Смекни!
smekni.com

Гребля (стр. 1 из 3)

История развития гребли на байдарках и каноэ богата большими и малыми событиями. Начинается эта история за многие тысячелетия до нашей эры – с той поры, когда человек осмелился выйти на воду, используя как средство передвижения по ней дерево, связку сучьев или тростника. На первых порах роль весел и руля выполняли руки или ноги, позже – сучья.
Достоверно известно: связки деревьев, бамбука, тростника и т. п. в этом плане много старше дерева-монолита. Научившись обрабатывать стволы деревьев острым камнем и огнем, человек положил начало развитию деревянных судов (весельных, парусных, колесных и, наконец, винтовых). Многие самые простые средства передвижения прошлого и ныне находят широкое применение в разных частях света: пироги, челны с балансиром (одним или двумя), китайские сампуны; всевозможные лодки (с килем, кожаные и т. п.) у коренного населения Африки, стран Латинской Америки и Южной Азии, а также на севере нашей страны и Канады. В Бразилии племена индейцев, живущие на берегах рек, используют для охоты, рыбной ловли и, как и издревле, в качестве средств передвижения на воде пироги, выдолбленные из цельных стволов дерева; на острове Пасхи, в Перу – лодки из камыша. С незапамятных времен в лодках устанавливали и паруса (из кожи или сплетенные из тростника).
Первые суда из папируса, построенные более 6 тыс. лет назад, были найдены в Египте. Там же на надгробной доске, выполненной примерно за 2,4 тыс. лет до н. э., «расшифровано» изображение двух лодок: одна передвигалась при помощи весел, укрепленных на бортах, другая – с помощью сидевших гребцов с веслами в руках.
Когда человек научился делать лодки из стволов деревьев, тогда же, очевидно, возникли и прототипы весел для каноэ и байдарок. Если на мелководье человеку удавалось обходиться шестом, то на глубокой воде и при волнах он мог управлять лодкой лишь в положении «сидя» грести коротким веслом с одного борта (как на каноэ). В то же время на узких лодках можно было работать веслами с обоих бортов (тогда и появилось двухлопастное байдарочное весло).
Английский археолог сэр Чарльз Вуллей при раскопках могилы шумерского царя обнаружил (примерно 60 лет назад) серебряную лодку-каноэ. Согласно описанию это каноэ около 6 тыс., лет назад было подарено правителю для поездки на реке «в царство мертвых».
В Праге хранится челн, которому примерно 2 – 3 тыс. лет. Послевоенные раскопки в Воронежской и Вологодской областях показали, что славянские племена более чем за 2 тыс. лет до н. э. применяли многоместные челны. На берегу Дона на дне оврага около деревни Щучье Воронежской области нашли выдолбленный из дуба челн, в котором могли разместиться 8 – 10 чел. Его «возраст» – 4 тыс. лет.
В арктических районах, бедных деревьями, и сейчас используют лодки из... кожи животных. Так, эскимосы изготовляют лодки из тюленьих шкур (натягивают шкуру на раму из костей или из выброшенных на берег деревянных брусков). Байдарки для 1 – 3 чел., зашитые сверху поясным передником гребца, использовали главным образом для охоты. На лодках-каяках с плоским дном гребли, как правило, женщины. Многоместные, с однолопастными веслами, такие лодки служили прежде всего транспортными средствами или использовались в охоте на китов. Оба типа лодок были распространены в районах от Восточной Сибири до Гренландии.

В лесных районах Американского континента материалом для лодок служила кора елей, сосен или берез, а у ирокезов – кора ильмового дерева. Сшивая куски кожи или коры, можно было делать лодки многоместными. Первые сведения о лодках на севере Америки получены от французского путешественника Жака Картье, видевшего эти лодки в 1523. Длиной от 6,5 до 7,5 м, они перевозили до 500 кг грузов, или одновременно до 10 чел. Эти каноэ на веслах обеспечивали ловлю рыбы и охоту на крупных морских животных. В «Описании трудного и опасного морского путешествия капитана И. Мюнкена в 1619 – 1620 гг.» автор тоже рассказывает о лодках северных народностей.
В июне 1684 путешественник барон Ла Хонтен сообщал, что каноэ, которые он видел, имели длину от 3 до 9 м и перевозили от двух до 14 чел. В то же время они были настолько легкими, что их свободно переносили вдвоем. Длина лопасти весла составляла 54 см, ширина – 16 см, толщина – 0,6 см.
В 1838 врач Э. Блашке, служивший на Аляске, объехал на трехлючной байдарке 22 алеутских селения на острове Уналашка.
К началу "1" в. из индейских каноэ и эскимосских каяков научились делать большие лодки для длительных перевозок и путешествий по водам Северной Америки и Канады. В то же время маленькие байдарки (каяки) эскимосов, чукчей или коряков, а также каноэ стали использовать в Англии (а несколько позже – в Германии и др. странах) для туристских походов и соревнований. Эти лодки получили название «гренландеры», или «гренландцы».
Основные признаки, определяющие название «каяк» или «каноэ», – одно- или двухлопастное весло, а также положение гребца: «сидя, лицом вперед» (в байдарке) или «стоя на колене» (в каноэ). Английское слово «саnое» происходит от испанского «саnоа» («челнок»), в свою очередь заимствованного из языка карибских индейцев.
Большим пропагандистом этих лодок и основоположником нового вида спорта, заслужившего в конце концов признание во всем мире, стал живший в Лондоне шотландский юрист Джон Мак Грегор. В 1865 он, имея прототипом эскимосский каяк, спроектировал и построил для себя лодку, которую назвал «Роб-Рой». Она была длиной 4,57 м и шириной 0,76 м. Обшивка – клинкерная, из дуба; палуба – из кедра. Параметры второй лодки Мак Грегора – 4,26 и 0,66 м. Владелец много путешествовал на ней по озерам и рекам Центральной Европы, о чем рассказал в книге «1000 миль на каноэ «Роб-Рой». В последующие годы он описал и свои путешествия по Норвегии, Швеции, Дании, Северной Германии и Балтийскому морю, а также по реке Иордан, Красному морю и Суэцкому каналу. Эти путешествия получили международную известность и вызвали большой интерес. В 1866 Мак Грегор стал основателем первого в мире гребного клуба – Английского Королевского клуба любителей гребли на байдарках и каноэ.
С 1874 клуб издает свой журнал – «Каноист». В музее клуба хранится одна из лодок Мак Грегора. Практически именно эти лодки стали прототипами серии каяков, построенных во второй половине 19 в. в Великобритании, Скандинавии и Америки. И все они назывались «Роб-Рой-каноэ»".
Члены Королевского клуба каноэ много путешествовали как дипломаты, врачи, юристы, деловые люди или студенты, и многие из них брали с собой личные лодки. В ряде стран, где они побывали, в 60-е гг. возник интерес к новому виду гребли, а позже – к гребле как к новому виду спорта. В 1867 Наполеон III пригласил Мак Грегора посетить Париж и организовать (для популяризации гребли на каяках среди французской молодежи) регату на Сене, приурочив ее к Всемирной выставке. Гребля на академических судах в это время достигла в Центральной Европе уже значительного развития. Накопленный опыт спортивного судостроения способствовал и росту производства байдарок.
В странах Скандинавии гребной спорт развивался не столь интенсивно, а постройка байдарок шла экспериментальным путем (в числе прочих соорудили даже лодку из специально обработанной бумаги; два молодых шведа прошли на этой лодке по Балтике
до Берлина, а потом и до Франции).
Примерно в 1875 Английский королевский клуб построил четырехместную клинкерную байдарку типа «Роб-Рой» – предшественницу сегодняшних четверок. Англичанин Уорингтон Боден Пауэль предпринял на каноэ «Роб-Рой» длительное путешествие по Швеции, во время которого использовал при попутном ветре парус. Созданная им в 1876 лодка «Наутилус-8» для хождения под парусом стала прародительницей парусных спортивных байдарок.
Организованный в 1871 Нью-Йоркский каноэ-клуб вначале использовал привезенные из Англии каноэ «Роб-Рой», но затем перешел на усовершенствованные типы канадских каноэ и начал специализироваться в гребле однолопастным веслом на них, а также
использовать их как парусные.
Примерно с 1880 все больше канадских каноэ стали проникать в Европу, где они нашли широкое применение (в Англии и Франции, а позднее в Чехословакии и Германии) не только для путешествий, но и просто для прогулок по рекам и озерам.
Французский каноэ-клуб, организованный в начале XX в., стал одним из центров развития туризма на байдарках и каноэ, чему в немалой степени способствовало появление складной байдарки.
Самое древнее упоминание о складных кожаных лодках – в сообщении греческого историка Геродота (5-е столетие до н. э.). Первое в наше время известие о складной лодке зафиксировано в Веймарне (Германия) в 1651.
Развитию водного туризма способствовало появление разных проектов складных лодок. К числу известных образцов таких лодок относятся трехместная «Огиоо» и портативные английские лодки судоверфи «Бартон». В 1897 немецкий студент Альфред Хеурлих соорудил первую складную лодку («Дельфин») и, усовершенствовав ее, в 1905 прошел на веслах по реке Изар до Мюнхена, где продал чертежи своего «детища» портному Иогану Клеперу из Розенхейма. Новый владелец тоже много времени потратил на дальнейшую рационализацию лодки.
Только с 1907 последний образец складной лодки начал почти 60-летнее триумфальное шествие по водоемам Европы как разборная байдарка для путешествий. Длина этой лодки – 4,3 м, ширина – 0,5 м. Складная рама и непромокаемая обшивка укладывались в 3 рюкзака, что делало лодку вполне транспортабельной.
Рост числа хороших лодок способствовал организации и проведению соревнований на них. Первое письменное сообщение о соревнованиях относится к 1300 (в Венеции для гондольеров). Есть и сообщения о первой регате на Темзе (1775), о первых состязаниях в Америке (1811).
Соревнования на байдарках и каноэ имеют более позднюю историю. В 1867 Английский королевский каноэ-клуб организовал первую байдарочную регату, а в 1874 установил призы для победителей ежегодных гребных регат на «Кубок вызова» и соревнований на парусных каноэ. Вместе с призом Нью-йоркского каноэ-клуба эти призы – самые «старые» спортивные награды в мире.
В 1870 некий Герберт Клинтц со спутниками из Кельна совершил круиз на «Роб-Роях» и в 1876 организовал в Бадэмсе соревнование на этих лодках. Во время соревнований на академических лодках в Лютахе на реке Маас (1877) Г. Клинтц вместе с доктором Петеном в присутствии короля Бельгии Леопольда принял участие в специальном заезде на гоночных байдарках «Перисуар» (каяк-одиночка типа "Шарпи").
К 1885 соревнования на байдарках во многих частях Европы, где к тому времени были открыты гребные клубы, приняли форму официальных регат. Кроме названных клубов Англии и Америки были организованы гребные клубы в Германии – в Бреслау (1876), Бонне и Ганновере (1885), Берлине и Любеке (1886). Правда, вскоре они прекратили существование. Функционировали клубы гребцов в Швеции (с 1900), Франции (с 1904), яхт-клуб в Праге (с 1908) и др.
В России первый гребной клуб организовали жители прибрежной полосы Невы в Петербурге, занимавшиеся с 1858 в кружке любителей гребли «Моряк на все руки». В 1860 этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в котором развивали греблю на академических и народных судах и на байдарках.
Специфика развития байдарочной гребли в России (а затем и в СССР) заключалась в параллельности с развитием так называемой народной гребли (на шлюпках и полугичках, постройка которых начинается с 60-х гг. в Петербурге). Речной яхт-клуб почти ежегодно проводил соревнования на Неве и в ее дельте на Средней Невке. В первых таких соревнованиях – 31 июля 1860 – участвовали прототипы байдарок – «водные лыжи», на которых гребли, сидя на возвышении, длинным байдарочным веслом. Деревянные байдарки клинкерной постройки впервые участвовали в этих соревнованиях в 1871 (среди мужчин). С 1885 в заездах стали стартовать и женщины. Список победителей заездов на байдарках (18 июля 1871; дистанция – около 400 саженей, с двумя поворотами) открыл член яхт-клуба Марков-второй (7.59).
Требования иметь свою лодку, обязательная рекомендация для вступления в клуб и отсутствие у простого люда времени для занятий резко сужали контингент гребцов. Соревнования между командами городов почти не проводились. В 1874 состоялись два похода на байдарках по Финскому заливу.
В 1908 по инициативе Петербургского и Московского клубов организовали Всероссийский союз гребных обществ, объединив в нем большинство гребных клубов страны.
Надолго задержали дальнейшее развитие отечественного гребного спорта первая мировая и гражданская войны. Но как только войны закончились, жизнь на гребных трассах стала возрождаться.
На Европейском континенте возобновилась деятельность гребных клубов. В большинстве стран спортивными делами руководили выборные национальные союзы или ассоциации.
Организованная в 1887 Британская ассоциация активно работала до 1915, после чего в ее деятельности наступил... 18-летний перерыв. Лишь в 1933 ассоциация возобновила работу, а в 1936 была преобразована в Британский каноэ-союз.
Еще в 1880 была организована Американская ассоциация каноэ, которая активно способствовала развитию гребли. В 1881 она издала журнал «Американский каноист».
В Канаде национальная ассоциация начала действовать в 1900, в Швеции – в 1904, в Германии – в 1914. В Чехословакии в 1913 организовали Союз каноистов и водных туристов. Национальные объединения гребцов были созданы в Швейцарии (1925), в Австрии и Дании (1926), в Польше (1928), в Финляндии, Франции и Люксембурге (1932), в Нидерландах (1933), в Бельгии и Норвегии (1934), в Италии (1936), в Румынии (1937), в Японии (1938) и др. странах. До 1923 связи между этими объединениями были эпизодическими, и до регулярных международных регат дело не доходило. В июле 1923 гребцы ряда стран получили приглашение на Шведские игры в Гетеборге. Представители приглашенных ассоциаций решили провести международную конференцию, чтобы обсудить пути дальнейшего развития гребли на байдарках и каноэ. Представители Дании, Германии, Австрии и Швеции образовали рабочий комитет под председательством президента Шведской ассоциации Фритьофа Сантессона.
19 – 20 января 1924 по приглашению Датской ассоциации комитет собрался в Копенгагене на первое заседание. Не смог приехать представитель США. По предложению Шведской ассоциации было принято решение назвать новую международную организацию Международным представительством для каноистов (сокращенно – ИРК). В качестве основных целей своей деятельности ИРК определило установление связей между ассоциациями разных стран, организацию международных соревнований, пропаганду вида спорта и международного водного туризма, Как образец лодки международного класса члены комитета утвердили шведскую гоночную байдарку (К-1) длиной не более 5,2 м и шириной не менее 0,51 м. Предложенные размеры каноэ предстояло утвердить после консультации с Американской ассоциацией каноэ (АКА). Официальными гоночными дистанциями стали (по решению ИРК) трассы длиной свыше 1500 м, а также 10000 м.