Смекни!
smekni.com

Антикризисное управление (стр. 10 из 12)

3. Внешняя среда компании в России отличается высокой политической и экономической нестабильностью, в том числе и в области налогового законодательства, влияющей на инвестиционную привлекательность всех промышленных предприятий.

4. Следует особо выделить специфику такой структурной составляющей, как персонал. Во-первых, ввиду высокой социальной значимости крупных предприятий на них практически невозможно резко изменить численность работающих. Во-вторых, ощущается недостаток управляющих, профессионально подготовленных для работы в изменившихся условиях, особенно в среднем управленческом звене, что усугубляет психологическое сопротивление изменениям. В-третьих, - некоторый неуместный консерватизм высшего руководства, а ведь именно оно должно стать идеологом и движущей силой децентрализации. Названные причины еще более усиливают инертность данной структурной составляющей.

Таким образом, с учетом перечисленных осложняющих моментов стандартный сценарий децентрализации в форме простого дробления организационной структуры с выделением новых юридических лиц (дочерних предприятий) не может устранить реальной причины кризиса - несоответствия рыночного, производственного и управленческого потенциала предприятия изменившимся условиям внешней среды. Подобный неэкономический характер преобразований в структуре собственности не выводит предприятие из кризиса, а приводит к простому переделу имущества. Кроме того, децентрализация, начавшаяся с разделения крупного предприятия на несколько более мелких, может выйти из-под контроля руководства, что приведет к образованию нескольких неуправляемых и непрозрачных структурных подразделений.

Для сохранения управляемости структурные преобразования рекомендуется проводить с учетом следующих моментов:

целенаправленной эволюции. Любые структурные преобразования должны проводиться с учетом стратегических ориентиров предприятия. В этом заключается необходимое условие их эффективности. И в данной ситуации предприятие должно пройти все этапы эволюционного развития, но в более сжатые сроки. При этом следует стремиться к максимальной параллельности адаптационных процессов в отдельных функциональных блоках;

комплексности и полной диагностики. Структурные преобразования какой-либо функции не дадут ощутимых результатов, если предыдущие функции выполняются неадекватно. Так, даже идеальные управленческий учет и управление финансовыми потоками при отсутствии денежного наполнения в реализации не позволят предприятию избежать неплатежеспособности. С другой стороны, отсутствие денежного наполнения нередко означает не столько слабость организации сбытовой деятельности, сколько неадекватность конструкции и технологии изготовления продукции. Поэтому должна быть проведена тщательная диагностика и поэтапная настройка всех функций и подфункций системы управления;

мониторинга. Способность к эволюции и адаптации определяется реальной возможностью системы управления отражать и интерпретировать информацию о внешних и внутренних процессах. Этого можно достичь организовав мониторинг всех внешних и внутренних факторов (детерминированных и стохастических), существенно влияющих на бизнес в целом и децентрализацию в частности;

внутрифирменного обучения. Персонал является самой инертной структурной составляющей, поэтому мероприятия по проведению децентрализации в части подготовки и переподготовки персонала должны планироваться с наибольшей тщательностью и интенсивностью.

Поэтапный эволюционный характер преобразований в сочетании с анализом адекватности системы управления позволяет эффективно провести децентрализацию, облегчает восприятие изменений персоналом.

2.4. Корпоративное управление на примере компании «Росстанкоинструмент».

За последние 10-15 лет структура управления станкоинструментальной промышленности в стране подверг­лась кардинальной реорганиза­ции — от центрального органа управления, какими были Мини­стерства и ведомства по отрасли промышленности, до хол­динговой компании, объединяю­щей на добровольной основе бо­лее 50% предприятий отрасли.

Сравнительный анализ про­дукции, выпускаемой на отечест­венных предприятиях и за рубе­жом показал, что уже к нача­лу 80-х годов Запад опережал, в частности по качеству автомати­ческих станков, оснащении их электронным оборудованием, на других высокотехнологичных на­правлениях станкостроения. Широкое использование зарубежного опыта позволило к 1985-1986 гг. заключить около 70 гене­ральных соглашений с зарубеж­ными фирмами о сотрудничест­ве, кооперированном производ­стве, совместных разработках из­делий. В 1989 г. в Париже состоя­лась станкостроительная выстав­ка, и российские производители показали там более 40 образцов машин, стан­ков, изготовленных совместно с немецкими, итальянскими и японскими фирмами, которые были абсолютно конкурентоспо­собны с лучшими зарубежными разработками, и практически все были закуплены непосредствен­но в выставочном павильоне.

Анализ организации производства в стране побудил провести структурную пе­рестройку в управлении отраслью на основе зару­бежного опыта корпоративного управления в соответствии с государственными документами законами о кооперации и государ­ственном предприятии. Созданная новая структура представляла собой государ­ственное акционерное объедине­ние (ГАО).

Позднее ГАО было преобра­зовано в открытое акционерное общество, каким является компа­ния «Росстанкоинструмент». При­нятая организационная форма приватизации лучший путь разгосудар­ствления таких становых отрас­лей экономики, как станкострои­тельная отрасль.

В целом ряде стран имеются национальные ассоциации, которые концентрируют инфор­мацию, проводят маркетинговые исследования, осуществляют по­стоянную связь с основными крупными потребителями, обес­печивают правительственные ор­ганы необходимой квалифици­рованной информацией и т.д. Все это делается в интересах членов ассоциаций — производителей продукции. В Европе, например, (национальные ассоциации про­изводителей станкоинструмента­льной продукции стран ЕС объе­динились в Европейскую ассоци­ацию «Sesimo» со штаб-кварти­рой в Брюсселе. Кроме исполни­тельного аппарата эта ассоциа­ция имеет рад комитетов по стан­дартизации, унификации, выра­ботке единых требований для за­падного рынка, развитию коопе­рации и т.д. Дирекция ассоциа­ции представляет и защищает ин­тересы национальных ассоциа­ций в структурах ЕС.

Ничего подобного до сих пор нет в России. Более того, официальные власти игнорируют существование негосударствен­ных отраслевых структур и прак­тически не работают по за­щите интересов государства.

Такая позиция пред­ставляется ошибочной, она неиз­бежно приводит к потере всякой отраслевой управляемости, и в конечном счете к развалу произ­водств, да и целых отраслей.

Реализация федеральной программы требует постоянной координации действий участни­ков, создания нормативной и за­конодательной базы. К сожале­нию, сегодня такой координа­цией в стране никто не занимает­ся.

В странах, где развито стан­костроение, этим занимаются на­циональные ассоциации, при кото­рых функционируют соответст­вующие структуры. Правительст­во не может проводить эту работу. Она должна выполняться про­фессионалами на отраслевом уровне.

Высокоэффективное ста­нкостроение создает благоприят­ные условия для выпуска широ­кой номенклатуры изделий с ми­нимальными затратами, обеспе­чивает здоровые и привлекатель­ные условия труда и экологиче­скую чистоту производства. Ис­пользование результатов работы станкостроительных предприя­тий характеризуется возможно­стью массового применения новых технических решений в других от­раслях промышленности и вытекающей отсюда масштабностью по­лучаемого эффекта.

Особенность станкострое­ния в том, что, определяя уровень производительных сил в стране и степень ресурсных затрат в про­мышленности, само оно не явля­ется производителем конечного потребительского продукта. Ры­нок потребительских товаров влияет на станкостроительную промышленность опосредован­но, через деловую и инвестици­онную активность в конечных от­раслях промышленности, прежде всего в машиностроении. Поэто­му стратегически важно своевре­менное поступление наукоемких технологий на базе современных станков и другого оборудования и инструмента в те машинострои­тельные отрасли, которые непо­средственно выходят со своей про­дукцией на рынок технически сложных потребительских това­ров и обеспечивают доминирую­щие позиции отечественного про­изводства на внутреннем рынке.

Особую значимость на со­временном этапе имеет также проблема обновления на новом технологическом уровне парка технологического оборудования России, насчитывающего более 2 млн. единиц. Этот парк на 90% сформирован из отечественного оборудования, и его модерниза­цию неизбежно придется прово­дить на базе российского станко­строения. Масштабное использо­вание импорта для этой цели неп­риемлемо ни с экономической точ­ки зрения, ни по соображениям технологической безопасности страны. В последние же годы парк оборудования обновляется крайне незначительно, что при­вело к его глубокому моральному и физическому старению.

Мировой опыт показывает, что в среднем за 5-летний период производительность выпускае­мого оборудования повышается в 1,5-1,6 раза при радикальном со­вершенствовании его структуры, до 20% снижается удельная ме­таллоемкость и на 12-15% — уде­льная энергоемкость. При этом большое внимание уделяется по­вышению надежности и сокра­щению затрат на техническое об­служивание и ремонт.