Подготовка к играм XVI олимпиады стала выдающимся событием для архитекторов Австралии и во многом определила характер дальнейшего развития зодчества на континенте.
Игры XVII олимпиады 1960 года в Риме поп праву можно считать началом нового направления в организации подготовки последующих олимпиад. Впервые была сделана попытка охватить в целом весь круг вопросов, подлежащих решению организационного комитета. Наряду с подготовкой и строительством спортивных комплексов и отдельных сооружений большое внимание уделили совершенствованию инфраструктуры олимпийской столицы – Рима. По древнему городу проложили новые современные автомагистрали, ряд старых зданий и сооружений снесли. Символизируя связь нынешних игр с Древнегреческими некоторые древнейшие памятники архитектуры Рима были переоборудованы для проведения в них соревнований по отдельным видам спорта.
Некоторые представления о масштабах подготовки дает простое перечисление олимпийских объектов, которые были использованы для проведения в них соревнований и размещения участников Игр.
Возглавил список главный олимпийский стадион «Стадио Олимпико» вместимостью 100 тысяч зрителей. На нем проходили церемонии открытия и закрытия игр, а также соревнования по легкой атлетике и конному спорту.
Одним из наиболее примечательных объектов был признан «Велодромо Олимпико», на треке которого соревновались велосипедисты. Это сооружение и в наши дни считается одним из лучших велодромов мира.
После олимпиады в Риме специалисты стали придавать большое значение возможности использования сооружений в послеолимпийский период.
Примечательны Игры Римской олимпиады еще и тем, что с них велись телевизионные передачи в некоторые страны Европы. Хотя передачи шли по радиорелейным и кабельным линиям, но это уже было знамением вступления на спортивные арены научно технической революции.
При подготовке Игр XVIII олимпиады в Токио (1964 г.), было израсходовано 2 668 млн. $, в том числе на обеспечение материально технической базы игр – 460 млн. $, остальные средства пошли на организационные цели и на развитие инфраструктуры города.
Организаторы первых олимпийских игр на Азиатском континенте подготовили более 110 различных объектов для соревнований и тренировок спортсменов. Огромная столица Японии преобразилась. Появились новые линии метро и монорельсовая городская железная дорога. Были снесены ветхие строения и расширены улицы. Для решения транспортной проблемы города через него проложили скоростные магистрали. Уличные развязки соорудили путем строительства путепроводов и мостов. Значительно пополнилось гостиничное хозяйство японской столицы. Подлинным центром токийской олимпиады стали крытые сооружения – спортивные залы в парке «Йойоги». Их архитектурный облик был заимствован из природы.
Олимпийское строительство во многом предопределило дальнейшее направление градостроительства Японии.
Характерной чертой токийских игр стало полновластное вступление электроники на олимпийские арены. Ее применение в спортивном судействе многократно увеличило его точность и оперативность. Новый этап в развитии средств массовой информации открыли телевизионные передачи через космос, которые перешагнули границы континентов и приобщили немыслимое ранее количество зрителей к происходящему на олимпийских аренах. Возможность видеть олимпийские игры любому человеку на земле неизмеримо увеличила популярность олимпийского движения.
В 1968 году олимпийские игры были впервые проведены на территории Латинской Америки. Город Мехико с честью выполнил почетную обязанность хозяина Игр XIX олимпиады. Этому во многом благоприятствовал растущий поток туристов из разных стран, оказывающий благотворное влияние на экономику Мексики, на расширению международных контактов, способствующих расширению национальной культуры.
Организаторы игр XX олимпиады в Мюнхене учли опыт Рима, Токио и Мехико и сделали все возможное, чтобы превзойти достижения предшественников. Прежде всего было проведено усовершенствование инфраструктуры столицы олимпиады – 72. Заново соорудили грандиозный олимпийский комплекс спортивных сооружений «Обервизенфельд». В него вошли: оригинальной конструкции стадион, универсальный дворец спорта, крытые велотрек и бассейн. Кроме того построили стрелковый комплекс, гребной канал, ипподром и ряд других спортивных сооружений. Организаторы Игр объявили Мюнхен олимпийским центром коротких расстояний и зеленых ландшафтов.
Учитывая необычный приток туристов, организаторы произвели реконструкцию центра города, соорудили линии метро, проложили новые подъездные пути к городу, в 10 раз увеличили гостиничный фонд. Для размещения спортсменов возвели огромные корпуса олимпийской деревни, в которой могло поселиться 10-15 тыс. временных жителей.
Приступая к подготовке олимпиады–80, ее организаторы изучили всесторонне опыт своих предшественников и традиции олимпийского движения.
Главной ареной игр 22 олимпиады был определен стадион в Лужниках.
Вокруг рыцарей, которых одни называют неустрашимыми воинами, преданными вассалами, защитниками слабых, благородными слугами прекрасных дам, галантными кавалерами вертелась в сущности история европейского средневековья, потому что они в те времена были единственной реальной силой. Силой которая нужна была всем: королям, церкви; владыкам помельче, крестьянам. Горожанам, правда, рыцари были не нужны, но они всегда использовали их военный опыт. Ведь рыцарь-это прежде всего профессиональный воин. Но не просто воин. Рыцарь, рейтер, шевалье и т.д. на всех языках значит всадник. Но не просто всадник, А всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьем и мечом. Все это снаряжение было весьма дорогим: еще в конце X в., когда расчет велся не на деньги,а на скот, комплект вооружения, тогда еще не столь обильного и сложного, вместе с конем стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна целой деревни.
Но мало взять в руки оружие-им надо уметь отлично пользоваться. Для этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного возраста. Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспехи-известны полные комплекты для 6-8-летних детей. Следовательно, тяжеловооруженный всадник должен быть богатым человеком, располагающим временем. Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень небольшое число таких воинов. А где взять остальных ? Ведь крепкий крестьянин, если и имеет 45 коров, то не отдаст их за груду железа и красивого,но не годного для хозяйства коня. Выход нашелся: король обязывал мелких землевладельцев работать определенное время на крупного, снабжать его нужным количеством продуктов и ремесленных изделий, а тот должен был быть готов определенное количество дней в году служить королю в качестве тяжеловооруженного всадника.
На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная система. И к XI-XII вв. тяжеловооруженные всадники превратились в касту рыцарей. Доступ в это привилегированное сословие становился все более трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и гербами.
За клятву верности сеньору рыцарь получал землю с работающими на него крестьянами, право суда над ними, право сбора и присвоение налогов,право охоты,право первой ночи и т.д. Он мог ездить ко дворам владык, развлекаться целыми днями, пропивать, проигрывать в городах деньги, собранные с мужиков. Обязанности его сводились к тому, чтобы во время военных действий служить на своих харчах сеньору около месяца в году, а обычно и того меньше.
Ну а как рыцари воевали? По-разному. Сравнивать их с кем-то очень трудно, т.к. они в Европе были в военном отношении предоставлены самим себе. Разумеется в сражениях участвовала и пехота-каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами,да и крупные владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в. исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же слугипехотинцы были для господ хоть и необходимым,но лишь полспорьем. Рыцари их в расчет вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с достойным противником,то есть рыцарем же,они топтали конями мешающих им своих же пещих воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врагарыцарей.
Вот тут-то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника закрытых щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со скоростью движения,враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла. Если же доспехи выдерживали,а копья ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование: удары были редкими но страшными. Об их силе говорят останки воинов, погибших в сражениях средневековья, - разрубленные черепа, перерубленные берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая приказы командующих. Хотя какие там приказы-рыцарям лишь предлагали держать строй, их просили.
При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всем,-и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли, запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы изза грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое количество поединков, когда противники гонялись друг за другом.