К примеру, для обнаружения следов преступления на теле гражданина необходимо произвести освидетельствование, на его одежде – осмотр, в карманах, складках одежды – личный обыск, в его жилище – обыск. Явные следы преступления, обнаруженные в таких местах, служат серьезной уликой против данного лица. Именно поэтому законодатель считает необходимым связывать обнаружение явных следов преступления с правом следователя подвергнуть лицо задержанию.
Явными нужно считать такие следы, происхождение которых не вызывает сомнения в их связи с преступлением. Однако, это не означает, что обнаружение явных следов преступления достаточно для доказательства виновности лица. Явные следы преступления могут оказаться и у ошибочно заподозренного (например, при инсценировке кражи с подбрасыванием некоторых из похищенных предметов в жилище непричастного лица). Установить происхождение следов преступления – задача дальнейшего расследования.
4. Все другие факты, которые выступают в качестве основания задержания, законодатель объединяет в понятие «иные данные». Естественно, в законе их невозможно предусмотреть заранее. К их числу можно отнести и данные, полученные оперативно-розыскным путем, если они надлежащим образом зафиксированы в уголовном деле. Для использования таких данных с наименьшей вероятностью ошибки закон вводит условия правомерности их отнесения к основанию задержания. При наличии «иных данных» задержание возможно, если подозреваемый покушается на побег, или когда он не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена его личность. В каждом конкретном случае названные условия могут выступать отдельно или в совокупности.
Для осуществления такого следственного действия, как задержание, одного только основания не достаточно, ввиду чего закон предусматривает дополнительную гарантию обоснованности задержания – его мотив.
Мотив задержания выступает в качестве побудительного начала при наличии законного основания подвергнуть подозреваемого кратковременному аресту. Поэтому мотивом задержания должно быть реальное опасение, что подозреваемый, оставаясь на свободе, может скрыться от следствия, помешает установлению его причастности к совершению преступления или будет продолжать преступную деятельность.
Во всех случаях при наличии законного основания и обоснованного мотива задержание допустимо, если лицо подозревается в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Орган дознания осуществляет задержание как по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по которым оно не обязательно.
В соответствии со ст. 127 УПК РСФСР право задерживать подозреваемого принадлежит следователю. Ст. 127(1) УПК РСФСР прямо не указывает на право начальника следственного отдела задерживать подозреваемого. Однако, это право ему принадлежит, поскольку по закону он может участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие.
Закон не предусматривает участие понятых при задержании. Но когда задержание сопровождается личным обыском, понятые должны быть обязательно приглашены для участия в этом следственном действии.
Задержать подозреваемого на месте преступления и доставить в милицию могут потерпевшие, очевидцы, другие граждане, а также представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка. однако, в процессуальном смысле задержание осуществляет тот орган, который принимает об этом решение. Если решение о задержании подозреваемого принято следователем и по его письменному поручению фактически исполнено органом дознания, необходимо считать, что рассматриваемое процессуальное действие в данном случае произведено следователем.
Орган дознания (а также следователь) обязан в течении 24 часов сделать письменное сообщение прокурору о задержании подозреваемого. В течении 48 часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор должен дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.
Протокол задержания составляется согласно общим правилам (ст.141, 142 УПК РСФСР). Дополнительные реквизиты (основание, мотив задержания) указываются в соответствии с требованиями ст.122 УПК РСФСР. В протоколе отражаются данные о лице, производящем задержание (должность, звание, фамилия), затем данные о задержанном (фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место работы, сведения о документе, удостоверяющем личность). Обязательно отмечаются начало и окончание задержания.
Если задержанию предшествует захват подозреваемого на месте совершения преступления, то началом задержания следует считать момент доставления задержанного в орган внутренних дел и составление протокола. Когда же задержание подозреваемого осуществляется по постановлению следователя, то началом задержания следует считать момент объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о задержании.
Окончанием задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, является его фактическое освобождение по предусмотренным законом основаниям.
Исходя из этого, исчисляется время нахождения подозреваемого под стражей.
О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляет его семью, если известно ее местожительства. При задержании по подозрению в совершении преступления семья подозреваемого уведомляется, если в результате этого не возникают препятствия для установления истины по уголовному делу.
О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие (ст.5 Положения о кратковременном задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления).
Поскольку одновременно с задержанием производится личный обыск, о нем тоже составляется протокол.
Так как задержание выступает в роли не только меры процессуального принуждения, но и средства установления обстоятельств, которые служат основанием для лишения свободы, в графе «Основания задержания» должны быть приведены доказательства причастности подозреваемого к совершению преступления. Их получают при выполнении следственных действий (например, осмотра, обыска, допроса, личного обыска, освидетельствования), предшествующих решению о задержании. Доказательства нередко обнаруживаются и непосредственно при задержании: в частности, указание очевидцев и потерпевших на данное лицо как на совершившее преступление; сведения о том, что преступник застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения, с орудием преступления в руках, в момент перенесения похищенного. Отражение доказательств в протоколе задержания является эффективным способом собирания и сохранения информации.
Протокол задержания служит основанием для помещения подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС). Предусмотрены специальные бланки (строгой отчетности) этого документа. Протокол задержания, составленный лицом, который производил дознание, утверждается начальником органа дознания. Протокол, составленный следователем, утверждению не подлежит. Протокол задержания подшивается к уголовному делу, а дубликат приобщается к делу на содержащегося под стражей. На корешке бланка, который остается в дежурной части органа внутренних дел, помимо иных данных проставляется дата избрания меры пресечения или освобождения подозреваемого из ИВС.
Статья 3 Положения о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. предусматривает в некоторых случаях составление постановления о выполнении этого действия. Такая необходимость возникает, например, когда один орган, имеющий право на задержание, в порядке отдельного поручения доверяет произвести задержание другому органу. Постановление о задержании является процессуальным документом и потому должно отвечать требованиям, предъявляемым к постановлениям, выносимым при производстве дознания или предварительного следствия. В постановлении отмечается, где и когда оно вынесено, каким органом или должностным лицом. В описательной части обязательно излагаются кратко обстоятельства дела, а также приводятся основание и мотив задержания. В резолютивной части должно быть указано, кто подлежит задержанию и кому поручается осуществить этот акт.
Об освобождении из ИВС орган дознания или следователь, как правило, выносят специальное постановление, хотя такое процессуальное решение законодательством не предусмотрено. Практикой выработана форма этого постановления: указываются время, место его вынесения, должность, звание, фамилия следователя или лица, производящего дознание. Описательная часть содержит данные об основании, мотиве и времени задержания, указание на причины. в силу которых эта мера процессуального принуждения отменяется, и точное время освобождения (дата, часы, минуты).
Постановление объявляется под роспись подозреваемому. Одни экземпляр постановления хранится в документации ИВС, другой приобщается к уголовному делу. Вместо вынесения постановления следователь может дать начальнику ИВС письменное указание об освобождении подозреваемого. Решение об освобождении из ИВС орган дознания или следователь принимают либо самостоятельно, либо по указанию прокурора.
Ошибки в организации задержания нередко влекут за собой тяжкие последствия: преступник может уклониться от следствия и суда, продолжить преступную деятельность; погибнуть в результате оказанного им сопротивления; уничтожить важные улики и т.д. Поэтому особая роль отводится подготовке к задержанию.