Смекни!
smekni.com

К проблеме развития теории физической культуры (стр. 2 из 6)

Вместе с тем переход к ТФК как к интегративной и самостоятельной научной дисциплине вполне закономерен и подготовлен всей логикой развития теоретического знания в сфере физической культуры в нашей стране. Об этом, в частности, свидетельствуют фундаментальные обзоры его генезиса с выделением соответствующих этапов, выполненные Л.П. Матвеевым [29], а также знаковые публикации в центральном журнале "Теория и практика физической культуры", явившиеся основанием для серьезных дискуссий на его страницах и предметом обсуждения на научных конференциях.

До начала 50-х гг. знания в сфере физической культуры, несмотря на наличие отдельных обобщающих работ в некоторых ее аспектах, все же преимущественно носили дифференцированный, поисковый, в большей мере эмпирический характер. Однако уже в 1960 г. в журнале Н.И. Пономаревым ставится вопрос об осмыслении физического воспитания как общественного явления [39], а в 1970 г. публикацией статьи А.Д. Новикова и В.М. Зациорского "О перестройке преподавания курса теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки в институтах физической культуры" и дискуссией в ее рамках фактически уже были заложены предпосылки, связанные с переходом от ТФВ к ТФК, хотя в прямом смысле слова речь о последней еще не шла. Вместе с тем было констатировано, что в ТФВ появились новые знания (упоминалась социология физического воспитания и спорта, моторика (антропомоторика) человека и т.п.), которые она была уже не в силах объяснить в рамках своего предмета, в связи с чем ставился вопрос о выходе на новый, более высокий, уровень обобщения знаний. Однако последний в этот период в большей мере предполагал их суммирование. Тенденция, связанная с суммированием дисциплин (ТФВ, теории спорта, социологии физического воспитания и спорта), сохранилась и в одних из первых публикаций по проблемам ТФК [40, 48]. Но уже в 1975 г. Л.П. Матвеевым в журнале была опубликована статья [26], затрагивающая вопросы формирования общетеоретических основ физической культуры и спорта с позиции обобщения знаний, имеющихся в их сфере (где намечались контуры данной теории, ее основная проблематика). Она явилась основой для обсуждения на двух всесоюзных конференциях (Москва, 1975 и 1977 гг.). В дискуссиях же на весьма представительной Всесоюзной научно-практической конференции (май 1986 г., Москва), поводом для которой явилась публикация в журнале двух статей В.И. Столярова "К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ)" [44], речь шла уже преимущественно об обосновании объекта и предмета ТФК. Однако анализ материалов, опубликованных как непосредственно перед конференцией, так и по результатам ее проведения, свидетельствует о том, что унифицированного подхода к определению этих базовых категорий ТФК найти не удалось, многообразие же их являлось предметом рассмотрения как в этот [44], так и в более поздний период [33]. На наш взгляд, на конференции, в обсуждаемых вопросах наиболее близко соприкоснулось рассмотрение сугубо теоретических аспектов формирования ТФК с ее исследованиями в культуроведчес ком плане, но существенного их взаимопроникновения , к сожалению, не произошло. В то же время интеграционный аспект в осмыслении путей построения данной теории выходил на одно из ведущих мест.

В пятнадцатилетний период, предшествующий конференции, в ряде публикаций Л.П. Матвеева, целенаправленно посвященных формированию ТФК, при определении ее предмета [26, с. 69; 27, с. 69; 28, с. 14; 30, с. 43; 38, с. 17, 101 и мн. др.] справедливо подчеркивалась важность нахождения того целостно-интегративного, целостно-системного, существенно -общего, что позволяет осмыслить всю совокупность основных компонентов, наиболее важных свойств и связей, закономерностей функционирования и развития и т.п. физической культуры, что было весьма ценным. В вышеупомянутых статьях В.И. Столярова также отмечалось, что среди многих подходов к определению предмета ТФК (в рамках одной науки) важен тот, который изучит "… общие свойства и закономерности функционирования и развития, присущие различным видам и формам физической культуры, абстрагируясь от их специфических особенностей". Если же речь идет о теориях, включающих комплекс частных наук, то эффективный путь их объединения в одну связан с координацией их разработки, осуществляе мой "на основе того общего, системного представления об изучаемом объекте и процессе его познания, которое формируется в рамках метатеории. Последняя включается в комплексную теорию и составляет ее главный стержневой компонент" [44, с. 47-48].

Эти мысли, безусловно, были достаточно актуальны для того времени, ибо делали акцент на интеграции различных аспектов знания об изучаемом объекте (а не на их суммации), в целом правильно намечали подходы к определению предмета ТФК. Однако что же им (предметом) конкретно является, так и не становится полностью ясным. Без четкого же представления объекта и предмета этой теории (как и любой другой) затруднительно с перспективой на будущее разрабатывать ее содержательные и структурные характеристики.

Конференция (Москва, 1986), несомненно, способствовала углубленному осмыслению сущности физической культуры, определению подходов к формированию ее теории. В то же время она показала, что многие проблемы в этой области разработаны очень слабо или даже не обозначены: неглубоко выяснена сущность физической культуры, и прежде всего с философско-культуроведческих позиций; нет четкого понимания методологических подходов к ее изучению; слабо представлен системный характер физической культуры; неполно раскрывается связь ТФК с реальной практикой. В выступлениях на конференции отмечалась большая сложность, дискуссионность рассматриваемых проблем ТФК, наличие многих "белых пятен" в ее формировании.

После 1986 г. фактически шло накопление знаний о физической культуре. Это позволило выполнить по отдельным блокам ее изучения ряд важных работ интегративного характера, способствующих дальнейшему, более углубленному, осмыслению вопросов ТФК (В.У. Агеевец, В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, М.М. Боген, П.А. Виноградов, В.М. Выдрин, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, Д.Д. Донской, С.В. Дмитриев, С.П. Евсеев, В.В. Кузин, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев, Г.Г. Наталов, Ю.М. Николаев, С.Д. Неверкович, Н.И. Пономарев, Н.А. Пономарев, В.А. Пономарчук, Р.А. Пилоян, В.И. Столяров, Г.Ф. Шитикова и др.). Однако и в настоящее время, несмотря на значительную актуальность данной тематики и большой прирост знания в сфере физической культуры, реальные пути формирования ее теории, позволяющие вывести ее на системный уровень, остаются все еще недостаточно ясными, и прежде всего в методологическом плане. И это несмотря на появление достаточно фундаментального диссертационного исследования, специально посвященного вопросам предметной интеграции теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания [33].

Все это свидетельствует о неординарности теории физической культуры, эффективность построения которой во многом определяется раскрытием сущности этого сложного феномена, чему в 90-е гг. было уделено особое внимание [4, 5, 9, 23, 45, 49]. Анализ этих взглядов и собственные исследования [37] позволяют сделать вывод о том, что физическую культуру нельзя рассматривать вне учета таких основополагающих для нее характеристик, как единство телесного (физического) и духовного в человеке, понимания человека как целостности, интегральной индивидуальности , дающих возможность посмотреть с определенных методологических позиций на формирование ее теоретических основ.

Концептуальные подходы к формированию ТФК. По нашему мнению, существует ряд взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга концептуальных положений, на которые необходимо опираться при построении современной и особенно сориентированной на будущее ТФК.

Первое. Красной нитью через весь содержательный материал формируемой теории должен проходить человек, а выступать определяющей - человекотвор ческая функция физической культуры. Ведь именно человек является объектом и субъектом культуры.

Это предполагает более полную реализацию в учебно-воспитательном и тренировочном процессах сферы физической культуры, физкультурного воспитания, положений гуманизации, гармонизации, демократизации, интеллектуализации [23], что особенно важно в связи с изменившимися с начала 90-х годов ценностными ориентациями общественно-политической системы, ставящей в центр культуросообразного процесса формирование самого человека.

К сожалению, зачастую в статьях, учебных пособиях, учебниках по теоретическим основам физического воспитания, физической культуры это положение, связанное с личностно ориентированным обучением, достаточно убедительно не просматривается, а в большей мере акцентируется внимание на внешних, организационных формах (компонентах) физической культуры (физическом воспитании, спорте, физической рекреации, двигательной реабилитации и т.п.) или ее видах. Однако они являются лишь вторичными по отношению к деятельности человека, удовлетворяющего с помощью этих социальных институтов свои многообразные потребности, связанные не только с укреплением, поддержанием и совершенствованием здоровья и т.п., но и c освоением многих духовных ценностей.

Второе. Тезис: " культура едина, а человек в культуре целостен" - воспроизводится целостно (И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, В.Н. Келасьев, В.М. Межуев и др.) и является основополагающим для формирования ТФК.

Это позволяет рассматривать сферу физической культуры с философских позиций, в частности c позиции общей теории культуры, а человека - в его биосоциокультурной, деятельной сущности (со всеми вытекающими из этого последствиями), в его соматопсихическом и социокультурном единстве.