Население древней Индии располагало ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия, причем в древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением удара рукой и ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов. С завоеванием Индии кочевыми племенами индо-арийцев (1200-600 до н.э.) происходит кастовое разграничение. Арии выделяют себя в арийскую касту и монополизируют, физическую культуру. Людям неарийского происхождения запрещено было заниматься упражнениями с оружием, йогой и верховой ездой. В древнеиндийских верах и эпосах, таких как Махабхарата и Рамаяна, описывает очень высокий уровень подготовки арийских каст. Они были способны успешно сражаться с превосходящими по численности противником на равнинах - на боевых колесницах и верхом, на участках местности, залитых водой на слонах и лодках, на лесистой и поросшей кустарником местности применяя лук, на гористо-холмистой местности - с мечом и щитом. 0ни также признавали за поединками с оружием и даже голыми руками роль фактора, решающего судьбу сражения Невзирая на запреты арийцев, в индийском народе продолжали жить, сохраняться и совершенствоваться упражнения c самообороной без оружия. Однако они не нашли массового распространения и имели место в форме тайных обрядов, скрытых от посторонних глаз, к которым допускались лишь посвященные. Способы обучения в таких условиях были чрезвычайно суровые. Для всесторонней подготовки использовались, прежде всего, упражнения, способствующие выработке психологической устойчивости, уверенности в собственных силах. С этой целью обучение упражнениям, связанным с самообороной, осуществлялось под потоком воды, обрушивающейся с водопада, на краю отвесной скалы или ущелья, возле горящего пламени, упражнения чередовались с прыжками через пламя. Кроме этого практиковалось нахождение под проливным дождем длительное время, сон на голой земле, принятие боевых поз или стоек и нахождение в боевых позах по несколько часов, выстаивание в течение длительного времени на кончиках пальцев или удержание собственного веса, зацепившись за каменный уступ или ветку дерева. Также использовались упражнения, связанные с трансцендентальным (выходящим за пределы сознания) аутогенным погружением. Впоследствии такая система физических упражнений не получила широкого распространения в самой Индии однако бродячими монахами-миссионерами была занесена в Китай Тибет, Японию и другие пограничные с ними страны. В Японии они появились в средние века в виде Буддийских сект Ямабуси и тайных кланов Ниндзя.
Наряду с Индией в период относящийся к III тысячелетию до н. э в долине рек Хуанхэ и Янцзы в Китае появляется первые ростки систематизированных физических упражнений. Наряду с древними праздниками и связанными с ними обычаями и обрядами в китайских храмах часто ссылаются на написанную предположительно в 2698 г. до н.э. книгу под названием "Кунфу", в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания распространенных среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от бесплодия, а также "боевых танцев". Тем не менее, точных свидетельств, подтверждающих эту информацию, пока не существует, однако модно предположить, что речь идет о "Книге Перемен" ("И-цзин") - священном писании которое на протяжении более 3 тысяч лет являлось базой для развития лаосской философии, исторической науки, астрономии, медицины и боевых искусств востока. Книга Перемен состоит из закодированных математических и образных символов, в которых содержатся достижения древней восточной мысли о мире и человеке. Для боевых искусств ее значение не утратило актуальность и в наше время.
Серьезной систематизации лечебно-терапевтические движения и военная подготовка, в которую, кроме владения оружием, входило и обучение рукопашным схваткам без оружия подверглись уже в период правления первой династии китайских императоров - Шан (Инь - ХIV-ХI в.в. до .н.э.).Исторические источники свидетельствуют, что основу военной подготовки составляли следующие элементы: состязания на колесницах, стрельба из лука, охота, метание копья и рукопашный бой без оружия. При проведении кулачных боев, особенно высоко ценилось умение не только наносить точные и сильные удары, но и не менее ловкое увертывание от них, чтобы вызвать у противника внутреннее смятение, т.е. убедить его в неспособности противостоять и вести поединок.
Таким образом, примерно с VI в до н. э. дальневосточные единоборства стали складываться как комплексные системы, имеющие не только воинскую направленность, но также философско-религиозную, этико-культурную и даже медицинскую.
В периоде VIII-IV в.в. до н. э. достигают высокого развития единоборства в Древней Греции, и в первую очередь, в Спарте. Постоянные войны и оценка воинской доблести как высшего достоинства человека привели в Спарте к созданию управляемой государством системы физического воспитания молодежи (юношей и девушек). Физическое воспитание юношей основывалось на таких упражнениях как борьба, бег, метание копья и диска, и дополнялось различными военными, охотничьими играми, а также танцами, наиболее популярным среди которых был военный танец в полном боевом снаряжении. Учебные площадки назывались палестрами (от слова "пале" - борьба). В дальнейшем формируется такое понятие как палестрика, включающее в себе многие элементы физического воспитания. Из числа упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашные схватки, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней.
Чуть позже, кулачный бой, борьба вольным стилем и просто рукопашные схватки трансформировались в панкратион - "страшную" борьбу, как ее называли древние греки. Он объединил в себе кулачный бой и борьбу. Как комплексная система, имеющая большое военно-прикладное значение, панкратион получил широкое распространение в Греции и был включен в программу олимпийских, Пифийских и Истмийских игр. Боевые действия между воюющими сторонами, которые имели на вооружении легко тупящееся и зазубривающееся оружие, не могли обойтись без борьбы и панкратиона, тем более что воюющие стороны стремились не к уничтожению живой силы противника, а в большей степени к ее пленению. Следует отметить, что в Древней Спарте рукопашный бой был настолько неотъемлем от физического воспитания, что именовался не иначе как "спартанской гимнастикой". Рукопашный бой в виде борьбы, кулачных поединков и панкратионе преподавался в так называемых гимназиях (учебных заведениях древнегреческих городах). Степень физической подготовленности юношей проверялась во время празднеств. Молодые спартанцы проверяли силу и ловкость во время криптий - ночных походов, в которых они ловили и убивали беглых илотов На празднике в честь богини Артемиды юноши должны были выдержать серьезное испытание воли и мужества - они подвергались бичеванию.
О популярности борьбы, кулачных боев, панкратиона в Древней Греции можно судить даже по тому, что выдающийся философ и мыслитель Платон (настоящее имя Аристокл, 427-347 г.г. до н.э.) был победителем в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх, а Пифагор победителем Олимпийских игр в кулачном бою.
Следует сказать также, что обучение рукопашному бою в Греции велось комплексно, и было направлено на развитие большой физической силы, ловкости, быстроты, выносливости. Так помимо регулярного обучения обращению с оружием, кулачному бою, борьбе, широко практиковались бег, прыжки, скалолазание.
С завоеванием Греции Македонией (337 г. до н.э.) дальнейшее развитие рукопашного боя было связано с Александром Великим (Македонским). Однако сами виды борьбы, существенных изменений не претерпели, хотя следует признать, что вследствие завоевания Александром Македонским значительной части Древнего Востока они распространились далеко за пределы Эллады.
Со 11 века до н.э. Греция попадает под зависимость Рима. Но римские завоеватели не внесли никаких изменений в существовавшие виды борьбы, кулачного боя, панкратиона. В целом у римлян тренировка тела имела прикладную направленность и была связана с военной подготовкой. В кулачных поединках бойцы, использовавшие ранее только мягкий ремень, которым обматывали кисти рук, стали употреблять железные накладки и медные обручи. Рукопашные схватки стали проходить более ожесточенно с большим количеством травм, увечий и повреждений. Однако чувство боязни получить травму или смертельный удар предъявляли более серьезные требования к технической подготовленности бойцов.
Ценилась не только грубая победа, но и знание техники, техники боя. "Златоустый ритор" 1 века н.э. Дио Христосомос, а также известный софист Темистиос Ефрадес, с огромным восхищением отзывались о стиле кулачного бойца Мелонкомоса, добивавшегося побед над своими соперниками не нанося им никаких повреждений. "Был среди наших предков кулачный боец - Меланкомос, который прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения. Согласно преданиям, император Тит также очень любил Меланкомоса так, как тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников, уходивших с поля боя, радуясь снисходительности, даже если терпелив схватке поражение".
Рукопашному бою большое место отводилось владению холодным оружием. Приблизительно до 100 г. до н.э. служба в армии принадлежала к числу основных прав и обязанностей римского гражданина, а после падения республики произошла замена гражданского войска наемным. Римляне создают военные лагеря и переносят туда обучение воинов. Их подготовка основывалась на систематической тренировке, включавшей и физические упражнения, главным В период Римской республики (У1-1 в.в. до н.э.) в обучении образом борьбу и учебные поединки на деревянных палках. Кроме того, проводились тренировки в беге, прыжках, в плавании и преодолении препятствий. Немаловажная деталь - вначале обучение воинов велось в обнаженном виде, и лишь после при полной боевой выкладке. Это способствовало развитию выносливости, закалке тела и снижению чувствительности к ударам.