Впервые во время торжественного парада команды шли под флагами своих стран и каждая команда была одета в разные костюмы. На предыдущих парадах открытия Игр, если они проводились, участники шли в спортивной форме.
На IV Олимпийских играх было установлено 13 олимпийских рекордов по легкой атлетике и 6 - по плаванию. Выдающихся для тех лет достижений добились американцы Френсис Айронс в прыжках в длину - 7 метров 48 сантиметров и Ральф Роуз в толкании ядра - 14 метров 21 сантиметр, англичанин Тимоти Эхерн в тройном прыжке - 14 метров 92 сантиметра.
Американский бегун Мелвин Шеппард завоевал две золотые медали - на 800 и 1500 метров, установив на первой дистанции мировой рекорд, на второй - олимпийский. Третью золотую медаль он получил в составе команды США в эстафете 200 + 200 + 400 + 800 метров.
Рей Юри, непревзойденный мастер прыжков с места, завоевавший на двух предыдущих Олимпиадах шесть золотых медалей, в Лондоне прибавил к ним еще две - за прыжки в высоту и длину с места. Этот выдающийся американский прыгун за три Олимпиады завоевал в общей сложности восемь золотых медалей!
Во время награждения победителей соревнований в прыжках с шестом на высшей ступени пьедестала почета стояли сразу два спортсмена - американцы Альберт Джилберт и Эдуард Кук, показавшие совершенно одинаковый результат - 3 метра 71 сантиметр. Это был новый олимпийский рекорд. Самое интересное состояло в том, что даже количество попыток у них было одно и то же. Джилберт вошел в историю легкой атлетики еще и потому, что он первым на Играх в Лондоне применил бамбуковый шест.
Две золотые и одну бронзовую медаль получил в Лондоне американский легкоатлет Мартин Шеридэн. С новыми олимпийскими рекордами он выиграл метание диска вольным и греческим стилем и был третьим в прыжках в длину с места.
Среди призеров соревнований по легкой атлетике кроме англичан и американцев были спортсмены из Италии, Южной Африки, Германии, Швеции, Канады, Венгрии, Финляндии.
Бронзовую медаль в ходьбе на 3500 метров завоевал представитель команды Австралазии Харри Керр. Грек Константин Циклитирас дважды стал серебряным призером - в прыжках в высоту и длину с места, другой греческий спортсмен, Мишель Доризас, занял второе место в метании копья вольным стилем. В Лондоне проводились соревнования по метанию диска и копья вольным и греческим стилем, то есть так, как метали в Древней Греции. В метании-диска греческим стилем представители Греции заняли лишь пятое и шестое места, а в метании копья греческим стилем ни один грек не попал даже в шестерку призеров.
Французские легкоатлеты довольствовались лишь одной серебряной медалью. Ее получил в прыжках в высоту девятнадцатилетний Жорж Андрэ, преодолевший планку на высоте 1 метр 88 сантиметров. Чуть-чуть ему не хватило до победы. В последней попытке он прыгнул на 1 метр 91 сантиметр, однако планка, задетая его слишком широкими трусами, упала. Чемпионом стал американец Гарри Портер с результатом 1 метр 90 сантиметров. Жорж Андрэ закончил свою спортивную карьеру после Олимпийских игр 1924 года. Разносторонний спортсмен, великолепный бегун на барьерных дистанциях, отличный прыгун, он еще много раз участвовал в международных соревнованиях по регби, играл за сборную команду Франции. Во время второй мировой войны он перебрался в Северную Африку и добровольцем вступил в стрелковый корпус. 4 мая 1943 года, за три дня до взятия Туниса войсками союзников, он пал на поле боя под городом Матер. В это же время его сын Жак, который также был чемпионом Франции и участвовал во многих международных соревнованиях по легкой атлетике, доблестно сражался с фашистами в составе знаменитой эскадрильи "Нормандия - Неман".
Итальянский марафонец Дорандо Пиетри не получил никакой медали, но тем не менее он всеми единодушно признан одним из героев IV Олимпиады. Старт марафону давался в Виндзоре.
По просьбе членов королевской семьи место старта было отнесено к террасе Виндзорского дворца. Оказалось, что от дворца до стадиона "Уайт Сити" чуть больше 42 километров. Если быть уж совсем точным, то 42 километра 260 метров, на 65 метров больше классической марафонской дистанции.
Но это обстоятельство не могло служить помехой, и вот жарким июльским утром в дальний и нелегкий путь из Виндзора в Лондон двинулись 56 спортсменов из шестнадцати стран.
Среди них малоизвестный кондитер из Италии Дорандо Пиетри. Незадолго до Олимпиады, буквально за несколько недель до приезда в Лондон, Пиетри блестяще выиграл в Париже забег на 30 километров.
Но большой известности эта победа ему не принесла: в Париже не было ни одного из тех спортсменов, кто вышел на старт марафона в Лондоне.
Пресса и убежденные ею зрители считали основным фаворитом южноафриканца Чарльза Хефферсона. И он добросовестно пытался не обмануть их надежд, бессменно лидируя на протяжении 35 километров. Казалось, на сей раз прогнозы оправдаются. Запас времени лидера - сорок минут. Но, как это бывает довольно часто, в действительности все оказалось совсем не так, как предсказывали.
За шесть километров до финиша Хефферсон не выдерживает огромного напряжения и падает прямо на дорогу. Подбежавший врач констатирует: упадок сил. Хефферсон все-таки встает и пытается продолжать бег.
В это время вторым уже бежал Пиетри. Он отставал от лидера на целый километр. Итальянец, предупрежденный о том, что Хефферсон выбился из сил и бежит уже еле-еле, резко спуртует. Довольно быстро он догоняет африканца и на сорок первом километре обходит его. Но последний рывок слишком дорого дался Пиетри, он тоже переоценил свои силы. С огромным трудом он приближается к воротам стадиона. Почти в бессознательном состоянии появляется на дорожке "Уайт Сити" и, вместо того чтобы бежать налево, поворачивает направо. Судьям стоит больших трудов направить его по правильному пути. Последняя прямая- это настоящий"крестовый путь".
В семидесяти метрах от финиша Пиетри плашмя падает на гаревую дорожку. Два врача бросаются ему на помощь. Но он снова поднимается, как боксер после тяжелейшего нокдауна, находит в себе силы подняться на ноги буквально за мгновение перед тем, как рефери на ринге уже хочет произнести: "...девять, аут!", Пиетри поднимается в полной прострации, бежит дальше. Через двадцать метров он падает вновь и - о чудо! - снова встает. Весь стадион затаив дыхание напряженно следит за тем, как маленький марафонец ведет нечеловеческую борьбу с самим собой и с последними метрами дистанции. До финишной ленточки остается всего 15 метров! Именно в этот момент весь стадион поднялся, чтобы приветствовать второго атлета, появившегося на дорожке,- американца Джонни Хэйса.
Пиетри, подавленный этим шумом, не выдержал и рухнул на землю. К нему подбегают два человека - судья и журналист (хроникеры того времени говорят, что это был сэр Артур Конан Дойль - "отец" Шерлока Холмса). Они склоняются над итальянцем, хлопают его по щекам, стараясь привести в чувство, поднимают его, ставят на разъезжающиеся, как на льду, ноги и сопровождают, поддерживая под руки, до финишной ленточки. Дорандо Пиетри пересекает ее победителем и... побежденным.
После очень долгих дебатов судейская коллегия все же дисквалифицировала Пиетри за то, что он воспользовался посторонней помощью. Олимпийским чемпионом был объявлен Джонни Хэйс. После награждения королева Александра пригласила Дорандо Пиетри на трибуну и вручила ему золотой кубок, похожий на тот, который получил победитель. Своим удивительным мужеством, твердостью и упорством маленький итальянец заслужил победу. "Крестовый путь" Дорандо Пиетри стал самым драматическим событием IV Олимпиады.
Кроме этого чисто драматического события, на Олимпиаде было несколько инцидентов другого характера, связанных с качеством судейства соревнований. Во время легкоатлетических стартов несколько раз возникали столкновения между американцами и англичанами. Самый знаменитый скандал произошел во время финального забега на 400 метров. В финал вышли три американских бегуна - Карпентер , Тейлор , Роббинс - и шотландец Холсуэлл , выступающий за команду Великобритании и установивший в предварительном забеге новый олимпийский рекорд - 48,4 секунды. Американцы решили любой ценой помешать ему выиграть финал. На этой дистанции был всего один поворот, а дорожка не была размечена. С самого старта Тейлор и Роббинс заботились только о том, чтобы удержать шотландца подальше от бровки, в то время как воспользовавшийся давкой Карпентер убежал навстречу легкой и нечистой победе. Но нарушения были слишком очевидны.
Все результаты судейская коллегия аннулировала, а забег решили провести двумя днями позже и по размеченной дорожке. Американцам это решение пришлось не по вкусу, и они отказались еще раз выйти на старт. Уиндхэм Холсуэлл бежал один и, естественно, стал чемпионом. Пожалуй, олимпийская история не знает второй такой уникальной победы, добытой в одиночестве, без соперников.
Кстати, с тех пор забеги на 400 метров проводятся по размеченным на беговой дорожке коридорам.
Во время велосипедных соревнований произошел инцидент другого рода. Французский велосипедист Морис Шиль легко выиграл гонку на скорость, но его победа, одержанная над англичанами, была поставлена под сомнение судьями. Гонка была объявлена недействительной, результаты аннулированы под тем предлогом, что победитель превысил на 0,4 секунды лимит времени, указанный в одном из положений о соревнованиях, о котором, кстати, никто ничего не знал.