Спортивный врач обязан знать основы теории и методики спортивной тренировки. Без знаний в этой области он не может состояться как специалист по спортивной медицине. Однако сегодня при создании этого курса для спортивных врачей следует учитывать многочисленные кардинальные разногласия, возникшие в данном направлении спортивной науки в последние десятилетия [4, 5, 9-11, 17, 19, 25, 26]. Поэтому не исключено, что курс основ теории и методики спортивной тренировки должен быть построен заново при непосредственном участии спортивных педагогов-физиологов новой формации и подаваться врачам и спортивным педагогам прежде всего с физиологических позиций.
Спортивный врач обязан владеть методами современной психодиагностики. Однако следует отметить, что современная психология оторвана от физиологических реалий. В связи с этим нам остается лишь прогнозировать и по мере сил способствовать появлению нового направления науки - психофизиологии спорта.
Спортивная фармакология - одно из важнейших направлений функциональной реабилитации спортсменов. Но это направление никогда не разрабатывалось официальными органами здравоохранения и всегда было прерогативой подведомственных Комитету по физической культуре, спорту и туризму РФ закрытых структур. Сегодня ни в одном из вузов страны не готовят специалистов по спортивной фармакологии, более того, эта дисциплина ни в каком варианте никогда не входила и не входит в программу подготовки специалистов по лечебной физической культуре, врачебному контролю и спортивной медицине.
Исходя из приведенного ранее определения специальности "спортивная медицина", можно попытаться представить основную цель спортивной медицины как медико-биологическую подготовку спортсменов, включающую в том числе охрану их здоровья. С этих позиций мы попытались сделать наброски основных задач, стоящих передспортивной медициной в связи с решением проблем, возникающих в период многолетней подготовки спортсменов:
1. Медико-биологический отбор для занятий тем или иным видом спорта в соответствии с генетически обусловленными возможностями индивидуума и допуск к занятиям спортом и спортивным тренировкам на основании оценки состояния здоровья индивидуума.
2. Контроль за функциональным состоянием спортсмена не только в лабораторных условиях, но и (прежде всего!) в условиях осуществления им избранной спортивной деятельности.
3. Коррекция функциональных состояний спортсмена с применением средств и методов официальной и народной медицины или методов, разработанных на основе методов клинической медицины, - функциональная реабилитация (восстановление) спортсменов после тренировочных и соревновательных нагрузок.
4. Обеспечение роста тренированности (повышение специальной работоспособности) спортсмена с применением средств и методов, разработанных на основе методов клинической медицины.
5. Профилактика травм и заболеваний спортсменов в процессе их специфической деятельности.
6. Лечение травм и заболеваний спортсменов.
7. Реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.
8. Контроль за легитимностью использования спортсменами фармакологических препаратов и стимулирующих работоспособность средств.
Основываясь на необходимости решения спортивной медициной указанных задач, мы также попытались выделить ее составные части:
1. Врачебный контроль в спорте.
2. Функциональный контроль в спорте.
3. Функциональная реабилитация спортсменов и повышение спортивной работоспособности.
4. Терапия соматических и инфекционных заболеваний спортсменов.
5. Спортивная травматология.
6. Медицинская реабилитация спортсменов.
7. Допинг-контроль.
Врачебный контроль - одна из традиционных составных частей спортивной медицины [7, 8, 22, 23]. Однако до настоящего времени существует тенденция считать, что врачебный контроль и является собственно спортивной медициной. Во многом формированию такого мнения способствовало, с одной стороны, незнание врачами (включая специалистов по врачебному контролю) основ системной физиологии [1- 3, 17, 18, 21, 27, 28], с другой - непонимание ими реальных целей и задач, стоящих перед спортивным врачом. При этом неоправданные амбиции специалистов по врачебному контролю зачастую распространялись на сферы влияния спортивной педагогики, в частности тогда, когда врачи пытались (и пытаются сегодня!) оценивать уровень тренированности спортсмена, основываясь на данных, полученных при проведении неспецифических по отношению к избранной спортивной деятельности тестов [18]. Сегодня следует четко определить функции специалистов по врачебному контролю. Очевидно, это должно быть прежде всего экспертно -медицинское направление работы. При этом следует упомянуть недопустимую ограниченность методологической базы сегодняшнего врачебного контроля и еще раз - физиологически не оправданную амбициозность специалистов в данной области в плане их возможностей в оценке функционального состояния спортсменов.
В основе функционального контроля в спорте должен лежать постулат о невозможности оценки деятельности целостных функциональных систем (функциональных систем поведенческих актов) организма человека на основании данных о работе отдельных компонентов этих систем [1 - 3, 27, 28] и правило об абсолютной "функционально-структурной" специфичности поведенческих актов человека [18, 19, 21]. Принятие этих физиологических законов ставит функциональный контроль в строгие рамки и привязывает его к тренировочной и соревнова тельной деятельности спортсмена. Участвовать в проведении функционального контроля могут и специалисты по врачебному контролю, но функциональный контроль по своему содержанию - в большей степени физиолого -педагогическое, нежели врачебное мероприятие со многими не свойственными врачебному контролю задачами. Вместе с тем претензии физиологов на исключительное право проведения функционального контроля также не могут быть обоснованы, поскольку одна из его задач - выявление пограничных и патологических состояний, которые в ряде случаев могут быть диагностированы только при совершении спортсменом специфической деятельности. Кроме того, именно данные функционального контроля должны служить "материальным" основанием для использования тех или иных средств и методов функциональной реабилитации спортсмена, что должно являться уже сугубо врачебной прерогативой. Таким образом, функциональный контроль (непрерывный, периодический, этапный), осуществляемый прежде всего в "полевых" условиях (условиях, соответствующих тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена), - должен стать отдельной составной частью спортивной медицины. Прообразом для построения системы функционального контроля могут послужить комплексные научные группы, некогда работавшие со сборными командами страны. Однако огромным минусом работы комплексных научных групп, фактически сводившим к нулю ее стоимость, было реальное отсутствие единого системного принципа в оценке данных, получаемых чаще всего в абсолютно не связанных между собой исследованиях. Система функционального контроля в спортивной медицине должна строиться только в соответствии с четким пониманием стоящих перед исследовательским коллективом задач и основываться на принципах системности.
Создание специализированной службы функциональной реабилитации спортсменов и повышения их спортивной работоспособности - насущная проблема не только элитного, но и массового спорта [20]. Однако эти проблемы, например, в сборных командах страны, сегодня пытаются решать в основном спортивные фармакологи. Вместе с тем проблема восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок не может решаться исключительно с использованием фармакологических средств: эта проблема требует комплексного решения с применением как средств фармакологии, так и физиотерапии, бальнеотерапии, рефлексотерапии, массажа и проч. При этом следует констатировать, что, несмотря на обилие исследовательских работ в области восстановления и повышения спортивной работоспособности , сегодня отсутствует элементарная теоретическая база для создания системы комплексной функциональной реабилитации спортсменов.
Не секрет, что течение соматических заболеваний у спортсменов имеет свои особенности [7, 8, 22, 23] и это связано прежде всего со специфическим характером их деятельности. Эти особенности должны учитываться при лечении того или иного заболевания, но прежде всего они должны быть изучены. Однако задача изучения особенностей течения соматических заболеваний у спортсменов обуславливает необходимость знания врачом и особенностей нормального функционирования человеческого организма в различных видах спортивной деятельности. Таким образом, мы вновь приходим к необходимости создания общей теории болезни, без которой современная медицина вынуждена заниматься частностями. Следует сказать, что в середине XX века предпринимались попытки создания общей теории болезни, но они были малопродуктивны. А вспомнив о том, что "…для каждой патологической формы существует физиологический образец и что происхождение такой формы всегда может быть сведено на один из предсуществующих уже в организме образовательных процессов" [6], оценив направленность развития современной медицины в основном в сторону изучения частных патологических процессов в организме человека и признав несостоятельность господствующей по сей день "несистемной" теории адаптации [12, 13], следует констатировать неготовность и современной медицины к решению данной задачи. Сделав вывод из вышесказанного, можно обнародовать крамольную мысль о неспособности современных терапевтов (из-за отсутствия реальных знаний о системных особенностях функционирования организма человека вообще и спортсмена в частности) оценивать соматическую патологию у спортсменов и эффективно бороться с нею. Тем не менее сказанное - не эпитафия на надгробной плите терапевтического направления в спортивной медицине. Сказанное означает, что спортивной терапии как одному из направлений спортивной медицины еще только предстоит быть зачатой и родиться.