Смекни!
smekni.com

История рукопашного боя (стр. 1 из 4)

РЕФЕРАТ

по теме:

История рукопашного боя

Факультет: Базовой Подготовки

1 Курс

Группа №: 4 АФК

Студент: Самойлова А. С.

Преподаватель:

План:

1. Развитие рукопашного боя до Нашей эры (стр 1).

2. Развитие рукопашного боя в начале Нашей эры (стр 9).

3. Рукопашный бой средних веков в странах Дальневосточного региона (стр 11).

4. Рукопашный бой на Руси в IV-XIV вв(стр 13).

5. Заключение(стр 15).

РАЗВИТИЕ РУКОПАШНОГО БОЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

Cтановление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами

поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре. Это свидетельствует о владении Фараоном техникой борьбы.

История египетской культуры делится на 4 основные эпохи расцвета государства, отмеченные правлением 31 царских династий: Древнее царство (ХХVII-ХХIII в.в. до н.э.), Среднее царство (ХХI-ХVIII в.в. до н.э.), Новое царство (ХVI-ХI в.в. до н.э. поздний периоды. Каждая эпоха являлась определенным этапом в развитии древней культуры и имела свои характерные особенности.

В эпоху Древнего царства среди детей были популярны игры, напоминающие военные действия и захваты пленников. На изображениях периода Среднего царства, игры детей сменились играми молодежи. У юношей на первый план выходит борьба. Изображение серий приемов свидетельствует, что борьбе предшествовала специальная подготовка, а многие поединки проводились с участием судьи.

В эпоху Среднего царства численность войск увеличивается, что связано с походами в Переднюю Азию. Имеются данные, что борьба стала применяться и для тренировки войск.

В период Нового царства появляются воины профессионалы. Кроме того, существует гипотеза, что в составе войск имелись специальные отряды бойцов. Об этом свидетельствует рисунок (примерно 1410 г до н.э.), изображающий группу нубийских воинов со штандартом, где нарисовано два борца .

Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных длинных палок .

Кулачный бой, борьба, акробатические упражнения были чрезвычайно популярны в другом районе Средиземноморья - на острове Крит, где в III тысячелении до н.э. Зарождалась минойская культуры. Единоборства были непременным атрибутом всех празднеств Причем, как показывают фрески, снаряжение бойцов кулачного боя было подобно воинскому. Металлический шлем защищал голову и лицо. Специальные кожаные полоски и кожаная обувь предохраняли руки и ноги от травм. Вершиной атлетических представлений на Крите, бесспорно, являлось культовое единоборство с быком, которое велось в форме акробатической игры - прыжков через разъяренное животное или на него с последующим спрыгиванием. Эти игры под час заканчивались трагически.

Таким образом можно констатировать что в этот временный период (до 1 тысячелетия н.э. единоборства играли важную роль в становлении систем физического воспитания Египта и сопредельных стран. Однако утверждения,

что единоборства существовали как сложившиеся системы воинского обучения и воспитания, неверны. Это произошло только после VIII Века до н.э. Причем интересно , что практически одновременно в Европе (в Греции) и в Азии (в Индии, Китае).

Однако системы РБ формировались и развивались обособленно и имели существенные отличительные черты, которые объясняются различными климато-географическими этническими культурологическими и религиозными

фактами.

Население древней Индии располагало ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия, причем в древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением удара рукой и ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов. С завоеванием Индии кочевыми племенами индо-арийцев (1200-600 до н.э.) происходит кастовое разграничение. Арии выделяют себя в арийскую касту и монополизируют, физическую культуру. Людям неарийского происхождения запрещено было заниматься упражнениями с оружием, йогой и верховой ездой. В древнеиндийских верах и эпосах, таких как Махабхарата и Рамаяна, описывает очень высокий уровень подготовки арийских каст. Они были способны успешно сражаться с превосходящими по численности противником на равнинах - на боевых колесницах и верхом, на участках местности, залитых водой на слонах и лодках, на лесистой и поросшей кустарником местности применяя лук, на гористо-холмистой местности - с мечом и щитом. 0ни также признавали за поединками с оружием и даже голыми руками роль фактора, решающего судьбу сражения Невзирая на запреты арийцев, в индийском народе продолжали жить, сохраняться и совершенствоваться упражнения c самообороной без оружия. Однако они не нашли массового распространения и имели место в форме тайных обрядов, скрытых от посторонних глаз, к которым допускались лишь посвященные. Способы обучения в таких условиях были чрезвычайно суровые. Для всесторонней подготовки использовались, прежде всего, упражнения, способствующие выработке психологической устойчивости, уверенности в собственных силах. С этой целью обучение упражнениям, связанным с самообороной, осуществлялось под потоком воды, обрушивающейся с водопада, на краю отвесной скалы или ущелья, возле горящего пламени, упражнения чередовались с прыжками через пламя. Кроме этого практиковалось нахождение под проливным дождем длительное время, сон на голой земле, принятие боевых поз или стоек и нахождение в боевых позах по несколько часов, выстаивание в течение длительного времени на кончиках пальцев или удержание собственного веса, зацепившись за каменный уступ или ветку дерева. Также использовались упражнения, связанные с трансцендентальным (выходящим за пределы сознания) аутогенным погружением. Впоследствии такая система физических упражнений не получила широкого распространения в самой Индии однако бродячими монахами-миссионерами была занесена в Китай Тибет, Японию и другие пограничные с ними страны. В Японии они появились в средние века в виде Буддийских сект Ямабуси и тайных кланов Ниндзя.

Наряду с Индией в период относящийся к III тысячелетию до н. э в долине рек Хуанхэ и Янцзы в Китае появляется первые ростки систематизированных физических упражнений. Наряду с древними праздниками и связанными с ними обычаями и обрядами в китайских храмах часто ссылаются на написанную предположительно в 2698 г. до н.э. книгу под названием "Кунфу", в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания распространенных среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от бесплодия, а также "боевых танцев". Тем не менее, точных свидетельств, подтверждающих эту информацию, пока не существует, однако модно предположить, что речь идет о "Книге Перемен" ("И-цзин") - священном писании которое на протяжении более 3 тысяч лет являлось базой для развития лаосской философии, исторической науки, астрономии, медицины и боевых искусств востока. Книга Перемен состоит из закодированных математических и образных символов, в которых содержатся достижения древней восточной мысли о мире и человеке. Для боевых искусств ее значение не утратило актуальность и в наше время.

Достоверным фактом, освещающим боевые танцы, турниры борцов и кулачные поединки является китайский эпос в виде народных песен Юэ-фу, записанных в хроники примерно в начале II века до н.э. В них описывается жизнь героев-полубогов, которые изгоняли враждебные племена, не проливая крови, а только лишь побеждая вождей противников, состязаясь с ними на борцовских турнирах, в боевых танцах и кулачных поединках. Одним из важнейших факторов, обеспечившим широкое и свободное развитие дальневосточных единоборств и в первую очередь в Китае было то, что начиная с VI века до н.э. боевые искусства опирались в своем развитии на естественно-философские воззрения, в частности даосизма, конфуцианства, а позднее (примерно с 1 века н. э) - буддизма. Большое влияние на развитие боевых искусств оказали Лао-Дзы (VI1-V в.в. до н.э.), Кун-Цзы ( Конфуций, в.в. до н.э. ), Ле-Цзы (VI-V в.в. до н.э.), Сунь-Дзы (VI-V в.в. до н.э.), а позднее, в VI в. н.э. легендарный буддийский патриарх Бодхидхарма. Причем важно иметь в виду, что, к примеру, конфуцианство являлось официально признанной государственной этико-политической доктриной.

Серьезной систематизации лечебно-терапевтические движения и военная подготовка, в которую, кроме владения оружием, входило и обучение рукопашным схваткам без оружия подверглись уже в период правления первой династии китайских императоров - Шан (Инь - ХIV-ХI в.в. до .н.э.).Исторические источники свидетельствуют, что основу военной подготовки составляли следующие элементы: состязания на колесницах, стрельба из лука, охота, метание копья и рукопашный бой без оружия. При проведении кулачных боев, особенно высоко ценилось умение не только наносить точные и сильные удары, но и не менее ловкое увертывание от них, чтобы вызвать у противника внутреннее смятение, т.е. убедить его в неспособности противостоять и вести поединок.