Значительно сложнее выделять осмысленные, целенаправленные спурты на фоне высокого темпа ведения схватки. Это под силу только тому, кто обладает, помимо других качеств, отлично развитой скоростной выносливостью.
Преимущество использования спуртов "на фоне" высокого темпа схватки заключается в том, что из-за нарастающей усталости противник к каждому последующему спурту оказывает все более слабое сопротивление. Используя это положение, борец, придерживающийся такой тактики, может заведомо сделать ставку на второй или третий спурты.
Безусловно, такая разновидность тактики эпизодических атак является эффективнейшим оружием против соперников, недостаточно подготовленных к соревнованиям, не обладающих высокоразвитой выносливостью и ловкостью.
Количество спуртов и их продолжительность зависят от целого ряда факторов, и прежде всего от уровня подготовленности борцов, а также от задач, стоящих перед спортсменом в данной схватке.
Для правильного построения тактического плана ведения схватки, умелого расчета сил борцу необходимо хотя бы примерно знать, при какой продолжительности спурта он не теряет точности выполнения действий и какое количество полноценных спуртов и с каким интервалом можно совершить в течение схватки.
Этой тактикой в прошлом отлично владели такие выдающиеся борцы, как Г. Картозия, А. Ялтырян, Я. Пункин, В. Балавадзе, Л. Егоров и А. Катулин.
Тактика наступления в обеих своих разновидностях – верный путь к победе. Владея инициативой, навязывая свою волю противнику, борец может гораздо полнее и эффективнее использовать свои технические, тактические и физические способности. Лучшие борцы мира – спортсмены ярко выраженного наступательного стиля.
Контратакующая тактика заключается в том, что борец строит схватку на встречных и ответных контратаках, используя с этой целью благоприятные моменты, возникающие при активных действиях со стороны противника.
Контратакующая тактика особенно эффективна против противника, уступающего в быстроте, стремящегося постоянно или эпизодически атаковать.
Поскольку далеко не каждый противник способствует своими действиями осуществлению контратак, то, взяв на вооружение эту тактику, следует пользоваться всевозможными вызовами. Нужно добиться от противника желаемых активных действий, склонить его к проведению приемов и, уловив удобный момент, внезапно опередить его контратакой.
Если борец впервые встречается с противником и избирает в схватке с ним контратакующую тактику, то в начале схватки целесообразно создать у соперника ощущение превосходства. Увлекшись нападением, противник может раскрыть себя для контратаки.
Тот, кто плохо владеет способами вызова, попадает в полную зависимость от противника. Обычно он долго маневрирует в ожидании, когда противник предпримет попытку атаковать и тем самым раскроет себя для контратаки.
Избравшему контратакующую тактику необходимо обладать высоким уровнем быстроты реакции и действий, хорошей ловкостью, гибкостью, отточенной техникой, решительностью, смелостью, точным расчетом. Нужно хорошо ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, иметь острое боевое мышление. Своевременность действий при контратакующей тактике приобретает особое значение.
Стоит запоздать с действием, как можно не только не добиться успеха в проведении контрприема, но и попасть в проигрышное положение.
Для борца, пользующегося контратакующей тактикой, очень важно применять такие защиты, которые создавали бы предпосылки для проведения контрприемов. Так, например, в вольной борьбе контратакующий, намереваясь выполнить бросок боковой подножкой с захватом руки, в ответ на захват атакующим левой ноги переносит тяжесть тела на левую ногу, наваливается сверху на плечи противника и захватывает его левую руку обеими руками (правой рукой за нижнюю часть предплечья, а левой, пропустив ее сверху под плечом одноименной руки противника, захватывает запястье своей правой руки сверху). Осуществив захват, контратакующий подтягивает руку противника к своей груди. Эта защита "гасит" атаку противника и в то же время как нельзя лучше способствует выполнению броска боковой подножкой. Контратакующий с поворотом вправо выносит вперед-вправо левую ногу и проводит бросок.
Другой пример из классической борьбы. Контратакующий, готовясь к броску прогибом в ответ на попытку противника провести бросок через спину, отказывается от защиты выпрямлением туловища и упором рукой в поясницу, так как это затруднит ему переход к контрприему. В этом случае он осуществляет защиту приседанием, одновременно прижимая туловище к себе, что дает возможность в следующее мгновение сравнительно легко оторвать противника от ковра и выполнить бросок прогибом.
Среди мастеров ковра, которые умело строили свои схватки на контратаках, можно назвать Н. Хохашвили, В. Олейника (СССР), Л. Вукова (Югославия), X. Акбаша (Турция) и др.
Оборонительная (выжидательная) тактика характеризуется тем, что борец сосредоточивает все свое внимание на защите, не проявляет активности в схватке и предпринимает попытку атаковать противника лишь в том случае, если тот допускает ошибку.
Такая тактика ставит борца в полную зависимость от действий противника, она обезоруживает спортсмена в борьбе за победу. Больше того, если строго придерживаться этой тактики на протяжении всей схватки, она, как правило, приведет к поражению, ибо самая тщательная оборона не дает гарантии в том, что в течение всего времени схватки противник, настойчиво и смело атакующий, не сумеет преодолеть защиту и провести прием. К тому же, по правилам соревнований, борец штрафуется за пассивную борьбу.
В практике известно немало случаев, когда борец, которого вполне удовлетворял ничейный результат в данной встрече, во избежание риска избирал оборонительную тактику, проявлял излишнюю осторожность, скованность и именно поэтому уходил с ковра побежденным. Излишне осторожная оборонительная тактика, рассчитанная только на то, чтобы "поймать" противника на ошибке, – примитивная тактика. Однако отвергать оборонительную тактику, как полностью непригодную, было бы неправильно. Она может быть применена в течение короткого отрезка времени схватки с тем, чтобы восстановить силы и с новой энергией атаковать противника или с целью вызвать его на активные действия, заставить его раскрыться. Кроме этого, прибегнуть к оборонительной тактике можно, когда применяемая в самом начале схватки наступательная тактика настораживает противника и он уходит в глухую защиту, чем значительно затрудняет дальнейшее проведение атак, либо когда противник крайне опасен на первых минутах борьбы. В борьбе с таким противником на самое начало схватки лучше планировать оборонительную тактику, а затем начать решительное наступление.
Перейдя на какое-то короткое время к обороне, нужно быть очень внимательным, чтобы суметь в подходящий момент использовать ошибки противника для выполнения своих приемов и контрприемов.
Для осуществления оборонительной тактики, кроме хорошо отработанных защит и сковывающих захватов, необходимо уметь искусно пользоваться маневрированием, ложными приемами, рывками, толчками, чтобы не дать противнику сосредоточиться на атаке.
В соответствии с индивидуальными психическими, физическими и техническими особенностями один из борцов может отдавать предпочтение наступательной тактике (непрерывных или эпизодических атак), другой – контратакующей. Однако современный уровень развития борьбы требует, чтобы борец владел всеми видами тактики и умел целесообразно применять их, сочетать между собой в соответствии с особенностями противника, своей подготовленности, конкретной обстановки в схватке и в соревнованиях.
Несмотря на большие преимущества тактики непрерывного наступления, о которой мы упоминали ранее, случается так, что по ряду причин более рациональной может оказаться не эта, а какая-либо иная тактика. Например, если атакуемый несколько слабее атакующего, то непрерывные атаки, как правило, настораживают и заставляют мобилизовать все силы и внимание на защиту. В связи с этим защита может оказаться настолько тщательной, что атакующий не сумеет преодолеть ее и все его усилия окажутся бесплодными. В этом случае более приемлемой будет тактика эпизодических атак, либо контратакующая тактика с широким использованием разнообразных вызовов противника на активные действия.
Не только во встречах с различными соперниками, но и в единоборстве с одним и тем же противником часто бывает целесообразно на разных этапах схватки применять различные виды тактики – от непрерывного наступления до обороны.
Поэтому необходимо уметь пользоваться всеми видами тактики.
Борец, готовый в схватке каждый раз применить тактику, наиболее соответствующую данной конкретной обстановке, крайне опасен для противников и в то же время сам почти неуязвим.
Лучшие российские борцы умеют с большим мастерством целесообразно использовать в единоборстве разнообразную тактику. Это в значительной мере облегчает им достижение успеха в ответственных и трудных поединках.
Вывод
Рассмотрев вкратце основные понятия и содержание техники и тактики спортивной борьбы, я сделал для себя вывод о том, что нужно постоянно совершенствовать свое мастерство путем частых тренировок и отрабатываний приемов. Ведь постоянное улучшение и обогащение техники – непременное условие роста тактического мастерства. Если борец приобретает способность выполнять в боевых условиях хотя бы один какой-либо новый прием, то соответственно расширяется диапазон его тактических действий. Так, например, спортсмен, владеющий броском "мельницей" и переводами в партер захватом за ноги (ногу), освоил "вертушку" захватом за руку. Теперь перед ним открывается возможность не только использовать ряд новых благоприятных ситуаций для атаки противника, возникающих в схватке, но и разнообразить способы подготовки ранее освоенных технических действий, построить новые комбинации, в которых "вертушка" сочеталась бы с "мельницей" и приемами с захватом противника за ноги. Данный пример воочию показывает необходимость повышения уровня физической подготовки и подталкивает меня к этому.