Содержание.
1. Введение
2. В долине Алфея
3. Сквозь лабиринт мифов
4. Благо священного перемирия
5. Игры олимпиад
6. Песок над Альтидой
7. Возрождение олимпизма
8. Способствуя созданию мира
9. Список используемой литературы
Введение.
Олимпийские игры, олимпийские награды, олимпийцы... Эти слова, так прочно вошедшие в нашу жизнь, никого не оставляют равнодушным. Об Олимпиадах пишут писатели, историки, журналисты; к Олимпиадам готовятся спортсмены, дипломаты, врачи, художники; Олимпиад ждут миллионы любителей спорта.
19 июля 1980 года маленький огонек, зажженный в овеянной легендами Олимпии, начнет свой путь в Москву. Тысячи спортсменов днем и ночью в течение месяца будут нести этот огонь по дорогам Греции, Болгарии, Румынии и Советского Союза, чтобы он вспыхнул в гигантской чаше стадиона имени В. И. Ленина, знаменуя открытие игр XXII Олимпиады.
Более четырех тысяч километров разделяют Олимпию и Москву и более полутора тысяч лет —последние игры на берегах Алфея и Олимпиаду 1980 года в Москве, но между ними есть связь, неподвластная расстояниям и векам. Игры древней Эллады и современные Олимпийские игры объединяют правила честного спортивного соперничества, извечное стремление человека к физическому совершенству, а главное — идеи укрепления дружбы между народами, сохранения и упрочения мира. Эти благородные цели делают Олимпийские игры одним из замечательных международных праздников, привлекают к ним внимание миллионов людей во всех странах, пробуждают глубокий интерес не только к настоящему и будущему олимпизма, но и к его истокам. Используя новые и малоизвестные факты, автор рассказывает о зарождении праздника олимпийских состязаний в Древней Греции и возрождении его в наше время.
Еще не наступил рассвет и каменистые острова Алфея скрывал белый туман, а луг у реки пробудился, ожил. По сотням тропок, огибая ипподром и священную рощу Альтиду, мимо сокровищниц и храмов к холму Крона — Крониону спешили толпы празднично одетых людей. Шли ахейцы и арголидяне, жители Аркадии и Эвбеи, спартанцы и афиняне, гости из Малой Азии, Крита, Сицилии, Африки и далекой Колхиды. Нетерпеливые зрители искали места поближе к желтой от просеянного песка подкове стадиона.
Кроме небольшого павильона для самых почетных гостей, на стадионе не было трибун. Их заменял холм Кронион. Зрители устраивались прямо на земле. И хотя нередко здесь собиралось более 40 тысяч человек, места хватало всем.
Светало. Уже можно было рассмотреть искусные росписи на сосудах для вина и воды, различить цвета вышивки на плащах и хитонах, когда из крипты — арочной галереи, соединяющей стадион с Альтидой, показались элланодики — судьи и руководители состязаний. В пурпурных одеждах, увенчанные лавровыми венками, они медленно обошли стадион и сели на высоком помосте. Следом за ними вышла возглавляемая специальным служащим — кериксом колонна атлетов-состязателей. Все они в соответствии с правилами игр были нагими. После того как керикс выстроил атлетов у судейского помоста, на середину стадиона вышли трубачи и подняли трубы.
Наступила тишина. Слышно было, как за Альтидой плещет бурный ручей Кладеос. Тысячи глаз обратились к востоку.
Прошло несколько мгновений, и первые лучи солнца ударили в долину, в разноцветье шатров и палаток на берегах Алфея и Кладеоса.
Чисто и звучно в руках лучших трубачей запели серебряные трубы. Всех, всех, богов и людей, они оповещали о начале новой олимпиады.
Едва эхо с окрестных холмов повторило мелодию труб, как тысячи зрителей вскочили со своих мест, взметнули к небесам руки и, стараясь перекричать друг друга, славили богов, земляков-атлетов или, сложив рупором ладони, неистово ревели. Приплясывая, пронзительно кричали дети. Восторженные зрители звенели бронзовыми сосудами, хлопали в ладоши...
Эта какофония продолжалась недолго. Подняв руку, керикс призвал народ к порядку. В наступившей тишине началось представление участников состязаний зрителям.
Положив ладонь на затылок атлета, керикс обходил с ним арену стадиона, громко объявляя имя, имена родителей, родину состязателя и вид состязаний, в котором ему предстояло участвовать.
Обращаясь к зрителям, керикс спрашивал, не известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не был ли он или его родители рабами, не уклонялся ли состязатель от тренировок в предписанный правилами период. Уличенный в нарушении правил подвергался публичной порке, штрафу и изгонялся со стадиона. Такое же наказание грозило зрителям за ложные показания.
Олимпийское правило гласило: «В играх может участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнанный кровавым злодеянием и не отягощенный проклятием богов». Хотя участие в состязаниях запрещалось только рабам, на игры не допускали и женщин (даже в качестве зрителей). Да и не все свободные греки мужчины могли позволить себе участие в играх. Занятия с тренером и поездка в Олимпию стоили больших денег!
Подготовка к Олимпийским играм начиналась не менее чем за год до их открытия и включала десятимесячные тренировки будущих участников в гимназиях (спортивных школах) родного города и тридцатидневные — в гимназии Элиды, столицы государства, которому принадлежала Олимпия. За подготовкой атлетов следили элланодики, избранные
из числа наиболее уважаемых граждан Элиды. Им поручали и отбор участников.
Желающие выступить в олимпийских состязаниях должны были представить элланодикам официальную заявку и свидетельство, подтверждающее предварительную подготовку атлета и его безупречную родословную.
Находясь в гимнасии Элиды, все участники независимо от их имущественного положения жили вместе. Кормили их ячменным хлебом, пшеничной кашей, фруктами, орехами, сыром, позже в пищу стали добавлять нежирное мясо. Спали атлеты в помещениях гимнасия на козьих шкурах, постеленных на земле. Элланодики строго следили за их поведением и могли наказывать провинившихся розгами.
После месяца тренировок проводился отбор. Выдержавшие испытания совершали 57-километровый двухдневный марш в Олимпию.
Их путь проходил по берегу Ионического моря и над Алфеем, мимо городов Летрины и Пиргос. У священного источника Пиеры процессия останавливалась, участники совершали омовение и приносили жертвы богам.
Первый день игр начинался торжественным шествием от Пританейона — административного здания, где в очаге богини Гестии поддерживался вечный огонь. Процессию возглавляли элланодики, затем шли жрецы и их помощники с жертвенными животными, за ними следовали представители Элиды и Пиз, официальные посольства полисов — государств Древней Греции — с дарами и состязатели. Шествие замыкали колесницы.
Мимо 70 алтарей процессия шла к булевтерию -специальному сооружению, где перед статуей защитника клятв Хоркиоса спортсмены торжественно обещали строго следовать всем правилам спортивных состязаний, а элланодики — честно выполнять свои обязанности и строго наказывать нарушителей олимпийских правил.
После принятия клятвы проходила жеребьевка. В серебряный сосуд опускали одинаковые камушки — жребии, помеченные буквами. Состязатели, вытянувшие жребии с одинаковыми буквами, соревновались друг с другом или выступали в одном забеге.
Жеребьевкой и заканчивались официальные мероприятия. Атлеты отправлялись в олимпийский гимнасий или палестру (сооружение для тренировок), где начинали подготовку к выступлению на олимпийском стадионе.
Спортивные состязания начинались во второй день, после представления атлетов зрителям.
Первоначально в программе Олимпийских игр был лишь один вид — стадиодром, бег на один стадий (192,27 м). Время прохождения дистанции не фиксировалось. Для того чтобы выявить сильнейшего, проводились отборочные забеги, победители которых выступали в финале. Позже в программу Олимпийских игр были включены двойной бег, долгий бег на шесть, двенадцать, а затем и двадцать четыре стадия, пентатлон — пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу панкратион — сочетание кулачного боя с борьбой, кулачный бой, состязания колесниц, скачки на лошадях и мулах, бег в полном вооружении и другие виды.
В первых играх участвовали только мужчины и юноши, но с 632 года до н. э., чтобы повысить интерес молодежи к занятиям гимнастикой, в программу игр стали включать соревнования для мальчиков в беге на 5/6 стадия и борьбе.
Как бы ни расширялась программа игр, самым популярным и почетным видом состязаний оставался стадиодром. Победитель финального забега получал право зажечь огонь на алтаре Зевса. Считали, что благодаря победе он становился особенно угодным богу. Поэтому победитель стадиодрома был главным героем игр.
Награждение победителей Олимпийских игр олимпиоников — проходило обычно в последний день. В каждом виде состязаний награждался только один атлет. Главной наградой была ветвь, срезанная золотым ножом с оливы, посаженной, по преданию, Гераклом. Нередко щедрые земляки олимпионика дарили ему большую сумму денег или назначали пожизненное жалование за счет города, а чаще всего освобождали от налогов и бесплатно предоставляли место в театрах.
Вместе с земляками и близкими олимпионик приносил благодарственные жертвы на алтари Альти-ды, а вечером в Пританейоне, в зале для торжеств, устраивался пир с хвалебными песнями и представлениями актеров.
Обычно на родину олимпионика отправлялся гонец с радостной вестью о победе. Администрация города готовила для встречи атлета пиршественные столы и заказывала поэтам хвалебные песни.