Следовательно, творчество учителя можно более конкретно определить как процесс создания новых путей решения различных типов педагогических задач / 14 /.
Психологические особенности решения педагогических задач сближают деятельность учителя с художественным творчеством, так как творческий процесс всегда связан с созданием новых духовных или материальных ценностей. Однако творческая деятельность учителя специфична, поскольку объект педагогической деятельности—развивающаяся личность подростка—является одновременной субъектом, активным участником процесса воспитания. Если писатель создает новые образы литературных героев, то учитель формирует личность, также способную создавать материальные и духовные ценности .
Творчество не исключает систему и планомерность в работе. Учителя-мастера, учителя-творца характеризуя осознание общей цели воспитания как его личной задачи, умение планировать свою деятельность и деятельность учеников, умение проектировать личность каждого воспитанника, отбирая методы, средства, формы воздействия на него. Не имея определенного минимума знаний и умений в работе с учениками, большинство учителей начинают путь к мастерству с бесконечных проб и досадных ошибок. Они идут длинным путем и нередко вслепую, стихийно подбирают приемы и методы педагогического воздействия. Такой путь продолжителен, тернист и, как правило, малорезультативен.
Педагогическая теория не в состоянии дать рецепт на каждый конкретный случай практики. И педагогическая психология не может передать все те неповторимые ситуации, с которыми сталкивается учитель. Но учитель, вооруженный системой педагогических средств и психологических знаний, сможет в конкретной ситуации взаимодействия с воспитанниками отыскать оптимальный способ решения возникшей педагогической задачи.
Однако не только от знаний и умений зависит успех воспитания. Учитель влияет на ребенка всей своей личностью, своими взглядами на жизнь, своим отношением к людям, к обществу. Подлинная человечность учителя как выражение самой сути нравственности является главнейшим фактором педагогического влияния.
Конечно, было бы неверно противопоставлять знание методов воспитания личностным качествам учителя. Но все же необходимо заметить, что методы сами по себе, как правило, нейтральны, их применение всецело зависит от личности учителя, от его мировоззрения, доброты и честности, непримиримости ко злу и заинтересованности в судьбах детей.
Воспитатель, который сумеет “нажить себе прекрасную душу” (так сказал Горький о Макаренко), полюбить детей, какими бы они ни были, с большей вероятностью достигнет вершин воспитательного искусства, чем тот, кто делает ставку лишь на методы и голую методику. Только синтез знаний и умений, личного благородства, культуры, духовного богатства учителя может привести его к подлинному творчеству / 4 /.
1.6. Творчество в процессе преподавания ОРУ
Как известно под творчеством понимается деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей , а также порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не имевшие место. Применительно к нашему случаю, под творчеством учителя, преподавателя понимается создание физических культурных ценностей через создание качественно новых подходов к подготовке и проведению общеразвивающих упражнений известным практике способом. При этом культурная ценность будет, видимо, заключаться в новом, неизвестном ранее "звучании", способа проведения 0.Р.У. в его образовательном, воспитательном и оздоровительном аспектах влияния на занимающихся. Следует подчеркнуть, что творчество преподавателя в подготовке и проведении ОРУ привносит новое в профессиональное образование студентов. Выпускники факультета, воспитанные в духе творческой деятельности, несут образовательные ценности ученикам школы в области физической культуры, развивая, в свою очередь, творческую активность у будущих студентов ФФК. А это создает реальные предпосылки для формирования качественно новых исходных позиций в подготовке преподавателя физической культуры и спорта.
Основными направлениями проявления творчества при подготовке и проведении ОРУ могут быть:
- подбор содержания музыкального сопровождения или формы подсчета;
- подбор упражнений в подготовительной части ;
- подбор упражнений основной части;
-подбор упражнений заключительной части ;
Музыкальное сопровождение является .важнейшим элементом в любом способе О.Р.У.. Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться, во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном применении. Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, отечественной культуры, использовании существующих современных музыкальных направлений. При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движениями содержания музыки. Содержание фонограммы может носить как однохарактерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведении, так и комплексную, с разно плановым музыкальным содержанием. При этом каждое новое упражнений может выполняться под "свою" музыку, что таит в себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями.
При подборе музыкального сопровождения надо учитывать:
- соответствие музыки содержанию упражнений;
- качество музыки как произведения искусства;
- соответствие музыки возрасту занимающихся;
- темп исполнения упражнения и соответствующий ему темп выбранного музыкального произведения;
- четкость и равномерность метрического отсчета;
- плавную преемственность музыкальных фрагментов для каждого отдельного упражнения или оправданную контрастность частей музыкального сопровождения;
- необходимость общего культурного, эстетического воспитания .
Рекомендуется разумное сочетание или чередование в разных комплексах народной музыки современных эстрадных ритмов. Надо помнить, что непопулярные музыкальные произведения, а такие вульгарные мелодии не несут творческой ценности.
Творчество в подборе упражнений подготовительной части может проявиться в использовании большого разнообразия шагов, прыжков, танцевальных действий, элементов акробатики, сочетания отмеченных групп упражнений, применения коллективных действий, гимнастических предметов и снарядов.
Шаги: походный, строевой, с различными положениями рук и с изменением положений рук, перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы, на носках, выпадами, приставные, в полуприседе, в приседе, окрестные, с махом и выпадом вперед на рунах в упоре лежа, в упоре лежа сзади, с предметами (обруч, гимнастическая палка, скакалка, набивной мяч и др.) и др.
Прыжки : на двух, на двух с зигзагом, на одной, поочередно на одной, другой, на двух, скрестным шагом, с различным положением рук, с изменением положения рук, в полуприседе, из приседа в присед, с махом одной и толчком другой, на четвереньках.
Возможно сочетание различных вариантов шагов, прыжков, шагов и прыжков.
Творчество в подборе и применении упражнений может проявиться в:
- выборе упражнении, соответствующих конкретной типовой схеме О.Р.У.;
- выборе упражнений, максимально отвечающих требованиям каждого упражнения типовой схемы ;
- разработке специальных требований, методических указаний, способствующих при их реализации максимальному эффекту от выполнения упражнения ;
- применении упражнений парах, шеренгах, взявшись за руки, в колоннах по два;
- использовании в упражнениях гимнастических предметов, гимнастических скамеек;
- в нестандартных исходных положениях, принимаемых в конце упражнения.
Творчество в подборе упражнений части возвращения может проявиться в применении:
- бега, бега по заднему маршруту, бега со сгибанием ног назад, бега с поочередными взмахами прямыми ногами вперед и назад;
- спортивного шага;
- танцевальных шагов /даны выше/;