К сожалению, Елизавета ушла из активного спорта
ОЛИМПИЙСКАЯ СТАТИСТИКА ФРИСТАЙЛА
XVI - 1992г ФРАНЦИЯ (АЛЬБЕРВИЛЛЬ) | |||
МЕСТО | СПОРТСМЕН (команда) | РЕЗУЛЬТАТ | СТРАНА |
ФРИСТАЙЛ, МОГУЛ | |||
1 | Grospiron Edgar Weinbrecht Donna | 25,81 23,69 | Франция США |
2 | Allamand Olivier Кожевникова Елизавета | 24,87 23,50 | Франция СНГ |
3 | Carmichael Nelson Hattestad Stine Lise | 24,82 23,04 | США Норвегия |
XVII - 1994г НОРВЕГИЯ (ЛИЛЛЕХАМЕР) | |||
МЕСТО | СПОРТСМЕН (команда) | РЕЗУЛЬТАТ | СТРАНА |
ФРИСТАЙЛ | |||
1 | Schonbahler Andreas Черясова Лина | 234,67 166,84 | Швейцария Узбекистан |
2 | Laroche Philippe Lindgren Marie | 228,63 165,88 | Канада Швеция |
3 | Langlois Lloid Lid Hilde Synnove | 222,44 164,13 | Канада Норвегия |
ФРИСТАЙЛ, МОГУЛ | |||
1 | Brassard Jean-Luc Hattestad Stine Lise | 27,24 25,97 | Канада Норвегия |
2 | Щуплецов Сергей McIntyre Elizabeth | 26,90 25,89 | Россия США |
3 | Grospiron Edgar Кожевникова Елизавета | 26,64 25,81 | Франция Россия |
Балет как одна из разновидностей фристайла умер вовсе, а акробатика медленно, но верно чахнет. Игры в Солт-Лейк-Сити для снежных фокусников должны стать в этом смысле судьбоносным этапом.
С точки зрения логики, фристайл не намного младше горных лыж и возникнуть мог еще на заре ХХ века. По крайней мере, спорить с тем, что уже тогда многим хотелось сотворить на лыжах нечто большее чем банальный спуск с горы - достаточно глупо. Ну а само название и первые правила придумали в начале 70-х годов американцы. В Америке в это время показывать свое искусство владения горными лыжами было высокой модой. Фотографии и кинокадры, на которых красивые и отважные молодые люди крутили на лыжах сальто или ловко преодолевали ямы и бугры можно было видеть повсюду.
Что общего у лыжной акробатики, балета и могула – тогда никто не задумывался. Кто-то выделывал на лыжах танцевальные па, кто-то искал в горах максимально неровные спуски, чтобы поразить окружающих техникой прохождения этой трассы, а кто-то парил на лыжах с широко раскинутыми руками. «Фристайл» - свободный стиль, а значит позволено все. Иными словами – все, что не было похоже на обычный спуск на лыжах, было отнесено к фристайлу, хотя, возможно, правильнее было бы этого не делать. Однако у Международного лыжного союза было на этот счет особое мнение. По крайней мере, допустить, чтобы столь массовое движение развивалось стихийно, FIS не мог, и три горнолыжные дисциплины были объединены в одну семью и приняты в Союз в 1977 году. Что же касается путевки в большую жизнь, то ее каждый из видов фристайла получал отдельно.
Парадоксом последних 25 лет можно назвать безвременную кончину лыжного балета. Еще в 1992 году балет был на Олимпиаде в качестве показательного вида, а в позапрошлом году он оказался исключен из кубковой программы фристайла и фактически умер. Для нас это обстоятельство было весьма печально, поскольку именно в этой дисциплине россияне имели очень сильные позиции. Увы! По образному выражению старшего тренера акробатической группы сборной России Андрея Гребенникова, балет «закрыли» американцы, поскольку понимали, что ловить в нем им нечего. Акробатике повезло больше, в частности в СССР. Горнолыжный спорт в 70-е годы был у нас одним из популярных видов спорта, хотя, быть может, и не самым массовым. Зато по интеллектуальному уровню он считался одним из самых значительных. Кататься на горных лыжах было хорошим тоном, занятием интеллигентов. Оно-то и дало толчок зарождению у нас фристайла.
Старший тренер сборной России по акробатике Андрей Гребенников вспоминает:
- Все начиналось с фотографий из зарубежных журналов. Мы видели красивые кадры высоких прыжков и пируэтов, которые делали на горных лыжах европейцы и американцы. Первые такие фотографии относились аж к 1936 году, когда первые смельчаки пытались сделать сальто или просто совершить красивый прыжок. Что же до нас, то первое сальто совершил в самом начале 70-х годов один любитель, полковник министерства обороны. Он не был горнолыжником (я и фамилию его даже сейчас не вспомню), а трюк этот сделал на Воробьевых горах, для своих знакомых. Ну а первое двойное сальто сделал ваш покорный слуга. Нас было тогда человек восемь энтузиастов, которые экспериментировали с горными лыжами. В 77-м в деревне Горки Дмитровского района на склоне сделали снежный трамплин, на котором я и сделал двойное сальто. Собственно, трамплином это можно было назвать довольно условно – была сооружена некая подбрасывающая поверхность в конце разгона.
119992, г. Москва, Лужнецкая наб., 8, ком. 246
Телефон/факс: 725-46-70
Создана в 1992 году; объединяет спортивные организации 9 субъектов Российской Федерации.
Руководство федерации: президент - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры РФ, член исполкома ОКР Л.Б. Кофман; вице-президенты - В.В. Маловичко; заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Р.М. Суфиянов; заслуженный тренер России Л.В. Тягачев. Генеральный секретарь - Г.Г. Белоусов.
Представители федерации принимают активное участие в деятельности Международной федерации лыжного спорта (FIS): Л.В. Тягачев и Л.Б. Кофман - члены комитетов FIS.
Известные спортсмены: чемпионка мира (1995), обладательница Кубка мира (1996), победитель Гран-при (2000) Е. Баталова; призер Кубка мира (1994, 1996), чемпионка мира (1997) и серебряный призер чемпионата мира (1999) О. Кущенко; победитель (2000) и бронзовый призер (1999, 2001) этапов Кубка мира Н. Орехова; чемпионка мира (1999) Н. Разумовская (в 1999 году в Швейцарии провозглашена прима-балериной мирового фристайла).
Первый чемпионат мира по этому виду спорта был проведен в Тинье, Франция, в 1986 г. Рекордные 3 победы удалось одержать Эдгару Гроспирону (Франция): в 1989,1991 и 1995 гг. А в 1992 г. отстал олимпийским чемпионом.
Конни Кисслинг (Швейцария) рекордные 10 раз становилась абсолютной чемпионкой в соревнованиях на Кубок мира (проводящихся с 1980 г.) - в 1983-1992 гг.
У мужчин рекордные 5 побед одержал Эрик Лабурикс (Франция): в 1986-1988 и 1990-1991 гг.
Олимпийский дебют российского фристайла состоялся Зимних Олимпийских играх в Калгари (1988). Показательные выступления по акробатике продемонстрировали Василиса Семенчук и Андрей Лисицкий.
На Олимпийских играх в Альбервиле Елизавета Кожевникова заняла второе место в могуле.
Сергей Шуплецов – двукратный чемпион мира в могуле (1991 и 1993).
Москвички Елена Баталова, Оксана Кущенко и Наталья Разумовская становились чемпионаками мира в балете в 1995, 1997 и 1999 гг. соответственно.
Специалисты фристайла продолжают споры о природе этого лыжного троеборья. Одни твердо убеждены в приоритете горнолыжной подготовки, другие считают, что во главе угла — умелое владение телом, свойственное гимнастам, акробатам, прыгунам в воду. Видимо, истину, как всегда, надо искать посередине. Наш первый чемпион мира Сергей Щуплецов — из горнолыжного спорта, а первая среди россиянок чемпионка мира Василиса Семенчук пришла во фристайл из гимнастики.
Широкое развитие лыжной акробатики в США и Европе послужило основанием к созданию Международной федерации, руководители которой еще в 60-е годы стремились включить лыжную акробатику в семью олимпийских видов спорта и программу первенства мира по лыжному спорту. В Америке этот вид лыжного спорта получил довольно странное название — “хот - дог”, что в дословном переводе с английского означает “горячая собака”. В европейских странах лыжную акробатику назвали “фристайл” или “свободный, вольный стиль”. Это название и стало официальным.
Сначала фристайл состоял из двух разделов: лыжная акробатика на склонах и лыжная акробатика на трамплинах.
Первый вариант акробатики представлял собой выполнение при спусках различных поворотов, кувырков, торможений на пятках, спусков лицом к склону, скачков с разнообразными поворотами, сальто и других акробатических упражнений, из которых составлялись также различные комбинации. Причем выполняли это как в одиночку, так и парами, и даже группами. Известно, например, сальто на лыжах, выполненное с изумительной синхронностью одновременно 8 американскими лыжниками-акробатами, которых окрестили “Летающие койоты”, затем это упражнение выполнили одновременно уже 18 акробатов.
Второй вариант акробатики — на трамплине. Он включал выполнение в одиночку, а также синхронно двумя или тремя лыжниками после отрыва от прыжкового стола и до приземления сальто согнувшись и прогнувшись, двойного сальто, шпагата, вращении вокруг вертикальной оси и других упражнений, включая тройное сальто, “Ленту Мебиуса” — мертвая петля с одновременным вращением тела.
Современный олимпийский фристайл — это лыжное двоеборье, в котором, наряду с акробатическими прыжками, присутствует могул — спуск по бугристому склону. Во всех дисциплинах фристайла судьи оценивают постановку и сложность полета, техническое мастерство, артистизм исполнения.
Значительным достижением поклонников этого вида спорта стало решение Международного олимпийского комитета, принятое в феврале 1984 г., о включении в программу зимних Игр 1988 года в Калгари показательных выступлений по фристайлу. Дебют фристайла в программе высшего спортивного форума состоялся на Олимпиаде 1992 г. в Альбервиле. Первым в олимпийский регламент был допущен могул. На олимпийском турнире в Лиллехаммере (1994) к нему присоединилась еще одна дисциплина — акробатические прыжки. Дело осталось только за лыжным балетом.