Память об этом легендарном сражении долго еще жила в народе. Она запечатлелась в одном из ранних боевых обрядовых танцев, распространенных на территории современных провинций Хэбэй и Шаньдун (в Шаньдуне, согласно легенде, и похоронен Чию). Специально подготовленные бойцы, надев на голову рога (маску
Боевой танец
Чию), по два-три человека нападали друг на друга, при этом иногда нанося довольно серьезные увечья. В III—V вв. танец был дополнен «играми Чию» — боевой ритуальной практикой. Этот комплекс упражнений стал называться цзюэди («бодание») и представлял самую раннюю форму слияния ритуала с рукопашным боем.
Системы единоборства всегда рассматривались в раннем Китае как привнесенные в этот мир богами или духами. В провинции Цзянси существовал танец «кайшань» («раздвинутые горы»), где главное действующее лицо — создатель мира бог Паньгу выполнял основные боевые движения с топором. Ряд танцев был посвящен воспеванию доблести Хуан-ди. Характерно, что и некоторые школы у-шу позже стали считать Хуан-ди своим основателем и покровителем.
Содержание и внутренняя сущность ранних боевых танцев весьма близки к мироощущению адептов у-шу. Это чувство единства с миром, приобщение через ритуал к высшему началу, переживание некой скрытой сущности бытия, недоступной взору простого смертного. Ореол святости, идущий от древних боевых танцев, у-шу сохраняли на всем пути своего существования.
В конце II в. до н. э. стало набирать силу Чжоу — одно из княжеств, входивших в состав царства Шан. В конечном счете это привело к военному конфликту между Шан и Чжоу. В решающем сражении солдаты-рабы в войске Шан повернули копья против своих командиров, чем поддержали наступление воинов Чжоу. Царство Шан пала под ударами своего бывшего вассала. Новые правители Чжоу объявили, что они получили «мандат» на правление от самого Неба, «мандат» же империи Шан был утерян. Для консолидации царства Чжоу среди прочих мероприятий была проведена унификация танцев, в числе которых выделялся комплекс «шесть плясок». Один из шести танцев был боевой танец дау — «большое сражение», который в лицах воспроизводил победу Чжоу над шанцами. Танец состоял из многих действий, а кульминацией была вооруженная схватка на мечах и копьях. Несколько безоружных воинов показывали также упражнения рукопашного боя. Танец дау пользовался особой популярностью при императорском дворе и даже был введен в программу обучения воинов.
Дау подразделялся на шесть частей, однако стабильной формы каждой части не существовало. Танец трансформировался, сохраняя при этом черты боевого тренин-
Мастер у-шу с мечом
га в сочетании с ритуальным осознанием выполняемого. Для участников действа важно было воспроизвести именно те события, которые совершались их предками, и таким образом стать их участниками, пусть даже это участие заключалось лишь в обряде, отстоящем от событий на сотни лет.
В ту эпоху не было разделения ритуала на танец и собственно боевую тренировку. К тому же и танец, и боевая практика обозначились сходными по звучанию иероглифами — у. Помимо большого риутального танца дау, существовал ряд малых танцев, воспроизводящих тренировку с различными видами оружия, например, «танец с мечом и трезубцем», «танец с мечом и щитом», которые представляли собой парную отработку упражнения. Для танцев отдельно обозначались жесты рук — у и приемы ногами — дао, что соответствовало требованиям боевой практики. Все эти танцы были позже выделены в разряд специальных боевых танцев — уу. Боевым танцам противопоставлялся комплекс «гражданских танцев» вэньу. Вэньу исполнялись с перьями фазана и флейтами, боевые танцы — с оружием. В ранних танцах отразилось деление всей идеологической базы китайского общества на гражданское (вэнь) и военное (у), сохранявшееся и в элитарных кругах, и в народе, и даже в среде тайных обществ вплоть до XX в.
Танцы уу регулярно исполнялись при императорском дворе. Для их преподавания выделялись специальные инструкторы из профессиональных воинов. Боевой танец превратился в важный вид воинской подготовки. Мудрец Конфуций, однако, оценивал воспитательное значение боевого танца несколько ниже, чем гражданского. «Учитель сказал о музыке шао (музыка гражданского танца, посвященного Шуню, одному из основателей Поднебесной. — Авт.), что она и очень красива, и весьма добродетельна, а музыка у (боевого танца. — Авт.) очень красива, но недостаточно добродетельна».
В древнем Китае вплоть до III—IV вв., видимо, несуществовало у-шу в полном объеме — была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло» (бинфа, цзюньши, сюньлянь), которое сначала имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебы в специальных учебных заведениях. Но и в этом случае боевая подготовка носила сильно ритуализованный характер.
Боевая практика в ее чисто прикладном варианте была широко распространена в Китае уже при первых династиях Ся и Шан-Инь (XXII—II вв. до н.э.) В этот период были созданы специальные «курсы», где воинов обучали навыкам ведения вооруженного боя с копьем, мечом, трезубцем, алебардой.
Первые упоминания о «кулаке» — цюань как синониме кулачного боя можно встретить в классической «Книге Песен» («Шицзин»), относящейся к эпохе Чунцю (722—481 гг. до н.э.). Там говорится о тех, кто не обладает искусством кулачного боя и не мужествен. В этот период многие приемы борьбы с оружием и голыми руками, а также боевые танцы объединяются под названиями шоубо, сянго, цзяоли, цюаньюн, или просто доубой, борьба.
При династии Чжоу (XII—III вв. до н.э.) существовал обычай турнирных боев без оружия — сянбо, который вышел из искусства цзюэди. Сянбо включал в себя захваты, кулачный бой, броски и удушения. Предание гласит, что Синь Чжоу (XI в. до н.э.), последний правитель династии Инь, поддавшись дурному
Древнейшие прообразы у-шу c японской гравюры)
влиянию своей любимой наложницы Да-цзы, пустился в безудержный разгул и стал устраивать во дворце жуткие оргии, нередко кончавшиеся массовыми избиениями, истязанием челяди, притеснением простого народа. Однажды по просьбе Да-цзы он устроил во дворце «гладиаторские игры», перебив при этом всех слуг и даже часть видных сановников. Сам Синь Чжоу был необычно силен: мог кулаком убить девять быков, без помощи поддерживать крышу дома, заменяя опорные столбы. Любил он и поупражняться в воинских искусствах. Своих подданных Синь Чжоу заставлял бороться без оружия, причем победителей сталкивали в специально устроенный «винный пруд», где они тонули, захлебнувшись в вине, а побежденных ожидал громадный чан, наполненный змеями и скорпионами.
Несмотря на столь мрачные легенды, большинство состязаний по рукопашному бою проходили достаточно корректно. В III в. до н. э. сянбо было упорядочено для соревнований: бои происходили на специальном помосте, включали броски, а также удары руками и ногами. Эта система получила название шоубо. На одном из ранних изображений поединка шоубо можно видеть судью и двух бойцов, один из которых наносит прямой удар в горло из позиции гунбу — «стойки лука».
Широкого распространения боевая подготовка достигла в VI в. до н. э. — III в. н. э., в период раздробленности китайского государства. Это были века бесконечных войн и противоборства крупных государств. За 240 лет существования периода Чуньцю было 480 войн, за 182 года периода Чжаньго (Борющихся царств) более 100. Естественно, подготовка воинов становилась одной из важнейших задач государства. Широкой известностью пользовались кулачные бойцы из царства Ци. В «Речах царств» («Гоюй») — памятнике Х—V вв. до н. э. — рассказывается о том, как правитель царства Ци возвестил: «Среди умудренных познаниями в моей округе есть мужи, что сильны кулаком, крепки телом и мастер ством выделяются меж прочих. О них следует докладывать особо».
Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э.), создатель великого этического учения Древнего Китая, придавал большое значение воинским искусствам и говорил об обязательном пестовании как гражданских, так и военных добродетелей. В сочинении «Суждения и беседы» («Луньюй»), записанном учениками со слов Конфуция, можно встретить замечания о пользе изучения воинского искусства, в частности о том, что чиновник должен иметь и гражданскую (вэнь), и боевую (у) доблесть. «Между благородными мужами нет состязаний. Единственно разве что в стрельбе...» Рассказывают, что отец Конфуция Шулян Хэ отличался огромной силой и неоднократно участвовал в турнирах по сянбо. Однажды во время взятия города Бияна в 563 г. до н. э. его жители применили военную хитрость. Они приподняли ворота и впустили часть нападавших, а затем отрезали выход. Но Шулян Хэ, участвовавший в сражении, сумел благодаря своей физической силе приподнять ворота руками и выпустил тех, кто оказался в ловушке. За это ему был присвоен важный чиновничий титул дафу. Вероятно, от отца Конфуций и унаследовал уважение к военному делу.
Воинская подготовка получала философское осмысление, становилась предметом притч и исторических анекдотов. Истинный воин должен быть гуманен и человеколюбив, настоящий боец — это преломление важнейших конфуцианских понятий для экстремальных условий. Но и в такой ситуации принцип обороны должен превалировать над принципом нападения. Последователь Конфуция знаменитый философ Мэн-цзы (ок. 370—289 гг. до н. э.) говорил: «Тот, кто делает стрелы, далеко не столь человечен, как тот, кто делает латы. Первый боится лишь одного — что стрелы его не поранят человека. Второй же боится — как бы человека не поранили!»