Тогда развитие идет не по двумерной кривой (с неизменным
застойным участком, существование которого четко показано в
теории спорта), а по восходящей спирали, захватывающей несколько
"плоскостей". В упрощенном виде, относящемся лишь к физическим
качествам, подобный подход реализуется через так назвываемую
периодизацию тренировок. Боевые искусства Востока содержат
несколько более сложный вариант, в котором чередуются периоды
усиленного культивирования морально-этических, физических и
психоэмоциональных качеств. О необходимости всестороннего
развития спортсмена сейчас говорят очень много [2, 4, 6, 9], хотя
подобная идея, как мы уже отмечали, была характерна для
подготовки воинов в средневековой Японии [11, c. 18].
Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом
Говоря о самореализации, невозможно обойти проблему,
возникающую при превращении спорта в профессию. Дело в том, что
профессиональная спортивная деятельность в значительной степени
подчиняется закономерностям, характерным для других областей, где
происходит производство каких-либо ценностей. Спортсмен,
вовлеченный в "производство" результатов, зрелища, становится
зависимым от внешних проявлений своей деятельности. Неудача может
привести (и приводит) к последствиям, от которых, как было
- 16 -
отмечено раньше, стремились уйти при выделении спорта как
самостоятельного явления: потере социального статуса, нарушениям
жизнедеятельности вплоть до лишения жизни, глубокому
психологическому кризису. Более того, реализация возможностей
человека искусственно втискивается в заданные извне рамки, выход
за которые пресекается различными способами - от психологического
давления до прямого физического воздействия.
Объяснение этого феномена, по нашему мнению, лежит далеко за
пределами не только теории спорта, но и теории деятельности.
Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех сферах жизни
общества: изменения, первоначально направленные во благо
человека, таинственным образом превращаются в препятствия на пути
его развития. Создается впечатление, будто на поверхность выходят
следствия каких-то глубинных, заложенных в самой природе человека
факторов. Ни в одной системе социальной философии до сих пор не
выдвинута концепция, позволяющая объяснить и эффективно
преодолеть эти влияния. Предлагались различные пути "исправления"
недостатков человечества, от повсеместного просвещения до
насильственного искоренения антигуманных проявлений (см. весьма
полный обзор в [13, ч. 1, с. 10-27]). Однако выяснилось, что
любое знание может быть использовано двояко, силовые методы
порождают аналогичное по силе противодействие, а изменение
структуры общества дает выход тем или другим разрушительным
тенденциям. И спорт не является исключением. Идеал гармоничного
развития вследствие упора на результат как единственную цель
- 17 -
подменен культом силы и подавления. Вместо пропаганды здорового
образа жизни спортивное зрелище пропагандирует жестокость и
бездуховность.
Как можно предположить на основании сказанного выше, причиной
"обращения благих намерений во зло" становится неправильная
постановка целей. Материальный результат, выраженный в какой бы
то ни было форме, не может быть целью деятельности, включающей в
себя совершенствование человека. В противном случае она
превращается в производственную деятельность, где объект отделен
от субъекта, а следовательно, возможно отношение к человеку как к
средству, а не самоцели.
-18-
Выводы
Спорт как специфический вид человеческой деятельности
объединяет в себе различные аспекты человеческого бытия и потому
должен рассматриваться в единстве духовного и телесного. Основная
его цель - совершенствование человека через гармонизацию
физического, эстетического и нравственного развития.
Соревновательная деятельность должна служить демонстрации
возможностей гармонично развитого человеческого организма в
условиях неантагонистического противоборства. Коммерческие цели в
спорте не являются определяющими; выведение их на первый план в
профессиональном спорте представляет собой последствие извращения
изначальной системы ценностей и может быть преодолено смещением
акцентов в развитии данного явления.
Современная теория спорта лишь начинает нащупывать подходы к
объединению внешнего и внутреннего, уже сотни лет назад
разработанные в школах боевых искусств. Необходим более глубокий
философский анализ данной проблемы без попыток свести
многообразие проявлений человеческой телесности к одному или
нескольким факторам, взятым в отрыве от целого.
.
-19-
ЛИТЕРАТУРА
1. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М.: Наука, 1992 - 429 с.
2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница, 1989 - 110 с.
3. Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1974, Т. 1, с. 25
4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры
человека. М.: ГЦИФК, 1992 - 120 с.
5. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48
6. Сараф М.Я. Спорт в культуре ХХ века (становление и тенденции развития). // Теория и практика физической культуры, 1997, 7, с. 5-12
7. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных
связях. (Словарь-справочник). М.: ФОН, 1995 - 451 с.
8. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории
физической культуры. Л.: ВИФК, 1985 - 134 с.
9. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие
теории физической культуры. // Теория и практика физической
культуры, 1997, N 9, с. 18-20
10. Д. Судзуки. Основы дзэн-буддизма. //В кн.: Дзэн-буддизм.
Сост. и ред. В.А.Шериев. Бишкек: МП "Одиссей, 1993 - 672 с.
11. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. М.: "Интерпресс", 1993 - 64 с.
12. Morgan W. J. Amateurism and professionalism as moral languages: in search of amoral image for sport. //Quest-(Champaign,-Ill.); 45(4), Nov 1993, 470-493 Refs:30
13. Бережной Н.М. Социальная философия (в 2 т.). М.: Гос. акаде-
мия сферы быта и услуг, 1996.