Многое свидетельствует о тесных культурных и экономических связях древнейших государств Крита и Ближнего Востока. В .городе Угарите, который в XIX—XVIII вв. до н. э. был столицей сирийского государства, раскопан целый квартал, который некогда населяли минойцы — жители древнего Крита. Широки были связи Крита с древним Тиром, столицей Финикии — страны прославленных мореходов, чьи корабли бороздили Средиземное море уже в III тысячелетии до н. э. А ведь и в финикийских городах проходили спортивные состязания. Ученые находят здесь остатки спортивных сооружений, возраст которых исчисляется многими десятками веков.
Несомненно, на развитие спорта в Элладе оказала влияние культура более древних народов, но родиной Олимпийских игр как уникального общественно-политического и культурного события является Греция.
Благо
священного перемирия
В конце весны олимпийского года из Элиды во все греческие государства направлялись глашатаи спондофоры. С радостью встречали их в эллинских городах. Услышав о прибытии спондофора, кузнец оставлял молот на наковальне, торговец закрывал лавку, гончар торопливо вытирал руки, аристократ спешил облачиться в нарядные одежды.
Все население города собиралось на рыночной площади. В торжественной тишине вестник Элиды оповещал народ о времени начала Олимпийских игр, напоминал правила состязаний и провозглашал традиционный призыв: «Пусть будет свет без убийств и преступлений, без войн и бряцания оружием!» Отныне во всей Греции устанавливалось священное перемирие — экехерия, а Олимпия объявлялась нейтральной.
Бели вначале Олимпийские игры проводились как сугубо местные праздники, в которых участвовали только жители Элиды, то по мере укрепления в Греции культа Зевса на играх в Олимпии стали выступать представители соседних греческих государств. Спортивные состязания, проводившиеся под покровительством Зевса, давали приемлемый для всех повод к перемирию. Известно, что в 884 году до н. э. между элидским царем Ифитом, правителем Спарты Ликургом и представителем города Пизы Клеосфеном был заключен договор о провозглашении священного перемирия на время проведения Олимпийских игр.
Текст договора, выгравированный на медном диске, гласил: «Олимпия является священным местом, и тот, кто посмеет вступить в нее с оружием в руках, будет заклеймен как богохульник. Нарушившим волю богов станет и тот, кто, имея возможность, не отомстит богохульнику».
Этот диск был вывешен в Олимпии возле алтаря Зевса. Аристотель видел его в середине IV в. до н. э. Павсаний, посетивший Олимпию в 170 году н. э., писал, что диск с текстом договора хранился в Герайоне (храме Геры).
Есть основания предполагать, что в договоре о священном перемирии участвовали не отдельные города, а союзы племен. Ифит представлял элийцев, Ликург — дорийские племена Мессении и Лаконии, Клеосфен — ахейцев Аркадии и Ахайи. Видимо, поэтому условиям договора подчинялись все жители Пелопоннеса.
Позже к договору об экехерии присоединились другие народы Греции. В VI в. до н. э. священное перемирие признавалось во всем греческом мире. Продолжительность экехерии увеличилась от одного до трех месяцев и включала время перед началом и после окончания Олимпийских игр. Специальными соглашениями, принятыми представителями всех эллинских государств, условия экехерии были дополнены обязательством не взимать пошлины за проезд в Олимпию и обеспечивать безопасность тех, кто направляется на Олимпийские игры.
Греки верили, что соблюдение перемирия контролируется самим Зевсом. Это заставляло их строго выполнять предписанные священным перемирием правила. Даже могущественные Спарта и Македония
вынуждены были выплачивать значительные штрафы за нарушение экехерии.
Но не только страх перед Зевсом побуждал греков соблюдать мир. Время священного перемирия было, наверно, единственным временем, когда можно было свободно проехать по всей Греции, обычно раздираемой междуусобными войнами. На время игр в Олимпию собирались делегации всех эллинских государств, сюда привозили образцы новых товаров, здесь совершали торговые сделки, решали спорные вопросы, заключали мирные договоры, политические и военные союзы. Так, мирный договор 445 года до н. э. между Афинами и Спартой был заключен в Олимпии. Его условия были высечены на каменной стеле в Альтиде.
В Олимпии находились сокровищницы некоторых греческих городов, которые верили в неприкосновенность Альтиды больше, чем в прочность собственных крепостных стен. Здесь производились межгосударственные финансовые расчеты, обмен денег, выдача ссуд, взимались штрафы и долги.
Во время игр в Олимпию приезжали видные политические деятели, лучшие представители античной науки и культуры.
С арены олимпийского стадиона блестящий оратор Исократ призывал греков к объединению против персов. Неистовый Демосфен обращал к народу свои пламенные речи— «филиппики», обвиняющие македонского царя Филиппа в покушении на свободу Эллады. Отцы истории Геродот и Фукидид со ступенек храмов Альтиды читали отрывки из своих сочинений. Здесь выступали великие философы Платон, Сократ, Анаксагор, Диоген, Фалес Милетский и Гераклит из Эфеса.
Когда наступала вечерняя прохлада, гости Олимпии за пиршественными столами восторженно рукоплескали самым знаменитым поэтам Греции Пинда-ру, Семониду, Еврипиду и Архилоху, посвящавшим свои лучшие произведения красоте состязаний и доблести олимпиоников.
Чтобы увидеть лучших атлетов Эллады, в Олимпию приезжали скульпторы и художники. Участники Олимпийских игр были идеальной натурой. Не случайно Олимпия объединяла скульпторов разных греческих городов. Здесь создавали замечательные творения великие скульпторы Древней Греции — афиняне Фидий и Пракситель, аргосец Поликлет, Лисипп из Сикиона, галикаркасец Скопас и другие. Храмы и служебные помещения Олимпии были украшены статуями и художественной резьбой. В храме Геры статуй и барельефов было так много, что Герайон напоминал музей.
Архитекторы и ваятели многих городов Греции участвовали в создании одного из величественнейших зданий Эллады — Олимпийского храма Зевса. Он возвышался над Альтидой более чем на 20 метров. В храме находилось одно из чудес античного мира — двенадцатиметровая статуя Зевса из золота и слоновой кости, созданная величайшим скульптором Фидием, который работал над ней около восьми лет. Об этом выдающемся произведении искусства греки говорили: «Самое большое несчастье — это умереть, не увидев статую Зевса в Олимпии».
Священное перемир'ие сделало Олимпию центром общегреческой национальной культуры. Олимпийские игры были не только выдающимся спортивным событием. Они во многом способствовали сближению греческих племен, формированию единого языка, развитию экономики и культуры.
Во все времена года, в памятные даты, перед началом полевых работ и после жатвы — по самым разным поводам в античных городах проводились состязания атлетов. Большинство игр носило местный характер, но были и такие, которые собирали участников из многих эллинских государств. Это Алкатаи — мужские состязания в г. Мегары, спартанские праздники в честь Ахилла, состязания для женщин — Гереи в Олимпии и Аргосе и Арте-мидии в Спарте, Гермеи — общие для юношей и девушек состязания в Горгиппии (ныне г. Анапа) и другие.
Но особое место в античном мире занимали такие панэллинские состязания, как Олимпийские игры, Истмии, Панафинеи, Немей, Пифии, Гераклеи и Делии, составлявшие удивительно стройную систему общегреческих спортивных праздников. Они проводились в четырехлетний период между Олимпийскими играми, который назывался олимпиадой.
Олимпиады носили имена победителей в беге на один стадий. Эти имена вырезались на мраморной стеле, установленной в Альтиде в 776 году до н. э. Олимпийские игры были настолько популярны, что олимпиады стали обще греческой мерой времени (равной 1425 дням), введение которой было очень важно для Древней Греции, где каждое государство имело свой календарь.
В III в. до н. э. римский историк Тимей, составляя хронологию эллинов, начал ее с олимпиады Корэба (776—773 гг. до н. э.) — первого известного Тимею олимпионика, одержавшего победу на Олимпийских играх 776 года до н. э. В последующем в хронологии Тимея были значительные пробелы, так как постоянными записи олимпиоников стали лишь с 580 года до н. э. К этому времени укрепились межгосударственные связи эллинов и окончательно сложилась система общегреческих состязаний, включающая игры в Олимпии и других областях Эллады.
Истмийские игры, или Истмии, проводились в честь бога морей Посейдона на Истмийском перешейке возле Коринфа каждые два года — во второй и четвертый годы олимпиады. Запись победителей Истмии велась с 583 года до н. э. Однако начало игр восходит, по-видимому, к середине II тысячелетия до н. э., потому что ко времени расцвета древнегреческих государств эти состязания были уже традиционным и регулярно проводившимся праздником. Возникнув как погребальные игры, Истмии были преобразованы афинским царем Тесеем в комплексные спортивные состязания союзных племен Аттики и Арголиды. Позже к играм стали допускать атлетов других эллинских государств.
Программа Истмии включала бег, пятиборье, борьбу, кулачный бой, панкратион, гонки колесниц и скачки. Не менее популярными были гимнастические и конные состязания.
Истмии играли важную роль в формировании общенациональной культуры греков. В мусических (от греческого музы — богини пения, поэзии, искусств и науки) состязаниях Истмии участвовали писатели, поэты, певцы и музыканты Средней и многих областей Северной Греции, Пелопоннеса, островов,