Смекни!
smekni.com

Ушу (стр. 4 из 7)

В конце III в. до н. э., после многочисленных войн на территории Китая возникает империя Цинь. Реформы Цинь Шихуана, первого императора династии, которые ликвидировали политическую и экономическую раздробленность, привели также к выработке единых систем воинской подготовки. В это время большинство методов единоборства, циркового искусства, боевых танцев с мечами, копьями, топорами и другим оружием, управление колесницами были объединены в комплекс «ста игр» —байси или цзюэдиси (представления цзюэди). Боевые искусства там были представлены борьбой цзюэди и шоубо. По цзюэдиси в эпоху Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) стали проводиться крупные соревнования, на которые съезжался народ из всех провинций. В «Истории Хань» («Ханыыу») рассказывается, как в 108 г. проходили соревнования по цзюэдиси, на которые народ приехал за три сотни ли (150 км). В условиях бездорожья и сложности передвижения для того времени это был очень далекий путь. Состязания были устроены китайским императором У-ди (157—87 гг. до н. э.), который отличался не только талантом опытного администратора и полководца, но и любил различные «воинские утехи». Часто при дворе проводились представления с танцами, песнями сопредельных «варварских» народов, с боевыми поединками.

Династия Хань пришла к власти в Поднебесной в результате стремительной, но кровопролитной гражданской войны. Политические и экономические реформы, предпринятые императорами династии Цинь, хотя и привели к известному улучшению, были слишком решительны для своего времени. Воспользовавшись слабостью положения наследника Цинь Шихуана, императором стал талантливый военачальник Лю Бан. Новая империя предприняла ряд военных походов на юг к границам Индии и Бирмы и на запад — в Тибет. Непобедимые войска ханьцев вторгались в Маньчжурию, Корею, в районы Центральной Азии. Методы психической и физической подготовки воинов стали залогом жизнеспособности и политической мощи империи. Начали восстанавливаться и переписываться старые классические книги, сожженные якобы по приказу Цинь Шихуана во время его гонений на конфуцианство, а вместе с тем составлялись новые компендиумы исторических хроник и практических занятий, среди них — первые, в то время еще весьма примитивные пособия по воинской подготовке.

В «Ханыпу» в разделе «Хроники литературы и искусства» («Вэнь и чжи») содержалось шесть специальных глав, посвященных воинскому обучению и боевым искусствам, в том числе цзюэди и шоубо. Эта часть хроник утеряна, однако известно, что в то время не только отрабатывались приемы с оружием, но и существовал специальный набор приемов боя голыми руками, а также способы защиты безоружного воина против противника, вооруженного ножом, копьем и трезубцем.

В эпоху Хань борьба цзюэди, или цзюэдиси, разделялась на два раздела: цзюэди и шуайцзяо. Цзюэди представляла собой ритуальное единоборство, фактически спектакль, разворачивавшийся по заранее заданной программе. В цзюэди нашли отражение боевой танец уу, а также прикладные методы боя. Шуайцзяо была обычной борьбой с использованием захватов и бросков и практически в неизменном виде дожила до наших дней.

Глинянный воин в характерной стойке у-шу (со скульптуры из гробницы императора Цинь Шихуа- Жна)

В самой цзюэди эпохи Хань борьба велась без оружия и не было ударов, в отличие от сянбо или шоубо, где использовались удары руками и ногами. Первоначально схватки цзюэди — цзяоли и шуайцзяо сопровождались музыкой и в III в. до н. э. распространились в народе. Цзюэди была введена Цинь Шихуаном в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый солдат и офицер должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю и на воде, а также разучить несколько технических действий голыми руками. Нетрудно заметить, что для обучения солдат была выбрана весьма ритуализованная борьба, которую можно было практиковать и в виде заданных формальных комплексов упражнений — тао, и в виде свободного поединка.

В то время Китай страдал от регулярных опустошительных набегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи отмечают, что сюнну, отличные наездники, прекрасно умели стрелять с лошадей, были выносливы и жестоки в бою. Ханьцы же (так в эпоху Хань стало именоваться этническое большинство) отличались умением сочетать различные виды оружия в поединке, и даже кожаные панцири сюнну не выдерживали их ударов. Но сюнну были многочисленны, и приходилось привлекать простой народ для защиты границ империи. Специальные воины инструкторы обучали часть мужского населения простейшим приемам владения копьем, но в основном — технике цзюэди. Уже в то время выделился некий тайный раздел в приемах, который знали только профессиональные воины высоких рангов.

В эпоху Хань несколько меняется отношение к военной практике. Если раньше официальная доктрина советовала сочетать гражданское и военное обучение, то правители Хань говорили, что «гражданское и военное идут разными путями». Частично это можно объяснить взлетом культуры в эпоху Хань и невозможностью серьезно заниматься сразу двумя различными направлениями. Новый подход заставил обращать более серьезное внимание на воинскую подготовку, воспитывать специальных инструкторов по воинским искусствам, создавать школы военного обучения для воинов различных уровней — от простых пехотинцев до военачальников, В то время бурное развитие воинской науки в Китае позволило регулярно устраивать состязания по рукопашному бою с оружием и без оружия. Однако то была лишь регулярная подготовка воинов (цзюньши, сюньлянь), которую можно встретить в любом государстве древности, например, в Греции, Риме, Парфии, а на Востоке в Индии и Вьетнаме.

Издавна существовала и так называемая индивидуальная подготовка воинов. Это был специальный комплекс упражнений, направленный на укрепление силы и выносливости, выработки хладнокровия и решительности в бою. Для развития силы воины занимались поднятием тяжелого бронзового треножника-курительницы за две боковых ручки. Отбор в специальные войска был весьма суров. Надо было прекрасно владеть приемами боя с копьем, мечом, трезубцем, арбалетом, борьбой без оружия. В эпоху Цзин (265—420) испытуемый должен был

помимо описанных выше навыков суметь пронести бронзовый треножник в 300 кг на 50 шагов, пройти за один переход 150 км, знать методы бесшумного передвижения, боя на воде, обезоруживания, связывания противника и конвоирования пленного.

Еще У-цзы (IV в. до н. э.), полководец, которому, по отзывам современников, «не было равного в Поднебесной», писал в своем поучении: «В армии всегда найдутся воины, храбрые, как тигры; найдутся сильные, легко поднимающие тяжелый треножник; найдутся ходоки, идущие быстрее боевых коней; всегда найдутся люди, которые смогут отнять знамя, заколоть полководца. Таких нужно отбирать, отделять их от прочих, любить и ценить их. В них — судьба армии.

Если окажутся такие, кто искусен в употреблении оружия, кто помышляет о том, чтобы поглотить противника, нужно добавить им титулов и с их помощью добиться победы».

Проблемы отбора и подготовки достойных мужей для армии занимали умы многих стратегов древнего Китая. В трактате канона военной науки «Лю тао» (XII в. до н.э., хотя, по оценкам историков, трактат может относиться и к IV—III вв. до н.э.), автор выделяет ряд желательных качеств для воинов отборных частей. Это храбрость и сила, презрение к смерти и к ранам, энергия, мужество, неукротимость, умение держать строй, исключительные физические данные, проворство. Учитываются и моральные факторы: желание искупить прежние провинности, отомстить за смерть родичей, пробиться на высокий пост и т.п.

Помимо отбора и правильного распределения людей, в военной науке Китая решающее значение придавалось поэтапному обучению воинов. Обучение солдат начиналось с овладения навыками группового боя, маневров и перестроений, занятия позиций, взаимодействия частей армии и т. д. Только после того как солдаты усвоили правила передвижения и маневра, отмечает У-цзы, им можно дать в руки оружие и начать обучение приемам Рукопашного боя. Способ такого обучения стал традиционным для Китая и использовался не только в регулярной армии, но и во время восстаний, и в среде тайных обществ. У-цзы формулирует принцип взаимообучения так: «Когда научится сражаться один человек, он обучит Десять других; когда искусству боя обучатся десять, они обучат сто».


Рождение техники бросков (с японской гравюры)

К концу II в. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием уи — «боевое искусство». Этот термин сохранился на протяжении многих веков и позже стал синонимом у-шу. Однако в то время он обозначал лишь подготовку воинов. В уи вошли цзюэди, шоубо, техника работы с оружием. Комплекс включал бой голыми руками, с оружием, защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на формальных упражнениях — комплексах тао, которые выполнялись как в сольном варианте, так и с партнером.

В III—IV вв. появляется еще один вид борьбы — сянпу (прообраз японского сумо), который широко распространился на севере Китая. Он имел кодифицированный набор приемов: захваты головы, ног, броски через плечо, подножки, подсечки, броски прогибом через грудь. При императорском дворе проходили соревнования по сянпу даже среди женщин. Позже китайские путешественники завезли сянпу в Японию, где были разработаны более четкие правила и где отдавалось предпочтение людям с большим весом для участия в состязаниях. Не случайно сумо в Японии называют «борьбой гигантов».

Таким образом, уже в древности в Китае наметились две линии развития воинской практики, которые соответствовали основному делению китайского общества. Первый уровень — элитарный. Ка этом уровне воинские искусства в основном служили подготовке воинов, а также для придворных состязаний и театрализованных представлений. Боевым единоборствам придворные поэты посвящали стихи и литературные произведения: например, известный поэт Бо Юань (217 — 278) посвятил стихи упражнениям с мечом и коротким копьем и, кроме того, описал конкретные приемы нападения и защиты. Позже вошло в обыкновение писать трактаты по воинским искусствам в поэтической форме.