Смекни!
smekni.com

Откуда пошли Олимпиады (стр. 3 из 6)

Многое свидетельствует о тесных культурных и экономических связях древнейших государств Крита и Ближнего Востока. В .городе Угарите, который в XIX—XVIII вв. до н. э. был столицей сирийского государства, раскопан целый квартал, который не­когда населяли минойцы — жители древнего Крита. Широки были связи Крита с древним Тиром, столи­цей Финикии — страны прославленных мореходов, чьи корабли бороздили Средиземное море уже в III тысячелетии до н. э. А ведь и в финикийских городах проходили спортивные состязания. Ученые находят здесь остатки спортивных сооружений, возраст которых исчисляется многими десятками веков.

Несомненно, на развитие спорта в Элладе оказала влияние культура более древних народов, но роди­ной Олимпийских игр как уникального общественно-политического и культурного события является Греция.

Благо

священного перемирия

В конце весны олимпийского года из Элиды во все греческие государства направлялись глашатаи спондофоры. С радостью встречали их в эллинских городах. Услышав о прибытии спондофора, кузнец оставлял молот на наковальне, торговец закрывал лавку, гончар торопливо вытирал руки, аристократ спешил облачиться в нарядные одежды.

Все население города собиралось на рыночной площади. В торжественной тишине вестник Элиды оповещал народ о времени начала Олимпийских игр, напоминал правила состязаний и провозглашал традиционный призыв: «Пусть будет свет без убийств и преступлений, без войн и бряцания ору­жием!» Отныне во всей Греции устанавливалось священное перемирие — экехерия, а Олимпия объ­являлась нейтральной.

Бели вначале Олимпийские игры проводились как сугубо местные праздники, в которых участ­вовали только жители Элиды, то по мере укрепления в Греции культа Зевса на играх в Олимпии стали выступать представители соседних греческих госу­дарств. Спортивные состязания, проводившиеся под покровительством Зевса, давали приемлемый для всех повод к перемирию. Известно, что в 884 году до н. э. между элидским царем Ифитом, правителем Спарты Ликургом и представителем города Пизы Клеосфеном был заключен договор о провозглаше­нии священного перемирия на время проведения Олимпийских игр.

Текст договора, выгравированный на медном дис­ке, гласил: «Олимпия является священным местом, и тот, кто посмеет вступить в нее с оружием в руках, будет заклеймен как богохульник. Нарушившим волю богов станет и тот, кто, имея возможность, не отомстит богохульнику».

Этот диск был вывешен в Олимпии возле алтаря Зевса. Аристотель видел его в середине IV в. до н. э. Павсаний, посетивший Олимпию в 170 году н. э., писал, что диск с текстом договора хранился в Герайоне (храме Геры).

Есть основания предполагать, что в договоре о священном перемирии участвовали не отдельные го­рода, а союзы племен. Ифит представлял элийцев, Ликург — дорийские племена Мессении и Лаконии, Клеосфен — ахейцев Аркадии и Ахайи. Видимо, по­этому условиям договора подчинялись все жители Пелопоннеса.

Позже к договору об экехерии присоединились другие народы Греции. В VI в. до н. э. священное перемирие признавалось во всем греческом мире. Продолжительность экехерии увеличилась от одного до трех месяцев и включала время перед началом и после окончания Олимпийских игр. Специальными соглашениями, принятыми представителями всех эл­линских государств, условия экехерии были дополне­ны обязательством не взимать пошлины за проезд в Олимпию и обеспечивать безопасность тех, кто направляется на Олимпийские игры.

Греки верили, что соблюдение перемирия контро­лируется самим Зевсом. Это заставляло их строго выполнять предписанные священным перемирием правила. Даже могущественные Спарта и Македония

вынуждены были выплачивать значительные штра­фы за нарушение экехерии.

Но не только страх перед Зевсом побуждал греков соблюдать мир. Время священного перемирия было, наверно, единственным временем, когда можно было свободно проехать по всей Греции, обычно раздира­емой междуусобными войнами. На время игр в Олим­пию собирались делегации всех эллинских госу­дарств, сюда привозили образцы новых товаров, здесь совершали торговые сделки, решали спорные вопросы, заключали мирные договоры, политические и военные союзы. Так, мирный договор 445 года до н. э. между Афинами и Спартой был заключен в Олимпии. Его условия были высечены на каменной стеле в Альтиде.

В Олимпии находились сокровищницы некоторых греческих городов, которые верили в неприкосновен­ность Альтиды больше, чем в прочность собствен­ных крепостных стен. Здесь производились межго­сударственные финансовые расчеты, обмен денег, выдача ссуд, взимались штрафы и долги.

Во время игр в Олимпию приезжали видные поли­тические деятели, лучшие представители античной науки и культуры.

С арены олимпийского стадиона блестящий ора­тор Исократ призывал греков к объединению против персов. Неистовый Демосфен обращал к народу свои пламенные речи— «филиппики», обвиняющие маке­донского царя Филиппа в покушении на свободу Эллады. Отцы истории Геродот и Фукидид со сту­пенек храмов Альтиды читали отрывки из своих сочинений. Здесь выступали великие философы Пла­тон, Сократ, Анаксагор, Диоген, Фалес Милетский и Гераклит из Эфеса.

Когда наступала вечерняя прохлада, гости Олим­пии за пиршественными столами восторженно руко­плескали самым знаменитым поэтам Греции Пинда-ру, Семониду, Еврипиду и Архилоху, посвящавшим свои лучшие произведения красоте состязаний и доб­лести олимпиоников.

Чтобы увидеть лучших атлетов Эллады, в Олим­пию приезжали скульпторы и художники. Участники Олимпийских игр были идеальной натурой. Не случайно Олимпия объединяла скульпторов разных греческих городов. Здесь создавали замечательные творения великие скульпторы Древней Гре­ции — афиняне Фидий и Пракситель, аргосец Поликлет, Лисипп из Сикиона, галикаркасец Скопас и другие. Храмы и служебные помещения Олимпии были украшены статуями и художественной резь­бой. В храме Геры статуй и барельефов было так мно­го, что Герайон напоминал музей.

Архитекторы и ваятели многих городов Греции участвовали в создании одного из величественней­ших зданий Эллады — Олимпийского храма Зевса. Он возвышался над Альтидой более чем на 20 мет­ров. В храме находилось одно из чудес античного мира — двенадцатиметровая статуя Зевса из золота и слоновой кости, созданная величайшим скульпто­ром Фидием, который работал над ней около восьми лет. Об этом выдающемся произведении искусства греки говорили: «Самое большое несчастье — это умереть, не увидев статую Зевса в Олимпии».

Священное перемир'ие сделало Олимпию центром общегреческой национальной культуры. Олимпий­ские игры были не только выдающимся спортивным событием. Они во многом способствовали сближению греческих племен, формированию единого языка, развитию экономики и культуры.

Игры Олимпиад

Во все времена года, в памятные даты, перед началом полевых работ и после жатвы — по самым разным поводам в античных городах проводились состязания атлетов. Большинство игр носило мест­ный характер, но были и такие, которые собирали участников из многих эллинских государств. Это Алкатаи — мужские состязания в г. Мегары, спар­танские праздники в честь Ахилла, состязания для женщин — Гереи в Олимпии и Аргосе и Арте-мидии в Спарте, Гермеи — общие для юношей и девушек состязания в Горгиппии (ныне г. Анапа) и другие.

Но особое место в античном мире занимали такие панэллинские состязания, как Олимпийские игры, Истмии, Панафинеи, Немей, Пифии, Гераклеи и Делии, составлявшие удивительно стройную систему общегреческих спортивных праздников. Они прово­дились в четырехлетний период между Олимпий­скими играми, который назывался олимпиадой.

Олимпиады носили имена победителей в беге на один стадий. Эти имена вырезались на мраморной стеле, установленной в Альтиде в 776 году до н. э. Олимпийские игры были настолько популярны, что олимпиады стали обще греческой мерой времени (равной 1425 дням), введение которой было очень важно для Древней Греции, где каждое государство имело свой календарь.

В III в. до н. э. римский историк Тимей, составляя хронологию эллинов, начал ее с олимпиады Корэба (776—773 гг. до н. э.) — первого известного Тимею олимпионика, одержавшего победу на Олимпийских играх 776 года до н. э. В последующем в хронологии Тимея были значительные пробелы, так как постоян­ными записи олимпиоников стали лишь с 580 года до н. э. К этому времени укрепились межгосударст­венные связи эллинов и окончательно сложилась система общегреческих состязаний, включающая игры в Олимпии и других областях Эллады.

Истмийские игры, или Истмии, проводились в честь бога морей Посейдона на Истмийском пере­шейке возле Коринфа каждые два года — во второй и четвертый годы олимпиады. Запись победителей Истмии велась с 583 года до н. э. Однако начало игр восходит, по-видимому, к середине II тысячелетия до н. э., потому что ко времени расцвета древнегре­ческих государств эти состязания были уже тради­ционным и регулярно проводившимся праздником. Возникнув как погребальные игры, Истмии были преобразованы афинским царем Тесеем в комплекс­ные спортивные состязания союзных племен Аттики и Арголиды. Позже к играм стали допускать атле­тов других эллинских государств.

Программа Истмии включала бег, пятиборье, борьбу, кулачный бой, панкратион, гонки колесниц и скачки. Не менее популярными были гимнастиче­ские и конные состязания.

Истмии играли важную роль в формировании общенациональной культуры греков. В мусических (от греческого музы — богини пения, поэзии, ис­кусств и науки) состязаниях Истмии участвовали пи­сатели, поэты, певцы и музыканты Средней и многих областей Северной Греции, Пелопоннеса, островов,