Не надо тешить себя мыслью, что наркотики не могут проникнуть за колючую проволоку войсковых частей - в ней всегда есть дыры. Если в данной местности налажена поставка в войсковые части (а так бывает нередко), то наркотики легко достать, даже не уходя в "самоволку".
Доступность наркотиков на военной службе зависит не от географического расположения части - хотя в городах в принципе найти наркотики легче, а в основном от ее кадрового состава. Меньше наркотиков в высокоспециализированных технических или элитных частях - например, в частях правительственной связи, в каком-нибудь суперспецназе, частях радиоэлектронной разведки и тому подобных. Но наркоманы редко попадают служить в такие части - у них в личном деле обычно есть отметки о хулиганстве, наркотиках или судимостях; при этом необходимые для службы знания и навыки отсутствуют. Таких призывников обычно направляют в войска, где степень ответственности не слишком высока. Они концентрируются в стройбатах, заштатных полках и разных дырах. И, быстро перезнакомившись, продолжают предаваться своим привычным порокам.
Я лично видел хороших ребят, попавших в такие части, которые возвращались оттуда наркоманами. Зато не слышал ни об одном наркомане, который бы вылечился в армии.
Более того, в армии наркоманы совершают преступления, за которые могут надолго оказаться за решеткой: дезертирство, кража имущества и даже торговля оружием (у меня был пациент, который ради наркотиков продал свой автомат - а слышал я о множестве таких случаев). Часты среди наркоманов-вояк попытки самоубийства, и не только с целью "попугать командование". Обычное завершение военной службы наркомана - уголовное дело или увольнение по психическому заболеванию (наркомании или психопатии). Никакого выигрыша от службы наркомана не получают ни страна, ни семья, ни он сам.
Что же делать, ведь военкоматы забирают служить любого, кого только удается отыскать? Могу дать только один совет - наркоманов нужно ставить на наркологический учет. Или на психиатрический по поводу заболевания психопатией, благо у подавляющего большинства наркоманов признаки психопатии налицо. Постановка на учет по психопатии автоматически исключает призыв на службу, сохраняя при этом большинство гражданских прав и свобод, и сам пациент от этого не проигрывает. Уж если он таков, что не боится употреблять наркотики, то вряд ли ему светит работа, для которой требуется абсолютное психическое здоровье. Поэтому я думаю, что обращение за помощью к психиатру с жалобами на неприемлемое поведение сына не должна пугать родителей. Только сделайте это заранее, хотя бы за полгода (лучше за год) до призыва. Да, и еще - когда пойдете в психдиспансер, прихватите с собой все справки о травмах головы Вашего сына, его негативные характеристики с места учебы или работы и документы о судебных разбирательствах - это может Вам здорово помочь во время Военно-Врачебной Комиссии.
Глава 9. КТО ЧАЩЕ СТАНОВИТСЯ НАРКОМАНОМ
Когда нарколог принимает или консультирует больного, он старается выяснить, чем отличается его анмнез (биография и история болезни) от анамнеза не страдающих наркоманией. И обычно обнаруживаются одна или несколько из следующих особенностей:
- Патология беременности (т.е. выраженные токсикозы и перенесенные матерью во время беременности инфекционные или тяжелые хронические заболевания).
- Осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксией новорожденного).
- Тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста (не исключая простудных, воспаления легких, частых ангин).
- Сотрясения головного мозга, особенно многократные.
- Воспитание только одним из родителей (т.е. в неполной семье).
- Постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.л.).
- Больной - единственный ребенок в семье.
- Алкоголизм (запойное пьянство) или наркомания у кого-либо из близких родственников: отца, матери, реже - деда, дяди, брата.
- Психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников.
- Раннее (до 12-13 лет) начало употребления алкоголя самим больным или злоупотребление больным летучими наркотически действующими веществами (клей "Момент", растворители, бензин и пр.).
Как видите, список обширный. Конечно, множество не ставших наркоманами людей также имеют в анамнезе один или несколько указанных фактов - это не фатально ведет к наркомании. Но тем не менее, у них всегда выше риск заболеть наркоманией даже при однократном употреблении наркотиков.
Еще одна неприятная новость.
Люди, не имеющие в анамнезе ни одной из перечисленных особенностей, тоже болеют наркоманией.
- Я бы разделил все перечисленные особенности анамнеза (назовем их "факторами-предикторами", как это принято в медицине, или предрасполагающими факторами) на две условные группы - биологические и социальные. Например, к биологическим относятся факторы 1, 2, 3 и 4; а к социальным - 5 и 6 и 7. Есть и такие, которые относятся сразу к обоим группам. Это 8, 9 и 10 пункты в нашем списке.
- Риск заболеть наркоманией у тех, кто имеет в анамнезе факторы-предикторы выше вот почему:
- Биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллектуальной, сколько в эмоциональной сфере. Я имею в виду, что если человек с благополучным анамнезом после более или менее тяжелого удара судьбы легко сможет собраться, мобилизоваться, вернуться к нормальному ритму жизни, то перенесшему родовую травму или сотрясение мозга сделать это будет намного тяжелее. Также тяжелее таким людям сохранять уравновешенность и хладнокровие в эмоционально-напряженной ситуации.
- Как правило, самим субъектом это осознается не полностью, так как ему не с чем сравнить свое состояние - в распоряжении имеется только личный опыт. Иногда люди отмечают, что до травмы они были "спокойнее", "уравновешеннее" и "энергичнее", но так бывает редко. Обычно наступившие изменения замечают не больные, а сторонние наблюдатели - не очень близкие, которые встречаются с ними лишь периодически.
- Но на подсознательном уровне травмированный постоянно ищет средство, которое было бы в состоянии помочь ему, пусть и на короткое время, вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее. В первое время наркотики неплохо справляются с задачей психологической регуляции, увеличивая способность переносить эмоциональные нагрузки. И употребляющие их становятся увереннее в себе, спокойнее и активнее в жизни. Поэтому для человека, имеющего в анамнезе биологические факторы-предикторы, случайный или "экспериментальный" прием наркотиков может стать фатальным - не зная, чем грозит регулярное их употребление, он "заработает" психическую и физическую зависимость раньше, чем заметит опасность. И такие случаи нередки. Иначе с теми, чьи факторы-предикторы относятся к социальной группе. Конечно, не в 100% случаев, но все-таки довольно часто в семьях, соответствующих п. 5, 6 и 7 в нашем списке воспитание детей носит либо несистематический, либо гиперпротективный характер (т.е. такой, когда за ребенка все время думают и решают взрослые). Следствием является формирование социально-пассивной, социально-безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и не имеющей желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего. Кроме того, зачастую отсутствует (или является несостоятельной) и программа его построения - старшие не сумели научить планированию жизни. На фоне отсутствия эффективно контрпропаганды наркотиков, характерном для нашего общества, такая личность беззащитна перед соблазном испытать новые, неизвестные и приятные ощущения, стимулировать воображение, творческие способности - особенно если речь идет о молодом человеке. В результате начинается регулярный прием наркотиков. Когда приходит понимание, что пора прекращать наркотизацию (а это рано или поздно осознают все), именно из-за своих личностных качеств данный индивид не может выполнить непростую - долгую и трудную - душевную работу для возвращения в русло нормальной, "ненаркоманской" жизни. Факторы 8, 9 и 10, относящиеся к обеим группам сразу, действуют комбинированно: во-первых, обычно их наличие сопровождается нарушением функционирования головного мозга - примерно так же, как это бывает после травм головы; во-вторых, существенную роль играют дефекты формирования личности, вызванные нездоровым окружением.
- Дело в том, что повреждение головного мозга может быть не только физической (механической) природы, т.е. травматическим, но и еще и 1) врожденным (чаще внутриутробным, полученным еще во время беременности, реже - имеющим наследственный характер) и 2) химической природы - в результате острого либо хронического отравления - например, алкоголем в детском возрасте или (еще хуже) бензином и органическими растворителями, которые содержатся в препаратах бытовой химии.
- С другой стороны, социальное окружение, позволяющее раннее начало употребления алкоголя или снисходительно относящееся к нему, обычно (вольно или невольно) провоцирует подростка также и на прием наркотиков.
Хотелось бы еще заметить, что комбинация из нескольких факторов-предикторов одной или разных групп резко снижает устойчивость индивида к заболеванию наркоманией. Даже по сравнению с теми, кто имеет только один фактор-предиктор в анамнезе. То же самое, кстати, относится и к алкоголизму.
Вопрос родителей: Как надо воспитывать, чтобы ребенок не стал наркоманом? Не знаю. Наркоманами становятся люди с самым разным воспитанием. Наши коллеги из Всемирной Организации Терапевтических Сообществ, которая помогает наркоманам и их семьям по всему миру, в ответ на этот вопрос сказали следующее: "По крайней мере, 1) не злоупотребляйте алкоголем и наркотиками сами и 2) постарайтесь научить ребенка тому, что не все его желания должны быть немедленно удовлетворены. Он обязан понимать, что осуществление его желаний происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями".