Эмоции.
Рассмотрим теперь эмоциональную сторону психики пожилых людей, их жизненную позицию, отношение к окружению и проблемы меняющегося характера. Постепенное ослабление контролирующей и тормозной функций коры головного мозга влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодости в какой-то мере «держались в узде» и маскировались, а к старости стали более заметными, с большой силой обострили все недостатки характера. Принципиальная жизненная позиция человека, как правило, не меняется, но становится все более очевидной, более выраженной.
Мы уже говорили о грусти и пессимизме, которые возникают у людей из самого факта старения. Но у пожилого человека нередко бывают и другие причины для депрессии: потеря близких людей, жены или мужа, друзей и товарищей, плохое материальное положение, уход из семьи детей или плохие отношения с ними, страх перед заболеванием и немощью, чувство одиночества, потерянности в этом все более ускоряющемся темпе жизни, ощущение отчужденности от всего мира... Все это - нагрузки, которые могут весьма ощутимо подавлять психику пожилого человека, влиять на его жизненную позицию. В этом отношении существенное значение имеет состояние его здоровья, наличие хронических болезней, недомоганий, отравляющих жизнь и сильно влияющих на настроение.
Поэтому настроение у стареющих людей бывает разным, но, как показывают наблюдения, довольно редко — оптимистичным. Люди, умеющие радоваться жизни, в старости встречаются скорее редко, чем часто.
Пять основных «жизненных позиций» пожилых людей.
Группа американских психологов на основе проведенных исследований выделила пять основных «жизненных позиций» пожилых людей:
1. «Конструктивная» позиция. Люди с такой позицией, как правило, всю жизнь были спокойными, довольными и веселыми. Они сохраняют эти черты и в старости. Они позитивно относятся к жизни, которой радуются, и в то же время способны смириться с приближающейся смертью, не страшась ее. Они активны, стремятся помогать другим. Из своей старости и недомоганий трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми. Такие люди скорее всего благополучно проживают свой последний период жизни.
2. «Зависимая» позиция присуща пожилым людям, которые всю жизнь не очень-то доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они с еще большим усилием ищут помощи, признания, а не получая этого, чувствуют себя несчастными и обиженными.
3. «Защитная» позиция формируется у такого типа людей, которые как бы «покрыты броней». Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощь, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая свои чувства. Старость они ненавидят. Они не желают отказываться от работы и активности.
4. Позиция «враждебности к миру». Это — «гневные старики», обвиняющие окружающих и общество, виноватых, по их мнению, во всех поражениях и неудачах, которые они претерпели в жизни. Люди этого типа подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу.
5. Позиция «враждебности к себе и своей жизни». Люди с этой позицией — пассивные, без интересов и инициативы старики, склонные к депрессии и фатализму. Чувствуют себя одинокими и ненужными, свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастливого существования.
Отдельные элементы перечисленных позиций могут, разумеется, выступать в смешанных сочетаниях. Как уже подчеркивалось, в старости у людей редко вырабатывается новая жизненная позиция. В основном, та позиция, которую человек пронес через всю жизнь, к старости лишь несколько заостряется и модифицируется под влиянием новых обстоятельств. Так бывает часто, но, безусловно, не является твердым правилом.
Обществу необходимо стремиться к тому, чтобы пожилых людей, хорошо приспособленных к жизни и довольных ею в период старости («конструктивная» позиция), было как можно больше. Такие люди счастливы не только сами, но и помогают другим стать такими же. Их отличает доброжелательность по отношению ко всему окружающему, живость ума, здоровье, активность и высокий моральный уровень. А люди, плохо приспособленные к жизни, чаще всего и сами несчастливы, и другим доставляют немало хлопот своими постоянными претензиями, конфликтами, подозрениями, болезненными страхами, пессимизмом и т. п. Здоровье у них обычно скверное, моральный уровень нередко низкий, а разум — негибкий.
Социальное и экономическое старение.
Социальное и экономическое старение — это два разных подхода, которым надо уделить особое внимание. Как мы уже говорили, переход на пенсию часто воспринимается как некоторая социальная деградация, снижение престижа пожилого человека в кругу товарищей по работе, среди знакомых и в семье. Этот «уход» — расставание с профессией и занимаемой должностью, сокращение сферы деятельности — мы назвали социальным старением, а связанное с этим уменьшение доходов и финансовых возможностей — экономическим старением.
Сокращение сферы деятельности в связи с возрастом и одновременно уменьшение доходов обычно (хотя и не всегда) идет в ногу с биологическим старением и общим ухудшением состояния здоровья. Но немалую роль в этом играет самовнушение. Если человек станет психологически настраивать себя на то, что в таком-то возрасте он уйдет на пенсию, тогда после достижения этого срока ему будет казаться, будто он действительно очень стар и даже «болен», поэтому в дальнейшем будет не в состоянии выполнять свою работу. Но если в это время на профессиональной арене блеснут какие-то новые заманчивые возможности, то намерения человека обычно быстро меняются, исчезают и все недомогания. Он отбрасывает мысли о пенсии и с новой энергией принимается за работу.
V. Витаукт.
Геронтологи совершенно обоснованно ищут механизмы, ограничивающие продолжительность жизни, увеличивающие вероятность смерти. Оправдан и иной подход ко всем этим событиям: каковы механизмы, определяющие длительный (в течение десятков лет), высокий уровень жизнедеятельности организма?
Одно из отличий живого — совершенствование механизмов саморегуляции. Только благодаря этой системе передачи информации и стало возможным сохранение, поддержание жизни. Саморегуляция стала тем фундаментальным механизмом, который определил связь между старением и витауктом, определил и возникновение самого процесса витаукта. Его первые проявления возникли с появлением простейших систем, в которых продукты распада веществ стимулировали процессы их синтеза.
В ходе эволюции сформировались приспособительные, адаптационные возможности организма. Увеличение продолжительности индивидуальной жизни не является внутренним механизмом, «целью» эволюции. Щука, бабочка, мышь и человек, имеющие различную продолжительность жизни, каждый по-своему приспособлен к своей среде, и никто из них не мог бы существовать в иной. Это подводит нас к важному выводу — витаукт определяет не выраженность адаптации, а способность организма длительно поддерживать адаптацию. Чем дольше организм способен сохранять высокий уровень приспособления, тем дольше он будет жить.
Существует ряд механизмов, направленных на сохранение жизнеспособности: восстановление; компенсация, когда клетки, органы и системы, не пострадавшие от действия повреждающих факторов, берут на себя функцию поврежденных; репарация, когда происходит «ремонт» отдельных клеточных структур, и др. Все они — частные механизмы процесса витаукта, который и определяет надежность и длительность их функционирования. До тех пор, пока поддерживается высокий уровень процесса витаукта, живая система сохраняет свои адаптационные возможности. Однако когда старение начинает преобладать над процессами витаукта, когда нарушаются механизмы витаукта, бурно прогрессирует возрастная деградация организма.
Два типа витаукта.
Мы выделяем два типа проявлений витаукта — генотипический и фенотипический.
Генотипические проявления витаукта генетически запрограммированы, их реализация зависит от передачи наследственной информации. Существует важная система защиты внутренней среды организма — микросомальное окисление печени. Благодаря ей обезвреживаются многие токсические вещества, попавшие в организм и образовавшиеся в нем. Важным генотипическим механизмом витаукта является специальная система ремонта, репарации ДНК — молекулы, в которой заключена наследственная информация. В течение жизни молекула ДНК повреждается, в ней появляются разрывы, обрывки и др. В клетке находится группа ферментов, распознающих повреждение молекулы ДНК и устраняющих возникший дефект. В ходе жизнедеятельности образуются химически активные обрывки молекул, свободные радикалы. Они повреждают различные структуры клетки. Однако возникла специальная система витаукта — антиоксиданты. Среди них много витаминов, аминокислот и других органических соединений. Эти антиоксиданты служат как бы ловушками для свободных радикалов и предохраняют клетки от повреждений. Вся наша жизнь — бесконечная смена состояния кислородного голодания (гипоксия) и покрытия кислородного долга. Организм имеет мощную антигипоксическую систему, которая тренируется в течение жизни. Способность к длительному поддержанию ее надежности — важный механизм витаукта. Система эта связана с усилением легочной вентиляции, работы сердца, кровоснабжения органов, увеличением числа работающих капилляров, улучшением использования кислорода в клетке и др.