Вопрос родителей: Стоит ли применять во время абстиненции анальгин, пентальгин, реладорм? Анальгин не совсем безопасный препарат - в больших количествах он повреждает сердечную мышцу. Кроме того, его эффективность при абстиненции обычно низкая. Пентальгин и реладорм содержат барбитураты, которые сами по себе являются наркотиками и вызывают повреждение головного мозга.
Вот и думайте.
В последние годы появилось два эффективных общедоступных анальгетика, и поскольку наркоманы все равно применяют их стихийно, я тоже скажу несколько слов о них.
Первый называется "трамал" и продается в ампулах, капсулах, свечах и каплях. Хорошо помогает от зубной боли, но у здоровых людей (особенно женщин) часто вызывает тошноту. Стоит дорого. Сам по себе во время абстиненции наркоманам помогает плохо. Врачи применяют его, но в сочетании с другими препаратами и довольно ограниченное время. Если использовать трамал на протяжении нескольких суток, его эффективность сильно падает.
Второй препарат называется "кеторол" (иногда - "кетанов") и продается в таблетках и ампулах. Его преимущество перед трамалом заключается в том, что он продается без рецепта. Стоит относительно дорого. Принимать можно только после еды. Во время абстиненции наркоманам помогает плохо. Мы используем его, но только когда "ломки" уже идут на убыль. Если его применять подряд больше 5 дней, может вызвать язву желудка; поэтому противопоказан тем, у кого она уже была раньше.
Вопрос родителей: Как бороться с расстройствами сна у наркомана? Пока он употребляет наркотики, лучше никак не бороться. Проблему полностью не решите все равно, а регулярное применение снотворных ухудшает прогноз на выздоровление. Когда он прекратит наркотизацию, с этим вопросом стоит обратиться к врачу (можете ко мне). Вообще в этот период хорошо помогает горячая ванна или душ на ночь, если расстройства сна не слишком выражены.
Только по поводу приема препаратов "от печени" - эссенциале, карсила и т.д. - я не могу сказать ничего плохого. Конечно, они показаны большинству наркоманов, особенно тех, кто использует "внутривенные" наркотики кустарного изготовления. Но советую обратиться к своему терапевту по месту жительства - просто чтобы не переборщить с дозой.
Конечно, нельзя рассчитывать на то, что эти препараты помогут наркоману бросить наркотики.
Как видите, я скептически отношусь к самолечению с помощью фармакологических средств. Но ведь есть и другие способы помочь себе самому. И я рад приветствовать их всей душой:
Есть еще один способ "лечения" без лекарств - попасть в такую тюрьму, где наркотики можно достать не всегда. К большому сожалению, от наркомании как состояния души в тюрьме избавиться невозможно.
Глава 14. МЕТАДОН
О метадоне в последнее время много говорят и наркоманы, и те, кто пытается их лечить. Поэтому в этой книжке ему посвящена эта небольшая глава.
Метадон является синтетическим опиатоподобным наркотиком. И это значит, что он имеет практически все свойства опиатных наркотиков. Как наркотик, в России он запрещен для медицинского использования. Метадон отличается от эталонных наркотиков опийной группы - героина и морфина - следующими качествами:
Среди наркоманов широко распространено мнение, что они могут "вылечиться" метадоном от наркомании. При этом они искренне верят, что приняв метадон 3-4 раза, они "переживут ломки", откажутся от наркотиков и более никогда к ним не возвратятся. Но я не слышал ни об одном таком случае, который можно было бы считать достоверным. Не исключаю, что это возможно теоретически. Но на практике воспроизвести теорию наркоманам мешают две группы обстоятельств:
Во-первых, крайне тяжело отказаться от психологического комфорта и чувства безопасности, которое приносит употребление метадона - поэтому, как правило, дело не ограничивается 3-мя или 4-мя приемами - физическая зависимость от "черного" заменяется физической зависимостью от метадона.
Во-вторых, даже если каким-либо способом (не обязательно с помощью метадона!) физическая зависимость ликвидируется, подавляющее большинство наркоманов, к сожалению, все равно возвращается к приему наркотиков по причинам, не связанным с физическим здоровьем.
Но метадон все же является опиатоподобным наркотиком и в этом смысле довольно опасен для широкого применения - он вызывает угнетение дыхания, он вызывает зависимость и заставляет больных всеми доступными им способами добиваться введения новых доз препарата. Поэтому для лечения умные наркологи избегают использовать метадон. К тому же это преследуется Уголовным Кодексом, как незаконное назначение наркотических средств. Замечу, что "легального" метадона в России не существует.
С моей врачебной точки зрения значительно грамотнее, эффективнее и безопаснее осуществлять купирование абстиненции с использованием блокаторов кальция, антидепрессантов и анальгетиков ненаркотического ряда, как это делается в нашем отделении согласно схеме доктора медицинских наук Александра Генриховича Софронова. Указанный подход ликвидирует абстиненцию в течение 3-4 суток. И никаких наркотиков!
Однако, существует область применения метадона, которая может оказаться полезной для общества. Сейчас широко обсуждается возможность применения метадона в качестве средства заместительной терапии при опиатной наркомании. Что это значит?
Ни для кого не секрет, что существуют больные наркоманией, которые с точки зрения современной медицины являются неизлечимыми, а с точки зрения общества - абсолютно неприемлемыми. Это люди с давней (не менее 5 лет) зависимостью от наркотиков, без профессии и рабочей специальности, потерявшие друзей (а иногда и семью), судимые (даже неоднократно), возможно - имеющие сопутствующую психическую патологию. Таких пациентов, конечно, можно освободить от физической зависимости - но у них в жизни не осталось ничего, что могло бы стать причиной отказа от наркотиков. Они сразу же начинают искать возможность возобновить наркотизацию. А это значит, что они вновь начинают воровать, перепродавать наркотики и мошенничать. Кроме того, они будут разносчиками СПИДа, сифилиса, гепатит. Жить в одном доме с таким наркоманом - сущий ад. Сегодня есть только одно средство избавиться от него: посадить. Но даже в тюрьму так просто наркоману не попасть - тюрьмы у нас переполнены.
Однако если такой больной (или чуть менее запущенный) будет регулярно получать бесплатный метадон под контролем врача, то у нас с вами появится шанс хотя бы избежать распространения СПИДа и сифилиса. Кроме того, больной получает шанс постепенно войти в нормальное русло жизни (получить работу, обзавестись профессией и семьей) - сначала с метадоном и под контролем органов МВД, а потом - как знать! - и без наркотиков?
Для введения такой программы, основываясь на опыте стран, использующих ее - Швеции, Великобритании, Дании - нашим медицинским центром разработаны рекомендации, которые приведены в Приложении 3 в конце книги.