Смекни!
smekni.com

Философские концептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования (стр. 2 из 3)

Серьезную работу по олимпийскому образованию проводит Международная олимпийская академия (МОА) - духовный "центр" олимпийского движения. В Положении о ее организации говорится, что она "должна функционировать как мировой культурный центр олимпизма, признанный служить сохранению и распространению духа олимпизма и олимпийских принципов, изучению и применению педагогических и социальных принципов Игр, а также научному подкреплению "олимпийской идеи". Уже чисто хронологическое перечисление акций МОА в этом направлении свидетельствует о важности ее работы.

Впервые понятие "олимпийское образование" (Olympic Education) было сформулировано в докладе С. Фавра (Италия) в 1968 г. на 8-й сессии МОА.

В 1972 г. на 12-й сессии МОА Э. Лауэрбах (Германия) обращается к проблемам пропаганды олимпийских принципов в школе, напоминая, что идея Кубертена о реформе образования весьма актуальна и в современных условиях.

Идея необходимости включения пропаганды олимпийских принципов в школьную систему образования получила свое развитие в 1974 г. на 13-й сессии МОА, где Х. Андрекс (Австрия) сделал доклад "Олимпийская идея и ее реализация в школах". На этой же сессии П. Сорин (Франция) в докладе "Вклад воспитания в олимпийское движение" рассматривал проблему использования воспитательной концепции П. Кубертена в настоящее время.

Вопросы олимпийского образования и воспитания были подняты на 16-й сессии МОА в 1974 г. Н. Мюллер (Германия) и Т. Доксас (Греция) обозначили главную цель МОА как воспитание молодежи, основанное на гармонии тела и разума, в духе мира.

На 18-й сессии МОА (1979 г.) с основным докладом "Олимпизм и воспитание" выступил член МОК, премьер-министр Туниса Мохамед Мзали. Отмечая, что педагогические идеи П. Кубертена основаны на философии, цель которой -- гармоничное воспитание, единство физического, интеллектуального и духовного развития человека, М. Мзали отметил, что до настоящего времени воспитательная ценность спорта явно недостаточно реализуется в школьной системе образования.

Впервые на 18-й сессии был поднят вопрос об олимпийском образовании в следующем звене - высшей школе. В докладе Дисона Пауэлла (Канада) "Университетское образование и олимпизм" отмечено, что ни одно высшее учебное заведение в мире не ввело в свои программы предмет "олимпизм" или "олимпийская идея". Д. Пауэлл предложил рассматривать МОА как Всемирный олимпийский университет.

Важное значение олимпийского образования для решения проблемы шовинизма и насилия в спорте отметил Мохамед Мзали на 21-й сессии МОА в 1982 г., на 23-й сессии (1985 г.) целый ряд ученых (Ж. Боротра, К. Коулоурис и др.) посвятили свои сообщения философии Fair Play как основе решения проблемы воспитания в спорте.

Проблеме "Олимпийские игры как фактор мира и международного взаимопонимания" была посвящена 25-я сессия (1986 г.), где основные докладчики М. Зергуни (Алжир) и Ф. Ландри (Канада) обратили внимание на роль олимпийского образования в налаживании международного взаимопонимания.

Очень важный аспект олимпийского образования - эстетическое воспитание - рассматривался на 26-й сессии МОА в 1987 г., где П. Спир (Канада) подробно информировал о программе олимпийского образования в Канаде, разработанной к зимним Олимпийским играм в Калгари.

Следует заметить также, что и в последующем, практически на каждой сессии МОА, в той или иной степени затрагивались вопросы олимпийского образования как в выступлениях докладчиков на 31, 32, 33-й сессиях, так и в сообщениях президента МОА, члена МОК И. Нисиотиса и декана Академии О. Шимичека.

О необходимости активизации работы в деле пропаганды идей олимпизма четко сказано в заключительном документе XII Олимпийского конгресса (Париж, 1994 г.): "... распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения".

Идея гармоничного развития человека стала ключевой ценностью олимпизма. И. Быховская (1998) справедливо отмечает, что "идея гармонии -соразмерности, стройности частей единого целого - никогда не покидала человека".

Особое внимание в проблеме уделяется поиску гармонии между духовным и физическим началами, между внутренним и внешним миром человека, гармонии между телом и духом.

Особо ярким было проявление гармонии тела и духа в античной культуре, где телесное и духовное развития человека рассматривались как две равнозначные части его становления и совершенствования, а истинной ценностью признавалось человеческое тело.

К сожалению, идея гармонии не всегда была признана, культ тела постепенно сменяется в средневековой культуре незаинтересованным, а вернее сказать, презрительно-пренебрежительным отношением как к телу, так и к физической культуре в целом.

Эпоха Возрождения вернула человечеству античные взгляды на гармонию и красоту человеческого тела, но, во-первых, в художественном изображении его в этот период были в ходу многочисленные запреты, а, во-вторых, в общественном сознании этого периода превалирует мысль о том, что "чем "меньше" плоти, тем больше духа" (И. Быховская, 1998).

Когда в конце XIX века идея возрождения Олимпийских игр начала реально воплощаться в жизнь, Пьер де Кубертен, естественно, не мог пройти мимо античной идеи гармоничного развития человека. Взаимосвязь "мускулов и духа" легла в основу создаваемой им философии олимпизма: "Спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства. Он создает красоту, потому что оживляет атлета, который сам по себе живая скульптура. Спорт является поводом для красоты благодаря посвященным ему сооружениям, зрелищам и организованным в его честь праздникам...".

Определяя основы олимпизма, Кубертен упоминает в их числе "красоту, порождаемую в Играх участием интеллекта". В речи, произнесенной в 1906 г., он подчеркивает: "Мы организуем стимулирующее сотрудничество между искусством, наукой и возрожденными Олимпийскими играми...".

Для характеристики современного олимпизма Кубертен взял девиз: "Mens fervida in corpore lacertoso" ("В развитом теле - возвышенный дух") в противовес известному: "Mens sano in corpore sana" ("В здоровом теле - здоровый дух"), имеющему лишь медицинский, гигиенический взгляд на гармонию тела и духа.

Взгляды основателя современного олимпизма нашли и свое практическое воплощение: уже в 1906 г. был проведен Олимпийский конгресс "Спорт и искусство", который был посвящен тому, как возродить высококультурный, совершенный образ жизни.

В 1906 г. Международный олимпийский комитет постановил проводить на Олимпийских играх состязания по архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и литературе.

Впервые такой конкурс был проведен в 1912 г. в Стокгольме. Именно тогда и была присуждена Пьеру де Кубертену золотая медаль за "Оду спорту".

Рассматривая взаимосвязь спорта и искусства, его эстетическую ценность, влияние спорта на многие стороны культурной жизни общества, можно выделить несколько моментов.

Сам спортивный поединок - это зрелище. Зрелище, которое по своему воздействию на зрителей сродни лучшим драматическим произведениям, исполненным лучшими актерами: настоящий болельщик глубоко переживает все, что происходит на спортивной арене, тонко оценивая искусное исполнение и не принимая фальши... Но в отличие от драматического представления спортивный спектакль выделяется непредсказуемостью конечного результата, и это подчеркивает его дополнительную эмоциональную глубину.

Но зрелищем может быть не только красочное спортивное представление. Гармония, красота движений человеческого тела, тела, послушного атлету, - вот то, что является самой привлекательной стороной спорта! Именно высшее спортивное мастерство, проявляющееся в современном физическом самоконтроле, позволяет атлету добиться власти над пространством и временем. При этом эстетику движения в спорте лучше всего могут оценить либо сами спортсмены, либо искушенные зрители, хорошо знакомые с правилами и особенностями вида спорта.

В спорте есть целый ряд видов, в которых красота движения является одной из составляющих итогового результата: фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду, акробатика и синхронное плавание - во всех этих состязаниях в качестве выразительного средства используются человеческое тело, чувство ритма, изящество и пластика.

Есть отрасли культуры, науки и техники, которые теснейшим образом связаны со спортом. Подготовка к крупным спортивным соревнованиям, и в первую очередь к Олимпийским играм, преображает внешний облик городов, ставших хозяевами этих состязаний, модернизирует их инфраструктуру.

Особый синтез спорта, искусства, архитектуры, культуры, науки и техники и есть основа олимпизма. Олимпийские игры, составляющие основу олимпизма, "стали катализатором развития различных сторон материальной и духовной культуры". Вне этого сочетания Олимпийские игры не несли бы в себе столько привлекательности.

Философское понимание современного олимпизма невозможно без фундаментального обоснования его социально-сущностной природы (Э. Шатерников). Речь идет об аксиологическом аспекте олимпизма. При рассмотрении этой стороны олимпизма следует прежде всего отметить пропаганду высоких этических ценностей. В этом плане спорт обладает колоссальными возможностями, так как внутри него общечеловеческие нравственные понятия и нормы подвергаются подчас весьма серьезным испытаниям и искушениям. В этой ситуации зачастую спортивная борьба, спортивный поединок, значимость спортивного результата (общественная, экономическая, политическая) провоцируют конфликт между реальностью и олимпийскими идеалами. Тем не менее существование такого конфликта не опровергает этих идеалов. Необходимо лишь понять, что спорт - одна из возможностей в борьбе за идеалы чести, добра и красоты (Г. Харабуга, 1981; J. Daly, 1995).