Возвратившимся из Олимпии победителям устраивали торжественную встречу с триумфальным шествием. Встреча превращалась в праздник, в котором участвовали все жители города, кроме рабов.
Авторитет олимпиоников был очень велик. Даже во время войн враги проявляли к знаменитым атлетам удивительное для того времени милосердие. Когда после морской битвы между родосцами и афинянами в 407 г. до н. э. родосец Дорией — многократный олимпийский победитель в панкратионе — был схвачен врагами, то афиняне не убили его, а тут же без выкупа освободили. Так же поступил Александр Македонский с фиванцем Дионисадором, когда узнал, что его пленник является олимпиоником. В Аркадии олимпиоников нередко почитали наравне с богами. Им возводили алтари, на которых в праздничные дни сжигали жертвенных птиц.
Олимпия — небольшой поселок на юго-западе полуострова Пелопоннес — покоряет красотой. На фоне далеких гор зеленеют холмы, поросшие густым лесом, не умолкая журчит Кладеос, причудливо извивается между песчаными островками Алфей. Все здесь дышит покоем и миром. Не случайно Олимпия стала местом отдыха и проведения торжеств.
С незапамятных времен здесь находились святилища, куда приходили поклоняться богам древнейшие жители Греции — пеласги, затем ахейцы, а позже переселившиеся на Пелопоннес дорийцы. Уже в середине II тысячелетия до н. э. на склонах Крониона были алтари бога земледелия Крона, его матери — богини Геи и жены — богини Реи. В их честь жители окрестных деревень проводили праздники жатвы и танцы с оружием. Примерно в XIV — XIII вв. до н. э. у подножия Крониона появились святилища новых богов —Зевса и его жены Геры.
Как повествуют античные мифы, первые спортивные состязания в долине Алфея провел Зевс. Одолев могучих титанов и свергнув своего отца Крона, Зевс стал верховным богом эллинов и в честь своей победы устроил у подножия Крониона состязания по бегу, борьбе, кулачному бою. Боги — участники этих состязаний — назывались олимпийцами, так как их постоянным местопребыванием древние греки считали Олимп — горный массив в Северной Греции. Не потому ли спортивные праздники в долине Алфея назвали олимпийскими? Возможно и другое: площадка у подножия Крониона была названа Олимпией в связи с сооружением там святилищ олимпийских богов.
Другой миф рассказывает, что некогда в городе Пизы, недалеко от Олимпии, царствовал Эномай. Оракул предсказал Эномаю, что он погибнет, когда его дочь Гипподамия выйдет замуж. Тогда царь пошел на хитрость: он объявил, что отдаст дочь в жены тому, кто победит его в беге колесниц. Риск для Эномая был невелик, так как у него были самые быстрые кони, подаренные ему богом войны Ареем.
Условия состязания были следующие: Эномай предоставлял противнику право начинать бег первым, но, догнав его, пронзал копьем. Тринадцать претендентов на руку Гипподамии пали от копья Эномая. Четырнадцатым женихом стал хитроумный Пелопс. Он подкупил царского возничего Миртила, и тот не закрепил чеку на колеснице своего господина.
Рано утром на берегу Кладеоса встали колесницы Пелопса и Эномая. Едва из-за холма появилось солнце, Пелопс хлестнул лошадей и погнал их по горной дороге. Эномай бросился в погоню. Вот уже догоняют Пелопса чудесные кони Арея. Только выпрямился во весь рост Эномай и поднял тяжелое копье, как соскочило колесо с его колесницы и она опрокинулась. Эномай упал на землю и разбился. Пелопс победил, стал мужем Гипподамии и властелином царства. В честь этой великой победы Пелопс устроил в Олимпии состязания, и были это, якобы, первые Олимпийские игры.
По-видимому, этот миф имеет под собой историческую основу. Действительно, в Альтиде находился
Пелопион — могила основателя династии микенских царей-пелопидов, правивших предположительно с 1270 года до н. э. Античный писатель и историк Павсаний писал, что в Олимпии сохранялись могила Гипподамии и Эномая. Следовательно, в память о Пелопсе могли проводиться мемориальные игры. Многие легенды связывают первые соревнования в Олимпии с именем Геракла. Один из мифов рассказывает о том, что элидский царь Авгий приказал Гераклу очистить скотный двор, стойла которого не убирались 30 лет. Казалось, справиться с такой работой невозможно. Но хитроумный Геракл перегородил плотиной реку Пеней, и воды ее за один день унесли всю грязь. Царь Авгий обманул Геракла, лишив его награды за труд. Геракл жестоко отомстил Авгию: выступил с войском в поход против Элиды, захватил город и убил Авгия. В честь этой победы Геракл провел в Олимпии игры.
Согласно другому мифу, Геракл с братьями, направляясь на родину в Фивы, остановился в Олимпии и провел здесь состязания в честь своего предка Пелопса. Сам Геракл отмерил расстояние в один стадий (шестьсот ступней), принял участие в беге на эту дистанцию, победил и в память о победе посадил на берегу Алфея куст оливы.
Очевидные противоречия в мифах о Геракле связаны с тем, что в античной мифологии первоначально были сказания о двух Гераклах — старшем, рожденном на острове Крит, и младшем, рожденном в Фивах, сыне Зевса и царицы Алкмены. В XI—X вв. до н. э. рассказы о подвигах этих двух богатырей объединились в общий цикл мифов, героем которого стал более близкий эллинам фиванский Геракл. Пав-саний утверждал, что игры в Олимпии проводил Старший Геракл. Одно малоизвестное предание, записанное Павсанием, рассказывает о потомке Геракла — Климене, который приплыл с Крита в Олимпию, построил здесь алтарь Зевсу и провел состязания на берегу Алфея.
В мифах о возникновении Олимпийских игр имена и основателей так или иначе связаны с островом Крит. Здесь воспитывался Зевс. Пелопс был царем Микен — государства, входившего в состав крито-микенской державы. Геракл, проводивший состязания в Олимпии, был выходцем с Крита. Словом, этот остров заслуживает внимания в исследовании истории Олимпийских игр.
С конца III до середины II тысячелетия до н. э. Крит занимал ведущее положение в Средиземноморье. Этому способствовали природные богатства острова, его многочисленный флот, сравнительная безопасность границ. Критяне поддерживали тесные культурные и экономические связи с материковой Грецией, где они владели колониями в Аттике и Арголиде, имели поселения в Беотии и Фокиде, на островах Кос, Мендос и Делос. Древнейшие святилища критского происхождения были в Олимпии и Дельфах. С незапамятных времен корабли критян, поднимаясь по Алфею, останавливались в Олимпии. В благодарность за успешно завершенное плавание критяне приносили жертвы богам, и в первую очередь своему главному богу — Зевсу, культ которого сложился на Крите и лишь позже получил распространение в материковой Греции.
Критяне считались хорошими мореходами, но их гребные суда со вспомогательным парусным оснащением были небольшими и тесными. Большую часть экипажа составляли гребцы, которым подолгу приходилось сидеть за веслами. После длительного плавания, сойдя на берег, моряки хотели размяться и побегать. Не потому ли древнейшим видом состязаний в Олимпии был бег?
Как уже упоминалось, Геракл отмерил для состязаний дистанцию в шестьсот ступней. Случайно ли это? Ведь такая мера длины применялась в Египте уже в III тысячелетии до н. э. и была хорошо известна в государствах, поддерживающих с ним культурные связи, в том числе и на Крите. Можно предположить, что приплывавшие в Олимпию критяне устраивали там игры по образцу состязаний, проводившихся на их родине. Уже в XV в. до н. э. на Крите ежегодно проводились Андрогеи — гимнастические и конные состязания в честь царевича Андрогея, сына критского царя Миноса. Кстати, как и Олимпийские игры, Андрогеи проводились под эгидой Зевса.
Во всех мифах о Геракле упоминается посаженная им в Олимпии олива, которая считалась старейшей в Греции. Родина оливковых деревьев — Малая Азия. Следовательно, саженцы были завезены в Грецию, и, вероятнее всего, критскими мореходами.
О влиянии Крита на развитие античного спорта свидетельствует тот факт, что в Древней Греции, насчитывающей более 20 областей и свыше 200 населенных островов, почти повсеместно устраивались спортивные состязания, но комплексные панэллин-ские (общегреческие) игры регулярно проводились лишь в Арголиде, Аттике, Элиде, Фокиде и на островах Делос, Кос, Мендос,— там, где когда-то были колонии или поселения критян.
Значит ли это, что культура спортивных состязаний заимствована греками у критян, или у нее более глубокие корни? Спортивные упражнения были широко распространены и у более древних народов. Уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте проводились состязания по бегу, фехтованию, борьбе, плаванию, стрельбе из лука и другим упражнениям с соблюдением определенных правил и оговоренных приемов. Например, на рельефах гробницы Бени-Гассана показана последовательность действий борцов — выбор отличительных поясов, принятие исходного положения перед схваткой, виды захватов и проводимых приемов, финальная сцена с поверженным на землю борцом и удерживающим его победителем. Не менее выразительны изображения фехтовальщиков, бегунов, лучников, гребцов. Все это свидетельствует о том, что в Древнем Египте за две тысячи лет до н. э. существовала довольно развитая культура спортивных соревнований, в том числе комплексных.
Подобные спортивные состязания проводились и в древних сирийских царствах. В городе Амрит у подножия холма на берегу реки Амрит археологи обнаружили стадион подковообразной формы с десятиступенчатыми трибунами на двенадцать тысяч зрителей. Рядом находились спортивные площадки, бассейн для плавания, храмы. Стадион очень напоминает олимпийский. Даже размеры их почти одинаковы: длина амритского 225 м, ширина 30 м, олимпийского — соответственно 213,7 и 29,6 м. Совпадение удивительное! Ведь стадион в Амрите относится к XVIII—XVII вв. до н. э., т. е. на тысячу лет «старше» стадиона в Олимпии. И все же это совпадение не случайное. Мостом во времени между Ам-ритом и Олимпией, по-видимому, был остров Крит.