В России только в середине 80-х, благодаря выходу на экраны фильмов с участием профессиональных американских скейтбордистов, на улицах стали появляться ребята на досках. Сначала их было очень много, но скоро массовое увлечение пошло на спад, остались только самые убежденные поклонники скейтинга.
Тогда же скейтом стали увлекаться в других крупных городах - в Питере, Саратове, Риге, Севастополе, Ялте. Примерно в это же время Москву посетила команда про-скейтеров "THRASHER". Американцы показали настоящее искусство катания на досках, а на прощание подарили свое оборудование русским друзьям. Очень скоро это оборудование пришло в негодность, но появились умельцы, которые сами начали делать доски, похожие на фирменные, а самые сложные детали отливались нелегально на оборонных предприятиях из ворованных материалов…
Со временем увлечение скейтбордингом стало принимать цивилизованные формы: в Санкт-Петербурге и Саратове появились федерации скейтбординга, которые стали инициаторами проведения соревнований.
В Новосибирске в начале 90-х годов даже было два очень хороших скейтер-парка, с двумя рампами, от которых к началу нового века остался только один фанбокс на стадионе спартак. В данное время как я ни старалса, но не смог найти ни одного скейтера на наших улицах…. А жаль, ведь скейтбординг самый зрелещный аггрессив спорт.
Aggressive Inline Scating
Никто в точности не уверен, когда появились первые роликовые коньки. Похоже, что первые ролики были просто переделкой ледовых коньков, хотя считается, что еще за 500 лет до этого японские супер-шпионы ниндзя молнией скользили по каменным полам замков своих врагов, раскатывая на хитро закрепленных бамбуковых каточках. Первым признанным изобретателем роликовых коньков был бельгиец Джозеф Мерлин (Jozeph Merlin). Он изготовил первые ролики с металлическими колёсами в 1760-м году. Он показал своё изобретение в Лондоне, катаясь по полу и играя на дорогой скрипке. Говорят, что из-за того, что его коньки не могли повернуть или остановиться, он врезался в зеркало и получил серьёзные увечья. Первый "удачный" показ роликовых коньков состоялся в 1849-м году, когда француз Луи Легранж (Louis Legrange) использовал роликовые коньки, чтобы изображать катание на ледовых коньках в пьесе "Le Prophete". Он сделал ролики, приделав к ледовым конькам маленькие колёсики. В середине девятнадцатого века множество других изобретателей приняло вызов и появилось большое количество различных типов коньков. Все они, однако, страдали теми же недостатками, что и коньки Мерлина - их было невозможно эффективно контролировать и остановить. Итак первая волна популярности роликов пошла от Джеймса Плимптона, получившего в Нью-Йорке патент на четырехколесные коньки с парой осей - <тележки>, или <табуретки>. Чуть позже появился ринк-хоккей и фигурное катание на роликах, до сих пор популярные в Англии, Португалии, Германии, Италии и Австралии. Вторая волна началась в 20-е годы во Франции (перечитайте первые главы "Лолиты" Набокова) и к концу Второй мировой войны охватила всю Западную Европу. Но еще в 1916 году особо лихие феминистки не просто катались на роликах, а еще катали перед собой обруч от бочонка с помощью специального крючка. Для этого шили специальные платья (по тем временам вызывающе короткие и облегающие). Еще с ХIХ века для роликов строились огромные крытые катки, многие из которых потом были заброшены. Но в 80-е годы нашего века пришла эра "диско", только в Соединенных Штатах тогда работало 6 тысяч ангаров с громкой музыкой, легким баром и душевыми. Диско-ролл-шузы, на которых все еще докатывают многие пионеры экстрим-культуры, имеют двухосную платформу и полужесткий или мягкий ботинок с тормозом впереди - они действительно хороши для танцев, но и устойчивы на вылетах с трамплинов. На них скользят по перилам и крутят сальто, но по лестницам на них не скатишься - это уже другое поколение "копыт". Тем не менее, уже с <тележек> в роликах, наряду со спортивным и танцевальным направлением появился уличный экстрим - Street Style (Стрит Стайл). Вскоре его объявили вне закона, и появились даже специальные дорожные таблички . Трюки на скейтборде, роликовых коньках, а потом и на велосипеде - не в спортзале или в цирке, а просто на улице, а чаще еще и на памятниках, соборных лестницах и прочих центровых местах, вскоре стали головной болью для полиции, дворников и городских властей, предметом дискуссий в прессе и дебатов в парламентах. Любимая тема скейт-комиксов: вокруг типичный городской криминал (мужик выкидывает с балкона тещу, негры тащат телевизор из разбитой витрины, от машины откручивают колеса), а в центре толстяк-полисмен, увешанный наручниками и дубинами хватает за шиворот маленького мальчика на роликах. Вот оказывается главное зло! Однако те же власти вынуждены расширять зоны безмоторного транспорта, а в них создавать специальные подразделения полицейских на роликах (самое крупное в Париже). Уличный стиль стал воплощением пацифистских и экологических ценностей нового поколения, нового взгляда на независимость, свободу передвижения и свободу в целом. А большие деньги, которые западная промышленность извлекает из любого молодежного увлечения, вскоре сокрушили военизированные устои спорта и воспитания. В 1995 году американская корпорация ESPN получила патент на проведение X-games (Экстрим-игры). Это стало официальным признанием стритстайла и четко отделило его от спорта. Все-таки, откуда он взялся? Как это не странно, дух стритстайла происходит от такого пляжного (а потому безответственного и анархичного) развлечения как серфинг (катание на доске по гребню приливной волны). Уже в конце пятидесятых годов ленивые калифорнийские и австралийские серферы стали скатываться на пляж, стоя или сидя на тележках из автомастерских. У нас они до сих пор никак не заменят промасленных ватников, а вот на западе под машины механик закатывает на специальной тележке с подшипниками вместоколес. В 1965 году появились первые заводские (мануфактурные) роликовые доски. Считается, что впервые полиуретановые колеса для роликов разработала и изготовила фирма <Криптоникс>. Долгое время скейтбординг развивался как некое цирковое <уродство> - необычная акробатика, которой серфингисты коротали время штормов. Лишь в начале 80-х в так называемом фристайле (танцевальной акробатике на плоской площадке) Родней Маллен из Флориды ввел технику <олли> - прыжка с помощью подбива загнутого края доски. На другом краю Америки, в Калифорнии в это время фермеры перешли на капельное орошение, и огромное количество оросительных каналов перешли во владение скейтеров. Вскоре появилась первая профи-команда , выступавшая на рампе, специальном сооружении с плоским дном и закругленными (не в пример каналу) краями. Продажа досок резко подскочила, но команды скейтеров все же больше напоминали бродячий цирк и были жестко отгорожены от молодежи, прежде всего опасностью рампы (попробуй скатись с высоты в 3 или даже 5 метров) и ее недоступностью (3 тысячи долларов минимум). К середине 80-х годов уже была известна техника вылетов, флипов (сальто), грэбов (хваток), грайндов и слайдов (скольжений), но зрителей это уже не удивляло, а массовому движению развиваться было негде. Скейт-фирмы закрывались... Но фирма Powell-Peralta вовремя поддержала молодых скейтеров, для которых доска стала частью, а точнее центром всего стиля жизни. Они просто не расставались с ней ни в школе, ни в супермаркете, ни на вечеринке. Они хулиганили - вели себя вызывающе, одевались не как все, не знали границ. Им не нужна была рампа - они скользили по перилам и прыгали на парковые скамейки. Вскоре уровень продажи стритовых роликовых досок достиг миллионов. Запрет на хулиганское катание по городскому центру вскоре привел к появлению скейт-парков со специальным оборудованием, имитирующим городские <препятствия>: скамейки, перила, ступени, съезды, парапеты. Рядом со скейтерами на них стали <колбаситься> роллеры и велосипедисты, выполняя практически те же трюки и не меняя их название. Например легендарная темка Мак Твис 540 придумана и сделана еще в те времена на роликовой доске. Ее автор Майк МакГилл. Техника прыжка очень быстро развивалась благодаря скейтеру Тони Алва. На рампе был королем Тони Хок. В Германии Титус Диттманн, сначала учитель физкультуры в гимназии, потом лидер уличного экстрима в Европе и миллионер, наряду со скейтбордным бизнесом основал фирму Титус Ролл Спорт и активно продвигал <тележки> на рампе и в стрите. В начале 91 года начался экстрим в Крыму, а потом наУкраине. В Москве в начале 90-х Наталья Бондаренко стала писать о роликовых коньках в прессе и продвигать "Activity-Team", команду <Радиация>, которую собрал Роман Дырин (Акробат).К тому времени в России уже было два относительно мощных соперничающих центра скейтборда: Ленинград (первую рампу сварил собственноручно Сергей Синодалов) и Саратов, где до сих пор минирампа - лучшая в России Под влиянием этих центров находился украинский Харьков. В российских соревнованиях участвовали обычно и скейтеры Риги. На открытом кубке Поволжья в 92 году выступали скейтеры 20 стран, помимо Центрального телевидения эти соревнования снимал американский <Суперчэнел>. В Питер приезжал сам Родней Маллен и были взаимные с Калифорнийской лигой (самой сильной в мире) обмены для поездкок на соревнования. В августе 93 года Рома Акробат впервые стал чемпионом России в агрессивных роликах, выступая все еще на <табуретках>. Всего тогда выступило в рампе человек 6, честно говоря, по сравнению со скейтбордерами, трюков они почти не делали. Новое большое безумие 90-х годов и новая волна уличной культуры крейзи-роллеров связаны с "блэйдами" ("лезвиями"): четыре колеса в ряд на полозьях (фреймах), укрепленных на высоком жестком ботинке. Их рождение произошло в Лас-Вегасе, где в 1981 году на промышленной выставке встретились американский хоккеист Скотт Ольсон и итальянец Джузеппе Кавазин, производитель коньков для хоккея и ботинок для горных лыж. В начале 90-х годов число роллеров в мире оценивалось Всемирной федерацией ролл-спорта в 90 млн человек. Сейчас только молодая итальянская фирма "Роучес" хвастает тем, что обула 40 миллионов. Вероятно, те же масштабы у "Роллерблэйд" (США - Италия), чуть скромнее у "Бауэр" (Швейцария-Канада) и "Ультравиллс" (США). Сейчас эти фирмы сражаются за российский и украинский рынки. Фирмы, сделавшие деньги на серфинге, скейтборде, горных лыжах и других близких развлечений, предлагают своим клиентам и роликовые коньки, например престижнейшая американская фирма "К2" или австрийская <Оксижен> из группы, теннисная делает неплохие колеса. Интересно, что в Москве за 96 год произошла потребительская революция: 8 сентября среди полутора тысяч роллеров, собравшихся в честь Дня Москвы на Поклонной горе было не более 30 в хороших коньках. Остальные спотыкались на китайских подделках из дешевой яркой пластмассы - такие боты называют "погремушками" или "тарахтелками". 5 апреля 97-го года в Лужниках на 1 международном фестивале экстрим-культуры уже несколько сот москвичей летали на настоящих "копытах", причем "Роучес" в России пока теснит конкурентов, несмотря на то, что "Роллерблэйд" засел на лучшем для торговли месте - имеет свой отдел в ГУМе. В статье журнала "Ровесник" (?4,1997), описывающей роликовый бум лета 96 года в Москве, можно заметить 2 полюса пост-советского потребления (характерных и для электроники, и для одежды): сколачивание состояний на дешевых китайских подделках, с одной стороны, и - с другой - страсть новых русских к самым дорогим фирмам. Люди, почуявшие "волну", продавали тогда по пять фур коньков в неделю, скупая в Китае по 10-15 долларов за пару и доводя розницу до 80 долларов.Совсем другая, западная волна прошла через сеть престижных спортивных салонов и автомагазинов. На аллеях Александровского сада и Парка Горького можно оценить настоящее буйство мобильности конца ХХ века: где сотовый телефон, по которому, разъезжая на роликах, дает команды он, и длина ног его спутницы, доведенная дизайном роликов до настоящего шока, логично сочетаются с их джипом.