Смекни!
smekni.com

Наркомании (стр. 2 из 6)

Крайне тревожные данные, связанные с наркоманией, поступают из Вооруженных Сил страны. По многим регионам, в частности Москва, Подмосковье, Калининград, в последние два-три года практически каждый 12-й призывник пробовал наркотики. А каждый 30-й принимал их более-менее регулярно.

По некоторым предварительным данным, в последнее время ежегодно в места заключения преступников передавалось от 100 до 200 килограммов различных наркотиков. В местах заключения сегодня находится около миллиона человек – таким образом формируется гигантская база для расширения потребления наркотиков на перспективу. Статистические данные и информация врачей наркологических диспансеров показывают, что в России излечиваются (то есть, выдерживают без наркотиков более одного года) всего лишь пять-шесть процентов наркоманов. И то эти данные связаны, прежде всего, с крупными городами. В малых городах или в сельской местности шансов на излечение практически нет ввиду отсутствия и специалистов, и центров по реабилитации. Если учесть, что истинное число наркоманов, как принято считать специалистами, в 10 раз превышает число зарегистрированных больных, то общее их количество в России в настоящее время приближается к миллиону человек. Опасность наркотического вала тем более велика, что за последние десять лет в результате отставания должного финансирования количество наркологических диспансеров в целом по России сократилось на треть, число наркологических коек – на 60 (!) процентов, а количество врачей-наркологов – на 25 процентов (Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А., 2000, с. 166-173).

В настоящее время Россия притягивает торговцев наркотиками по двум основным причинам: огромный, практически не освоенный, внутренний рынок и одна из ключевых стран в схеме транзита наркотических средств.

Для внутреннего рынка основной поток наркотиков идет со среднеазиатского направления - Афганистан, Пакистан и бывшие республики Советского Союза – Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и пока еще в очень небольшой степени Туркмения. Это, прежде всего, героин и опиум. Усиление наркопотока через Среднюю Азию в Россию связано не только с той слабо контролируемой ситуацией, которая существует на юго-восточном направлении, но и также с тем, что Иран ввел не так давно смертную казнь для любого наркоторговца, и использовавшиеся ранее маршруты через его территорию стали слишком опасны. Возросло количество случаев контрабанды наркотических средств и сильно действующих лекарственных препаратов из Китая. Часть наркотиков, прежде всего маковая соломка, поступает с территории Украины, причем масштабы поставок с каждым годом все возрастают и, например, факты задержания партий в десятки килограммов сенсацией уже не являются. Также во все большей степени налаживается поступление различных видов наркотиков из Азербайджана и Грузии. Из Азербайджана доставка идет, прежде всего, автотранспортом вместе с фруктами и овощами.

Собственно внутри Российской Федерации основной зоной нелегального выращивания конопли остается Дальний Восток, откуда также налажена система поставки наркотиков в крупнейшие города Сибири и Урала, а также в Центральную Россию. В последние годы стал очевидным рост поставок наркотиков в Россию из стран Латинской Америки. Пока что эти поставки носят больше транзитный характер и ориентированы, прежде всего, на потребителей в странах Западной Европы. Россия в этом случае выступает или как транзитный пункт, или как перевалочная база (Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А., 2000, с. 173-177).

На территории Российской Федерации можно выделить несколько основных зон распространения наркотиков. Безусловно, пальму первенства по потреблению наркотиков держат Москва, Санкт-Петербург, однако заметный рост идет по многим другим регионам – Краснодарский край, Калининградская область, Свердловская область, Республика Дагестан, Хабаровский край и Приморский край, Московская область.

Особенность Москвы и Подмосковья заключается в том, что сюда идет, прежде всего, основная часть дорогих и сильнодействующих наркотиков – героина, кокаина, эфедрина. Значительная часть их распространяется в криминальной среде, однако налицо тенденция расширения социальной сферы – участились случаи употребления этих наркотиков бизнесменами, представителями артистической элиты и шоу-бизнеса. Практически во всех крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, в течение последних лет значительно (в десятки и сотни раз) увеличилось распространение самого популярного молодежного наркотика последнего десятилетия – метилендиоксиметиламфетамин (МДМА), который в просторечии зовется «экстази». Этот наркотик является сильным стимулятором со слабым галлюциногенным действием, который воздействует на организм в течение 6-8 часов. В 1971 г. МДМА был признан особо опасным психотропным препаратом и внесен в список №1 Конвенции о психотропных веществах. В США он был запрещен еще в 1985г., и в большинстве европейских стран «экстази» относится к категории «А» наряду с героином, крэком. Основной канал распространения «экстази» - это молодежные дискотеки и высшие учебные заведения. В частности в Москве, практически в 90 процентах дискотек, можно приобрести этот наркотик, причем практически открыто (к примеру, в Великобритании за распространение МДМА можно получить пожизненное заключение). Что касается основных каналов поступления «экстази», то их в настоящее время три: Нидерланды, Польша и Германия. Во всех трех странах налажено мощное нелегальное производство МДМА, во многом ориентированное и на Россию. Доставка «экстази» осуществляется, прежде всего, курьерами – как российскими гражданами, так и иностранцами – автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом из указанных выше стран. Особое внимание к этому наркотику проявляют криминальные структуры с учетом того, что прибыль на операциях с «экстази» достигает 2000 процентов (Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А., 2000, с.179-181).

Проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России.

Россия сегодня находится в уникальном положении – она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств. В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой. Переломить такое положение необходимо и сделать это можно при привлечении всех основных структур общества и государства – от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Шаги, даже самые решительные, только на одном из участков, ничего не дадут. Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления:

- средства массовой информации;

- учебные заведения всех уровней;

- органы законодательной и исполнительной власти (Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А., 2000, с.193-194, 195-196).

Наркотическая зависимость.

В своем развитии наркомании проходят через привыкание к наркотику к собственно наркоманическому синдрому.

В частности, под наркоманией подразумевается состояние, определяемое: 1) синдромом измененной реактивности организма к действию данного наркотика (защитные реакции, толерантность, форма потребления, форма опьянения); 2) синдромом психической зависимости (обсессивное влечение, психический комфорт в интоксикации); 3) синдромом физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физический комфорт в интоксикации). Эти три синдрома, составляющие большой наркоманический синдром [Пятницкая И.Н.,1975,1994], отличают наркомана от здорового человека. В развитии болезни синдромы возникают не одновременно (Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю.,2000, с.21-22).

Вначале в зависимости от типа высшей нервной деятельности, наркотика, дозы, метода введении его в организм, психической установки субъекта вызывается эйфорический эффект. Формируется предпочтительность наркотика, его начинают принимать регулярно. Затем меняется реактивность организма – исчезают защитные реакции (например, подавляется рвотный рефлекс). Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит изменение толерантности. Наркоманы принимают в 2-10 раз более высокие дозы вещества, чем принято использовать их в лечебных целях. Постепенно формируется психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается физическая зависимость с неодолимым влечением к наркотизации и выраженным абстинентным синдромом (Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский., 1981. с.155-156). Физическая зависимость заключается в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание и наркотики становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма (Гурски С., 1988, с.11).

Показателем сформировавшейся физической зависимости от наркотиков является абстинентный синдром. Это состояние характеризуется необходимостью в постоянном присутствии наркотика для относительно нормального функционирования организма, теперь уже на качественно ином уровне. Приспособившийся к уровню постоянной интоксикации организм в отсутствие наркотика дает первый сигнал о том, что нужна очередная доза препарата. Возникает компульсивное влечение, имеющее значение жизненной необходимости для больного (Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., 2000, с.32).

Наркоман вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, трудности в сосредоточении внимания, утомляемость. Появляется сильное беспокойство, постепенно страх становится невыносимым, ведет к отчаянию, чувству безнадежности, а нередко – к мысли о самоубийстве.