Как бы там ни было, дзю до доказало , что не только имеет право на существование но и способно внести новую волну в мир булдзюцу, как гармоничное и благородное искусство. В последующие годы Кано сосредоточил свои усилия на развитии теории и духовного стержня дзю до. Результатом этой работы стало создание в 1922 году Культурного общества Кодокан - Кодокан бунка кёкай.
Основная часть
Краткое описание техники Дзю До.
Всю технику Дзюдо можно условно разделить на несколько разделов.
Стойки - сизэй.
Сизэй - основа любого технического действия. Любое действие в дзюдо начинается из определённого положения сизэй. При разучивании техник следует придерживаться сизэй хонтай - естественного положения:
- ноги на ширине плеч, вес тела на передних частях стоп, колени и плечи расслабленны.
Защитное положение - сиго хонтай - ноги расставлены широко, центр тяжести внизу, ноги в коленях согнуты, туловище наклонено вперёд.
Кумиката - захваты.
Захваты -то с чего начинается техника дзюдо. С правильного захвата начинается истинное дзюдо.
Синтай - передвижения.
Основное передвижение в дзюдо - цуги аси -построено на мягком перемещением стоп. Расстояние между стопами должно быть неизменным.
Тайсабаки - повороты и подвороты.
Более сложные движения - важнейшие элементы, на которых строятся техники защиты и атаки.
Укеми - падения.
От умения правильно падать зависит возможность продолжения боя после пропущенной атаки , а зачастую и вообще здоровье и даже жизнь.
Вадза - техники приёмов.
1.Тати вадза - приёмы в борьбе стоя.
- тэвадза - техника рук, например - сэойнагэ.
- госивадза - техника бёдер - оогоси.
- асивадза - техника ног - дэасибарай.
2.Сутэми вадза - броски с падением проводящего приём.
- масутэми вадза - броски с падением на спину - томоэ нагэ
- ёкосутэми вадза - броски с падением на бок.
3.Катамэ вадза - приёмы в борьбе лёжа
- осаэвадза - техника удержания - кесагатамэ.
- симэ вадза - техника удушения - хадака дзимэ.
- кансэтсу вадза - техника болевых приёмов - удэ гарами.
Международная Федерация Дзюдо придерживается следующей классификации техники:
Nage-Waza (66)
Ashi-Waza (21)
ashi-guruma,de-ashi-barai,hane-goshi-gaeshi,hane-goshi-gaeshi,harai-goshi-gaeshi, hiza-guruma,ko-soto-gari,ko-uchi-gari,o-guruma,okuri-ashi-harai,o-soto-gari, o-soto-guruma, o-soto-otoshi,o-uchi-gaeshi,o-uchi-gari,sasae-tsurikomi-ashi, tsubame-gaeshi,uchi-mata, uchi-mata-gaeshi
Koshi-Waza (10)
hane-goshi,hari-goshi,koshi-guruma,o-goshi,sode-tsurikomi-goshi, tsuri-goshi,tsurikomi-goshi,uki-goshi,ushiro-goshi,utsuri-goshi
Yoko-Sutemi-Waza (14)
yoko-wakare,yoko-otoshi,yoko-guruma,yoko-gake,uki-waza,ko-uchi-makikomi, daki-wakare,hane-makikomi,harai-makikomi,ko-uchi-makikomi,o-soto-makikomi, soto-makikomi,tani-otoshi,uchi-makikomi,uchi-mata-makikomi
Ma-Sutemi-Waza (5)
hiki-komi-gaeshi,sumi-gaeshi,tawara-gaeshi ,tomoe-nage,ura-nage
Te-Waza (16)
ippon-seoi-nage, kata-guruma ,kibisu-gaeshi, ko-uchi-gari ,kuchiki-taoshi ,moro-te-gari , obi-otoshi , obi-tori-gaeshi ,seoi-nage, seoi-otoshi sukui-nage , sumi-otoshi, tai-otoshi, uchi-mata-sukashi , uki-otoshi yama-arashi
Shime-Waza (11)
gyaku-juji-jime,hadaka-jime,kata-ha-jime,kata-juji-jime,kata-te-jimenami-juji-jime, okuri-eri-jime,ryo-te-jime,sankaku-jime,sode-guruma-jime,tsukkomi-jime
Osae-Komi-Waza (9)
kami-shiho-gatame,kata-gatame,kesa-gatame,kuzure-kami-shiho-gatame,kuzure-kesa-gatame, tate-shiho-gatame,uki-gatame,ushiro-kesa-gatame,yoko-shiho-gatame
Kansetsu-Waza (9)
ude-hishigi-ashi-gatame,ude-hishigi-hara-gatame, ude-hishigi-hiza-gatame, ude-hishigi-juji-gatame,ude-hishigi-te-gatame, ude-hishigi-waki-gatame, ude-hishigi-ude-gatame, ude-hishigi-sankaku-gatame,ude-garami
Kinshi-Waza (4)
ashi-garami,do-jime, kani-basami,kawazu-gake
Рис. 1 Переход на бросок с упором ногой в живот
Рис. 2 Переход на удушение выходом за спину
Техники практикуемые в некоторых школах дзю дзютсу
Рис. 3 Эмпи нагэ - бросок через локоть.
Данная техника восходит к айки дзюцу и при Кано не практиковалось. Однако в последнее время её нередко можно увидеть и в клубах дзюдо.
Рис. 4 Усиро дзимэ нагэ - освобождение броском от удушения сзади
Рис 5 Нагэ Вадза - сегодня мы представляем технику стоящую особняком и относящуюся к особому разделу нагэ вадза - Кинси Вадза - Кани Басами - ножницы , а также Куби Нагэ - бросок через бедро с захватом шеи.
Рис 6 Кансэтсу вадза на этот раз представлена перегибанием локтя через бедро - Кеса Гарами и Ёко Хидза Гатамэ - перегибом локтя через колено.
Рис 7 Осаэ коми вадза - удержание с захватом шеи и рукава - кеса гатамэ
Рис 7 Симэ вадза - удушение -ката дзимэ
Программа международной федерации дзюдо
1 кю | 2 кю | 3 кю | 4 кю | 5 кю |
5 кю, жёлтый пояс
Нагэвадза:Хидзагурума,Сасаэцурикомиаси,Дэасибарай,Укигоси,Оогоси,Осотогари Катамэвадза:Кэсагатамэ,Кудзурэкэсагатамэ,Макуракэсагатамэ,Усирокэсагатамэ,Катагатамэ Основные элементы: рэй (приветствие), сидзэй(стойка), кумиката(захват), синтай(перемещения), укэми(страховка). |
4 кю, оранжевый пояс
Нагэвадза:Сэойнагэ, Оутигари, Коутигари, Косотогари, Хараигоси. Госигурума. Катамэвадза:Ёкосихогатамэ, Кудзурэёкосихогатамэ, Камисихогатамэ, Кудзурэкамисихогатамэ, Татэсихогатамэ, Кудзурэтатэсихогатамэ. Рэнракувадза: 2 техники Гаэсивадза: 2 техники |
3 кю, зелёный пояс
Нагэвадза: Томотоси, Асигурума, Утимата.Цурикомигоси, Косотогакэ, Томоэнагэ, Окуриасибарай. Катамэвадза: Катадзюдзидзимэ, Гякудзюдзидзимэ, Намидзюдзидзимэ, Окуриэридзимэ, Удэгарами, Дзюдзигатамэ,Удэгатамэ, Хидзагатамэ. Рэнракувадза: 3 техники Гаэсивадза: 3 техники |
2 кю, голубой пояс
Нагэвадза: Ханэгоси, Ханэмакикоми, Хараицурикомиаси, Катагурума, Усирогоси, Сотомакикоми, Сумигаэси, Огурума Катамэвадза: Хадакадзимэ, Катахадзимэ, Кататэдзимэ, Моротэдзимэ, Асигатамэдзимэ, Вакигатамэ, Харагатамэ Подготовка к нагэноката: элементы тэвадза, косивадза, асивадза Рэнракувадза: 5 техник Гаэсивадза: 5 техник |
1 кю, коричневый пояс
Нагэвадза:Ёкоотоси, Осотоотоси, Утсуригоси, Сукуйнагэ, Тсуригоси, Таниотоси, Ёкогурума, Укиотоси Рэнракувадза, подготовка к нагэноката |
1 дан, чёрный пояс
Нагэвадза: Укивадза, Ёковакарэ. Уранагэ, Сумиотоси, Ёкогакэ, Моротэгари, Кутикидаоси Ката: Нагэноката Все техники на кю |
Заключение
Развитие дзюдо в России
Развитие российского дзюдо тесно связано с именем В. С. Ощепкова (1892-1937), который прошел обучение в японском институте «Кодокан-дзюдо». Вернувшись в Россию в 1914, открыл свою школу. Но по-настоящему дзюдо стало развиваться только в послевоенные годы.
В 1962 СССР стал членом Европейского союза дзюдо и Международной федерации. В 1964 на Олимпиаде в Токио успешно дебютировали советские дзюдоисты, завоевавшие четыре бронзовые медали. В 1972 была основана Всесоюзная федерация дзюдо. Этот вид спорта стал быстро завоевывать популярность. Первую золотую медаль в состязаниях дзюдоистов завоевал советский спортсмен Ш. Чочишвили на Играх XX Олимпиады в Мюнхене (1972). Золотые олимпийские медали также завоевывали С. Новиков, В. Невзоров, Н. Солодухин, Ш. Хабарели, Д. Хахалешвили. На Олимпийских играх в Сиднее (2000) российская сборная также выступила довольно успешно: одна серебряная медаль (Л. Брулетова) и две бронзовые (Ю. Степкин и Т. Тменов).
На основе различных техник восточных единоборств а нашей стране была разработана наиболее совершенная техника названная – САМБО.
Самбо (самозащита без оружия) - вид спортивной борьбы, в основе которого лежат наиболее эффективные приемы, применяемые в различных национальных видах борьбы. Существует также боевой раздел самбо — самозащита от нападения невооруженного и вооруженного противника.
У истоков самбо стояли основатели «борьбы вольного стиля» В. А. Спиридонова (1883-1943) и В. С. Ощепкова (1892-1937). В 1946 «борьба вольного стиля» получила свое современное название — самбо. В 1949 издана «Борьба самбо» — первая книга А. А. Харлампиева, с именем которого связано окончательное утверждение самбо, как массового вида единоборств.
В программе Олимпийских игр с 1980; чемпионаты Европы проводятся с 1972, чемпионаты мира — с 1973. Первыми чемпионами мира стали: Г. В. Георгадзе (СССР) — 48 кг, А. И. Шор (СССР) — 52 кг, М. М. Юнак (СССР) — 57 кг, Ч. Гаранах (Монголия) — 62 кг, Д. Л. Рудман (СССР) — 68 кг, А. С. Федоров (СССР) — 74 кг, Ч. И. Езерскас (СССР) — 82 кг, Л. К. Тедиашвили (СССР) — 90 кг, Н. С. Данилов (СССР) — 100 кг, В. И. Кливоденко (СССР) — свыше 100 кг. С 1982 в Москве проводится международный турнир «Мемориал Анатолия Аркадьевича Харлампиева».
В 1985 основана Международная любительская федерация самбо — ФИАС (FIAS), с 2001 — Всемирная федерация самбо, включает свыше 70 стран (1999). После распада СССР была создана Федерация самбо России.
Поскольку милиция в Российской Федерации — система государственных правоохранительных органов по охране общественного порядка, защите прав и интересов граждан от преступных и иных посягательств, то вполне естественно, что каждый сотрудник должен в той или иной степени владеть приемами единоборств.
Литература