Смекни!
smekni.com

История физической культуры Китая (стр. 1 из 2)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ

им. П. Ф. ЛЕЗГАФТА

КАФЕДРА ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

ГЕРИНА ОЛЬГА

СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА

IV группа, I курс

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1999 год


Почему я выбрала эту тему? Начну с того, что говоря об истории физической культуры, первое, что приходит в голову - это Великая китайская культура с образованием всевозможных школ, монастырей. Создание китайским народом такого культурного наследия. А самое главное то, что не смотря на всевозможные катаклизмы, мировые войны, а так же "культурные революции" интерес к физической культуре, а именно к боевым искусствам только возрастает. Умение сохранить народное достояние и передавать его из поколения в поколение – это большое достижение и преимущество китайского народа. Также хочу отметить, что не в коей мере ни умаляю такие достойные памятники физической культуры других народов, а именно Древних греков, Индусов, Японцев, Римлян и т.д., но все же хочу раскрыть тему Востока (Китая), поскольку в мой быт, а точнее в быт моей семьи все прочнее входит увлечение боевыми и оздоровительными видами искусства. Поскольку "ИФК и спорта изучение возникновения и развитие средств, форм, методов, теорий и система физического воспитания на разных этапах существования общества" – считаю, что выбранная мною тема вполне уместна.

Благодаря тому, что в Китае существует "повальное" увлечение боевыми видами искусства и оздоровительными направлениями, важную роль в воспитании играет физическая культура. Начиная с раннего возраста, китайские детишки с удовольствием приходят на занятия. Уже в 5-6 лет выступают на соревнованиях, участвуют во всевозможных зрелищных мероприятиях, связанных с традициями китайского народа. Воспитание ребятам с детства прививает трепетное отношение к своей культуре, своим предкам, корням. Но самое главное, что вместе с этим они получают хорошее физическое развитие, познание жизненной философии и даже "контроль" над своим здоровьем. Ведь такие виды как тайцзицюань и цигун есть не что иное, как целостное оздоровление. Хочу отметить, что люди преклонного возраста также занимаются оздоровительными видами и иногда даже видами боевых искусств.

Зачатки ушу возникли раньше китайской государствен­ности, но до IV—III в. до н.э. еще не было систем (школ) ушу, была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло». Перво­начально оно имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисцип­лины в специальных учебных заведениях.

К концу III века до н. э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием «уи». Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом к ушу В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техника работы с оружием. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений — та-олу — которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения.

В периоды «Весен и Осеней» (770—476 гг. до н. э.) и Вою­ющих Царств (475—221 гг. до н. э.) жили и работали круп­нейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан ими духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последую­щую пару тысячелетий. В I в н.э. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступать в поединках на помостах не чурались даже неко­торые императоры), то китайские воинские искусства пос­тепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Воз­можно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.

Примерно в VI веке в Китай пришел индийский миссио­нер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в мо­настыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде, именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли вер­нуть престол второму императору династии Тан — Ли Ши-миню — и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин — усэн (монах-боец).

В сунскую эпоху (960—1279) немало монахов, в том чис­ле и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XII в. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. Но в 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Уви­дев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что уте­ряна истинная традиция боевого искусства, и стал, ее возро­ждать. Он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней.

После 1219 года, когда после завоевания Китая Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли «сэму» («цветноглазые»), они имели меньше прав, чем мон­голы, но больше, чем китайцы. В официальных документах династии Юань их именовали «хуэйхуэй». Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань «всюду вступать в общины жителей приграничья» стали из солдат крестьянами. Из этих людей, и прибывших при династиях Тан и Сун по морю арабских иммигрантов, а также приняв­ших ислам китайцев сформировалась нация хуэйцзу («му­сульман»). В течении более чем семисот лет своего сущес­твования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. За­нятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.

В 1351—1368 годах народное восстание «красных повя­зок», под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династииЮань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой Чжу Юаньчжан и стал. Начался «золотой век» ушу

В XVI в. приморские провинции Китая стали подвергать­ся опустошительным набегам японских пиратов. «Покарать бандитов и оберечь народ» было предписано талантливому чиновнику Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные япон­ские самураи без труда расправлялись с плохо организован­ными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи знатоком ушу, решил привлечь в отряды местного ополчения бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала, Ци Цзигуан предпи­сал всем своим воинам и даже высшему офицерскому соста­ву заниматься ушу. Сведя воедино многие тогдашние систе­мы военной подготовки, он написал знаменитый трактат «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о достижениях [в военном деле]»). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVI век считается переломным в истории ушу

Правление династии Мин было эпохой стабильного, ме­тодичного совершенствования и мирного сосуществования различных школ. Однако ничто не вечно.

6 июня 1644 года Пекин был взят маньчжурскими войска­ми. Минский император повесился, чтобы не попасть жи­вым в руки завоевателей. Была установлена новая династия — Цин — которая, несмотря на поистине грандиозный размах национально-освободительной борьбы в Китае, сумела удер­жать власть до 1911 года. Центром практики ушу стали тай­ные общества.

В течение всего XIX века Поднебесную сотрясали наро­дные восстания, направленные против маньчжурского вла­дычества и засилья иноземцев. Тайные общества, культивировавшие различные стили ушу, принимали на себя основ­ной удар и в восстании «Восьми триграмм», и в Опиумных войнах, и в великой народной войне тайпинов. Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание ихэтуаней (1899—1901), вошедшее во всемирную историю под на­званием «боксерского».

Несмотря на то, что разгром ихэтуаней привел к гибели значительного количества мастеров ушу, прочно укоренив­шиеся традиции боевых искусств не могли, разумеется, ис­чезнуть бесследно. Во время Синьхайской революции (1911— 1913) и позднее, при правлении милитаристов, деятельность тайных обществ возобновилась с новой силой.

Правительство Китайской республика оказывало боль­шую поддержку развитию ушу. Первый президент Китая Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) сам изучал тайцзицюань под руко­водством Цай Гуйциня. Его преемник — генералиссимус Цзян Цзеши (Чан Кайши) — также был не чужд боевых ис­кусств. Он лично присутствовал на гокао («государственные испытания» — нечто вроде всекитайских соревнований по ушу), которые проводил в Нанкине (тогдашней столице Ки­тая) Центральный институт гошу («национальное искусст­во» — так в период правления партии Гоминьдан называли ушу), основанный в 1928 году Ректором Института был ге­нерал Чжан Чжицзян, покровительствовал ему министр обо­роны Фэн Юйсян. Другой крупной организацией, развивав­шей ушу, была основанная в 1909 году в Шанхае Ассоциация Цзиньу («Ассоциация истинных боевых искусств»). Обе ор­ганизации имели филиалы во всех провинциях Китая (Ассо­циация Цзиньу — и за рубежом, в местах компактного про­живания китайцев: Вьетнаме, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах и т.д.), преподавали там крупные мастера, хра­нители истинной традиции. Во время второй мировой войны многие мастера ушу воевали в армии или партизанских от­рядах, внеся свой вклад в дело победы над Японией.

После прихода к власти коммунистической партии и об­разования КНР правительство обратилось к мастерам ушу с призывом выйти из подполья, мотивируя это тем, что все мотивы для тайной деятельности остались в прошлом (власть маньчжуров свергнута, японцы изгнаны, страна объединена под единой властью). Правительству поверили, и в 1953 году в Тяньцзине с 8 по 12 ноября прошла Первая Всекитайская национальная спартакиада, 75% которой заняли выступле­ния по ушу. Было продемонстрировано 139 стилей ушу, про­ведены поединки по рукопашному бою (без какого-либо за­щитного снаряжения), по бою на коротком оружии (мечах) и бою на длинном оружии (шестах и копьях), а также сорев­нования по такому древнему национальному виду состяза­ний, как поднятие тяжестей. Увидев такую мощь (в поедин­ках практически не было травмированных) правительство испугалось — мало ли куда повернет эта сила в будущем. Большинство тайных обществ было разогнано.