Традиционной наградой победителей Истмийских игр был венок из листьев сельдерея или ветвей сосны-пинии с вплетенным листом пальмы.
Во время проведения Истмии объявлялся священный мир, однако соблюдался он не так строго, как во время Олимпийских игр.
Немаловажное значение имели Истмии в политической и экономической жизни греков. Во время игр заключались договоры и соглашения, тексты которых вывешивались на специальном столбе в сосновой роще возле храма Посейдона.
С именем Тесея связаны и Панафинейские игры в Афинах. Первоначально это был местный общинный праздник — Афинеи, проводившийся ежегодно в честь покровительницы города — Афины Полиады (т. е. городской). Этот праздник учредил царь Эрихтоний.
Тесей стал проводить один раз в четыре года так называемые Великие Панафинеи — игры, на которые приглашали жителей других государств — союзников Афин.
Согласно греческой мифологии, он впервые провел Панафинеи после возвращения с Крита, где победил принадлежавшее царю Миносу чудовище Минотавра и избавил Афины от страшной дани: афиняне должны были приносить в жертву Минотавру юношей и девушек.
По-видимому, в этом мифе отразились воспоминания о том времени, когда Аттика (и ее столица Афины) была колонией Крита. Древнегреческий историк Фукидид описывал Тесея как историческую личность — афинского вождя, высадившегося с войском на Крите во второй половине XV в. до н. э., разгромившего критян и объединившего аттические племена под властью Афин.
Панафинеи проводились в августе третьего года каждой олимпиады и включали конные, гимнастические и аналогичные истмийским мусические состязания.
Победителей игр награждали оливковыми венками и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготавливали специальные амфоры с изображением видов состязаний. Такие награды получили распространение в других античных государствах и их колониях. Позже, в I—II вв. н. э., амфоры стали заменять кубками.
Для игр в Афинах был построен подковообразный стадион со ступенчатыми трибунами примерно на 50 тысяч мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м, где проводились гимнастические состязания в беге, прыжках, метании, борьбе и кулачном бое. Здесь выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания проводились за чертой города у крепостных стен, которые превращались в зрительские трибуны.
На острове Делос в годы проведения Олимпийских игр проходили общегреческие игры — Делии, посвященные Аполлону и поэтому иногда называемые Аполлонеями.
В Греции культ Аполлона распространился в XV—XIII вв. до н. э. Греки считали Аполлона отличным музыкантом, дискоболом, лучником и кулачным бойцом и почитали его почти так же, как Зевса.
Для участия в Делиях весной на остров приплывали делегации греческих полисов. Игры были своеобразной репетицией для атлетов. Прежде чем отправляться на игры в честь Зевса, они состязались в честь его сына — Аполлона. Поэтому программа Делий соответствовала олимпийской.
На Делосе находился храм и жертвенники Аполлона, но главное его святилище, в котором находился Дельфийский оракул, было на материке. Здесь, в общегреческом религиозном центре Дельфах, у подножия горы Парнас, проводились Пифийские игры. Эти панэллинские праздники устраивались в память победы Аполлона над змеем Пифоном, жившим в пещере Парнаса.
Вначале Пифийские игры проводились как состязания поэтов и музыкантов. Достоверные сведения о включении в программу Пифийских игр гимнастических и конных состязаний по образцу Олимпийских игр относятся к 586 году до н. э., хотя, по-видимому, они проводились и раньше. Игры устраивались через четыре года, в каждый третий год олимпиады. Для состязаний в Дельфах был построен стадион длиной 192 и шириной 25,5 м, беговая дорожка которого (длиной 177,5 м) начиналась каменной полосой с желобами — своеобразными стартовыми колодками. Стадион окружали подковообразные ступенчатые трибуны на 7—8 тысяч зрителей. Еще не менее 20 тысяч зрителей могли разместиться на склоне примыкающего к стадиону холма. Конные состязания проводились недалеко от Дельф, на Криссейской равнине.
Победители Пифийских игр во всех видах состязаний до V в. до н. э., как и олимпионики, награждались оливковыми ветвями, а позже лавровыми венками и яблоками.
Немейские игры, Немей, проводившиеся в долине Немея в северо-восточной области Пелопоннеса — Арголиде, по-видимому, первоначально были погребальными.
Одна из легенд рассказывает о том, что первые игры в Немее провел аргосский царь Адраст после смерти отца, участника знаменитого похода аргонавтов — Талая. В другом мифе основателем Немей-ских игр назван Геракл. После того как Геракл совершил свой первый подвиг — убил чудовищного льва, опустошавшего Немейскую долину, он соорудил здесь алтарь Зевсу, пригласил юношей из окрестных селений и провел спортивные состязания.
Немейские игры устраивались через два года -во второй и четвертый годы олимпиад. Первые проводились зимой, вторые — летом. Программа игр независимо от времени года была постоянной — состязания музыкантов, гонки колесниц, скачки, бег, прыжки в длину, борьба, пятиборье, метание диска, кулачный бой. В таком виде Немейские игры проводились с 572 года до н. э., но, по-видимому, по отдельным упражнениям состязания в Немее устраивались и раньше.
Победители игр в Немее награждались, как и в Олимпии, оливковой ветвью, а также венком из сельдерея.
На время проведения игр объявлялось священное перемирие, но оно не всегда соблюдалось.
Наиболее распространенными спортивными соревнованиями в Древней Греции были Гераклеи. Геракл был любимым героем эллинов. В небольших городах-государствах, где каждый мужчина был воином — защитником своего города, высоко ценили мужество, стойкость и силу. В Геракле эти качества проявлялись особенно ярко. Совершая подвиги, он не раз обнаруживал трезвый ум и находчивость. Все это делало Геракла образцом настоящего мужчины — воина и гражданина. Культ его существовал во многих городах Греции и ее колоний. Великого героя считали покровителем гимнасий и палестр, подвижных игр и атлетических состязаний, основателем Олимпийских игр.
Соревнования в честь Геракла проводились в Греции повсеместно. Однако важнейшими из них были панэллинские Гераклеи, относящиеся к играм олимпиад.
В первый год олимпиады, за полтора-два месяца до начала Олимпийских игр, Гераклеи проводились на родине Геракла — в Фивах, во второй год — в Сикионе, в третий и четвертый годы — на островах Кос и Мендос. Программа Гераклеи соответствовала олимпийской, но, по-видимому, без мусических состязаний. Победителей награждали летом — венками из плюща, зимой — ветвями вечнозеленого лавра.
В целом игры олимпиад в VI—II вв. до н. э. представляли следующую систему состязаний:
Год олимпиады | Время проведения игр | ||
Февраль — март | Май — июнь | Август — сентябрь | |
1-Й | Делии | Гераклеи в Фивах | Олимпийские игры |
2-й | Немей | Гераклеи в Сикионе | Истмии |
3-й | Гераклеи на о. Кос | Пифии | Панафинеи |
4-й | Гераклеи на о. Мендос | Истмии | Немей |
Главные игры проводились в конце лета. Состязания в начале и середине года, за исключением Пифий, считались подготовительными. Может быть, поэтому античные писатели так мало писали о Гераклеях и Делиях.
Почетной была победа на каждой из этих игр, но особой славы удостаивали победителей трех соревнований года. Атлеты, которые побеждали на всех главных соревнованиях олимпиады, получали высшее спортивное звание Древней Греции — периодоник. В истории олимпиад их было 46. Слава периодоников была так велика, что биографию каждого из них мог рассказать любой мальчишка Эллады.
Песок
над
Альтидой
История древнегреческих игр в Олимпии в соответствии с хронологией Тимея насчитывает 292 олимпиады (1169 лет). Много событий произошло в мире за это время. Создавались и рушились могущественные государства, происходили великие переселения народов.
Опустошительные вражеские набеги и кровопролитные войны не обошли стороной и землю Эллады. В 420 году до н. э., когда из-за нарушения экехерии атлетов Спарты не допустили к участию в Олимпийских играх, спартанские фаланги вступили в Элиду. Они оккупировали половину страны и лишь через пятьдесят лет, потерпев поражение под Левктрами, заносчивые дорийцы убрались восвояси.
Спустя шесть лет Олимпию захватили аркадийцы. Чтобы уплатить жалованье наемным войскам, их вожди приказали взломать сокровищницы. Это было первое крупное ограбление Альтиды. Аркадийцы начали возводить укрепления на холме Крона, намереваясь удержать Олимпию надолго. Возмущенные невиданным святотатством, элийцы с такой яростью сражались с захватчиками, что, несмотря на превосходство в силе, аркадийцы потерпели поражение и позорно бежали.
После смерти Александра Македонского между его полководцами — диадохами началась борьба за власть. Они захватывали целые страны и объявляли себя царями. В 313 году до н. э. войска диадоха Телесфора вторглись в Элиду. Рухнули под ударами секир двери сокровищниц. Со статуй и стен храмов были сорваны золотые украшения и драгоценные камни.
В поисках средств для содержания армии спартанский тиран Маханид в 210 году до н. э. совершил разбойничий налет на Олимпию и разграбил ее. Большинство греческих государств сурово осудило спартанцев. Многое из похищенного в Альтиде удалось возвратить, однако вера в безопасность Олимпии была подорвана.
В 146 году до н. э. Греция становится римской провинцией. Физическое воспитание римлян преследовало одну цель — подготовку к военной службе. Их легионы веками были самой грозной военной силой, поэтому в Италии пренебрежительно относились к «непрактичной» эллинской гимнастике и атлетическим состязаниям. Кроме того, римские консулы с недоверием относились к панэллинским играм, которые способствовали национальному объединению греков. Все реже проводились игры в Немее, Фивах, на Истмийском перешейке и в Афинах. Даже Олимпийские игры устраивались как состязания местного значения и не привлекали большого количества участников и зрителей.