5-летний период производительность выпускаемого оборудования повышается в 1,5-1,6 раза при радикальном совершенствовании его структуры, до 20% снижается удельная металлоемкость и на 12-15% — удельная энергоемкость. При этом большое внимание уделяется повышению надежности и сокращению затрат на техническое обслуживание и ремонт.