1936 год ознаменовался новой вехой в истории баскетбола - появлением его в программе летних Олимпийских игр в Берлине, но только на следующий год произошли два знаменательных события, резко приблизивших баскетбол первой половины века к так хорошо известной нам сегодня игре. В январском матче двух студенческих команд игрок Стэнфордского университета Хэнк Луизетти впервые в истории баскетбола совершил бросок мяча по кольцу одной рукой! (Странно, не правда ли, что столь простая, и вместе с тем гениальная мысль впервые посетила голову баскетболиста лишь через сорок пять лет после возникновения игры.) Пример студента, кстати, ничем более себя в баскетболе не проявившего, был мгновенно подхвачен буквально каждым из его коллег по спортивному цеху, вследствие чего уже к окончанию сезона игра приобрела совершенно иной качественный рисунок.
Второе знаменательное для прогресса баскетбола событие случилось весной 1937 года, когда было отменено вбрасывание мяча в центральном круге после каждого взятия кольца. До этого момента команда, располагавшая высокорослым игроком, имела неоспоримое преимущество перед соперниками: в начале матча мяч вводился в игру вбрасыванием в центре площадки, которое, разумеется, выигрывал более высокий баскетболист. Он отбрасывал мяч партнеру, бежал к щиту соперников, где получал ответный пас и без помех укладывал мяч в кольцо, после чего бежал к центральному кругу, чтобы завладеть мячом в очередном вбрасывании. Теперь же, после взятия кольца мяч переходил к противоположной команде, которая вводила его в игру из-за лицевой линии, получая, таким образом, шанс поразить кольцо соперников.
Благодаря этому новшеству игра стала более скоростной и, соответственно, зрелищной, исход ее теперь зависел в первую очередь не от роста игроков, а от их меткости, скорости бега, быстроты перемещения мяча и, конечно, от удачных тактических находок тренеров. И тем более удивительным выглядит то, что Национальная Баскетбольная Лига, воссозданная в 1937 году и объединившая 13 профессиональных команд Востока и Среднего Запада США, не сразу восприняла позитивный характер изменений правил. Осознавая их прогрессивность, но оказавшись не в состоянии перебороть консерватизм мышления, функционеры Лиги пришли к решению, которое с известными натяжками можно было бы признать соломоновым - весь первый сезон команды хозяев обладали правом решать, по каким правилам будет проходить каждая конкретная встреча, а именно, каким образом вводить мяч в игру после взятия кольца.
Однако уже к началу следующего сезона здравый смысл восторжествовал, и Национальная Баскетбольная Лига полностью приняла правила студенческого баскетбола, что сразу резко возвысило ее рейтинг в глазах публики и позволило приглашать в профессиональные команды лучших спортсменов университетских клубов. С 1938 года начался резкий взлет популярности баскетбола, и ничто, казалось, не сулило ему неприятностей, однако воплощение в жизнь радужных надежд и завидных перспектив пришлось отложить еще на пять лет ввиду вступления Соединенных Штатов во вторую мировую войну. Проводимый Национальной Баскетбольной Лигой розыгрыш чемпионатов мира продолжался и во время войны, но участвующие в нем спортсмены, не годные к военной службе, и ограниченное число далеко не самых сильных команд не могли, конечно же, привлекать к себе повышенного внимания болельщиков.
Только в 1946 году, когда бывшие профессиональные баскетболисты начали возвращаться с фронтов, Лига вновь попыталась возобновить свое полноценное существование. Но у нее появился неожиданный конкурент в лице только что образованной Баскетбольной Ассоциации Америки. Располагая внушительными финансовыми средствами, она объединила под своим крылом команды Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Филадельфии, Провиденса, Торонто, Чикаго, Детройта, Питтсбурга, Кливленда и Сент-Луиса. Первый матч в Баскетбольной Ассоциации Америки, позже переименованной в Национальную Баскетбольную Ассоциацию, состоялся в ноябре 1946 года, официально обозначив эту дату в анналах истории как рождение одного из крупнейших спортивных и коммерческих предприятий современности - НБА.
Историческая встреча в Торонто между баскетболистами "Нью-Йорк Никербокерс" и "Торонто Хаскиз" завершилась со счетом 68:66 в пользу гостей. А первыми чемпионами БАА стали "Уорриорз" из Филадельфии, в финальной серии, проводившейся до четырех побед, одолевшие с итоговым результатом 4:1 "Чикаго Стагс". Причем соперничество между командами было настолько острым, что в двух последних играх превосходство "Филадельфии" выразилось лишь в одном и трех очках.
Набиравшая обороты баскетбольная Ассоциация Америки успешно переманивала к себе не только отдельных игроков, но и целые клубы Национальной Баскетбольной Лиги, еще несколько сезонов кое-как продолжавшей сопротивляться экспансии своей младшей, но куда более мощной сестры. Неизбежное произошло в 1949 году, когда Национальную Баскетбольную Лигу (прекратившую после этого свое существование) покинули шесть лучших команд, влившихся в Баскетбольную Ассоциацию Америки. С этого момента она стала называться Национальной Баскетбольной Ассоциацией...
Первые шесть сезонов НБА прошли под знаком бесспорного преимущества бывшего клуба НБЛ - команды "Лейкерс" из Миннеаполиса, сумевшей выиграть за это время пять чемпионатов и только в 1951 году из-за эпидемии обрушившихся на команду травм уступившей право играть в финальной серии клубу "Рочестер Ройалз", который в итоге и стал победителем. Своими выдающимися успехами "Миннеаполис Лейкерс" были в первую очередь обязаны своему бессменному лидеру Микану.
Джордж Микан близорукий центровой - даже на площадку он выходил в очках с толстыми линзами, и довольно неуклюжий гигант ростом 208 см полностью доминировал под обоими щитами, забирая чуть ли не все мячи в атаке и обороне и принося львиную долю очков своей команде. Выиграв третий подряд чемпионат в 1954 году, Микан, которому к тому времени исполнилось 30 лет, заявил об уходе из большого спорта, и "Лейкерс" пришлось надолго забыть о своих честолюбивых амбициях, вернуться к которым они смогли только много лет спустя уже после своего переезда в Лос-Анджелес. Наступила эра "Бостон Селтикс".
Однако еще в 1951 году произошло примечательное событие, положившее начало традиции, не только сохранившейся до наших дней, но и приобретающей с каждым годом все больший размах и зрелищность. В марте в присутствии десяти с лишним тысяч зрителей в Бостоне состоялся первый Матч Всех Звезд, в котором сборная команда лучших баскетболистов Востока противостояла сборной не менее знаменитых мастеров Запада, Восток победил со счетом 111:94, доказав тем самым, что недаром баскетбол начал развиваться в первую очередь на атлантическом побережье.
С 1957-го по 1969 год включительно едва ли какая-то другая команда могла сравниться по мастерству с бостонской "Селтикс", выигравшей в тринадцати турнирах одиннадцать чемпионских титулов. В 1958 году бостонцы уступили в финальной серии "Сент-Луису", победив только в двух встречах из шести, однако уже на следующий год полностью реабилитировались перед своими болельщиками за досадную осечку, впервые в истории профессионального баскетбола выиграв финальную серию "всухую" у "Миннеаполиса" и набрав в четырех встречах в общей сложности 487 очков. Владельцы миннеаполисских "Лейкерс" были настолько расстроены неудачей своей команды, что после окончания сезона продали ее в Лос-Анджелес, где она стала выступать под названием "Лос-Анджелес Лейкерс".
Баскетбол - игра командная, но даже самому ровному по подбору игроков и сплоченному коллективу трудно рассчитывать на высокие достижения, не имея в своем составе ярких личностей, лидеров, способных более десяти лет подряд вести за собой команду к новым и новым победам. В бостонском "Селтикс" шестидесятых такими лидерами были их мудрейший тренер Ред Ауэрбах и выдающийся центровой Билл Рассел.
Появившись в составе "Бостон Селтикс" в 1956 году в возрасте 22 лет, Рассел (208 см) к тому времени уже успел дважды выиграть студенческий чемпионат США, выступая за команду университета Сан-Франциско, и завоевать золотую медаль Олимпийского баскетбольного турнира 1956 года. Он стал настоящей находкой для бостонского клуба, проявив себя истинно командным игроком, не стремившимся набрать как можно больше очков, а готовым выполнять любую черновую работу ради общей победы. Наиболее сильной его стороной была игра в защите. Блокируя броски соперников и подбирая мяч под щитом, он начинал быстрые прорывы своей команды, а в атаке выступал тонким распасовщиком, постоянно державшим в поле зрения всех своих партнеров и мгновенно направлявшим мяч тому, кто находился в наиболее выгодной позиции.
Преданность Рассела клубу, за который он непрерывно выступал на протяжении всей своей тринадцатилетней карьеры, и вера в него тренера были настолько велики, что Ред Ауэрбах, оставляя в 1966 году бразды правления командой, назначил своим преемником именно Рассела, ставшего первым чернокожим тренером в НБА. Но Рассел не повесил на гвоздь кроссовки, и за три сезона, которые он возглавлял "Селтикс" в качестве играющего тренера, еще дважды привел свою команду к титулу чемпионов мира, став одиннадцатикратным победителем первенств НБА и установив по этому показателю рекорд, который с тех пор не удалось превзойти никому.