Кандидат педагогических наук, доцент З.А. Гасанова Российская государственная академия физической культуры
Характеризуя знаменательные черты мирового спортивного движения завершающегося века, наряду с прочим справедливо обращают внимание на развернувшуюся в нем феминистскую тенденцию. В этом, несомненно, проявилось прогрессирование в мировом сообществе того социального течения, которое вдохновлялось и вдохновляется идеями всесторонней эмансипации женщин.
Правда, даже гуманные деятели возрожденного олимпийского движения не сразу решились нарушить традиционное отлучение женщин от спорта. Как известно, их участие в олимпийских состязаниях не предусматривалось в программе игр первых олимпиад нового времени. Лишь в 1924 г., после многолетних прений, МОК официально зафиксировал в своей хартии право спортсменок самостоятельно участвовать в играх олимпиад в части видов спорта. Перечень таких видов от олимпиады к олимпиаде расширялся (в 1924 г. допущено участие женщин в 7 дисциплинах олимпийской программы, в 1928 г. - в 9, в 1936 г. - в 10, в 1948 г. - в 19 и т.д.). Однако еще до этого, не дожидаясь официального решения, отважные поборницы женского равноправия в спорте добились выхода на олимпийскую арену (уже на играх II Олимпиады, в 1900 г., 11 спортсменок участвовали в состязаниях по гольфу и теннису). В олимпиадах последних десятилетий спортсменки, как известно, выступают в состязаниях по большинству разделов олимпийской программы, а доля женщин в общем составе участников современных олимпийских игр (как летних, так и зимних) превышает 20%.
Несмотря на широкое представительство в современном спорте тех, кого нередко все еще называют "слабым полом", его особо активные представительницы стремятся, вроде бы, доказать, что для них посильны любые из освоенных мужчинами видов спорта. В последние десятилетия начали практиковать женские первенства и по таким спортивным дисциплинам, как марафонский бег, тройной прыжок и прыжки с шестом, метание молота, прыжки на лыжах с трамплина, поднимание штанги, футбол, хоккей, регби, дзюдо, и по другим, издавна считавшимся сугубо мужскими. Возникает вопрос: не нарушается ли в таких спортивно-феминистских устремлениях разумная мера? И вообще - следует ли понимать перспективы эмансипационных устремлений женщин в спорте как полное уравнивание предмета спортивного совершенствования для мужчин и женщин?
Ясно, что предвзято и априори ставить препоны увлечениям женщин тем или иным видом спорта в принципе недопустимо. Но разве неясно и то, что женщины - это не мужчины и их отношение к спорту не может быть вполне одинаковым. Есть, конечно, множество видов спорта, пригодных в качестве предмета спортивного совершенствования как для мужчин, так и для женщин, однако и здесь уровень спортивных достижений и регламентация спортивной деятельности закономерно дифференцируются в зависимости от пола. Поэтому с моей стороны было бы опрометчиво, если не сказать легкомысленно, призывать женщин догнать и перегнать мужчин.
Небезынтересно в связи с этим обратить внимание на табл. 1-21 Их данные свидетельствуют, что женские достижения на протяжении века существенно приблизились к мужским: если первоначально в ряде видов спорта они отличались на 20% и более, к настоящему времени эта разница уменьшилась примерно вдвое, что указывает на более высокие темпы прироста спортивных достижений женщин. Эта тенденция дала кое-кому повод утверждать, будто женские рекорды в спорте в перспективе сравняются с мужскими и даже превзойдут их [8, 20 и др.]. Такой прогноз есть основание считать маловероятным. По всей видимости, хотя тенденция приближения женских рекордов к мужским еще окончательно не исчезла, во второй половине текущего века, как явствует из тех же приведенных данных (см. табл. 1-2), она явно убывает и в последние десятилетия в ряде видов спорта сменилась тенденцией к стабилизации разницы между женскими и мужскими достижениями, а в отдельных случаях даже к некоторому ее возрастанию. Примечательно также, что если сопоставлять в этом же аспекте не только рекордные достижения, но и более часто демонстрируемые спортивные результаты мужчин и женщин (т.е. в более широкой выборке), то разница между ними оказывается более значительной, чем при сопоставлении рекордов (в табл. 3 в каждой из приведенных легкоатлетических дисциплин сопоставлены средние величины результатов 50 лучших легкоатлетов и легкоатлеток 90-х гг.). Очевидно, когда сопоставляются лишь рекордные достижения, сильнее сказывается их зависимость от индивидуальных особенностей рекордсменов и рекордсменок, при более же широкой выборке отчетливее выявляется общая линия различий (в данном случае половых). В общем можно с достаточным основанием считать, что какая-то разница между мужскими и женскими спортивными достижениями естественна, закономерна и потому всегда будет существовать в силу прежде всего природных функциональных и морфофункцио-нальных особенностей женского и мужского организмов.
Причины повышенных темпов прогресса спортивных достижений женщин на протяжении большей части текущего века, надо думать, коренятся главным образом не в особых свойствах женского организма, а в закономерных различиях динамики спортивных результатов на разных этапах развития спорта и в социально-исторических особенностях динамики мужского и женского спорта. Как хорошо известно, мужской спорт культивируется многие столетия, он давно уже охватил многочисленные мужские контингенты и именно в нем сложилась система селекции и подготовки выдающихся спортсменов. Фактически к началу текущего века мужской спорт находился на совсем иной ступени своего исторического развития, чем женский, когда женщины начали выходить на широкую спортивную арену и осваивать проторенные мужчинами пути к высшим спортивным достижениям. Накопленные на этом пути в мужском спорте методические и другие ценности, несомненно, помогли женщинам ускоренно продвигаться по нему, что кроме других факторов обусловило более высокие, чем у мужчин, темпы прироста женских спортивных результатов на протяжении значительной части века.
В этой связи надо учесть и то, что, как следует из ряда известных исследований [10, 15, 23], степень прироста спортивных достижений на различных стадиях (этапах) их исторической динамики закономерно изменяется, вначале прирост наиболее значителен, затем становится относительно равномерным и потом все убывает по мере бесконечного приближения результатов к некоторому условному "пределу" достижений (графически подобная динамика описывается так называемой логистической кривой). Отсюда понятно и неудивительно, что, поскольку мужской и женский спорт в начале текущего века находился на явно различных этапах своего исторического развития, темпы прироста достижений в них были какое-то время неодинаковыми. Очевидно, на протяжении нескольких десятилетий с начала века динамика женских достижений соответствовала в основном первой стадии, когда темпы их прироста особенно высоки, а динамика мужских достижений находилась уже на второй или даже в некоторых видах спорта на третьей стадии, когда темпы прироста стабилизируются и убывают. Логично также ожидать, что по мере развития женского спорта степень прироста достижений в нем будет убывать и в этом смысле выравниваться с темпами прироста достижений в мужском спорте.
В суждениях о перспективах женских спортивных достижений, как ни странно, не всегда принимают во внимание их естественную зависимость от особенностей строения и функций женского организма. К сожалению, эта зависимость в полной мере и достаточно подробно еще не установлена. В общем, однако, известно, что ряд морфофункциональных свойств организма женщин в большей мере, чем мужчин, лимитирует уровень спортивно-достиженческих возможностей (см., например, обобщенный обзор [6]). Так, хорошо известные отличия размеров тела, его массы и удельного веса различных компонентов состава тела (особенно мышечной и жировой ткани) обусловливают у женщин меньшие, чем у мужчин, возможности проявления в двигательных действиях механичес-кой силы, количества механической работы и ее мощности. У женщин вместе с тем меньше, чем у мужчин, возможная степень прироста показателей силовых способностей под воздействием тренировки, отсюда меньше и прогресс в видах спорта, требующих этих способностей. Меньше и суммарное количество мышечных фосфагенов, и емкость анаэробной гликолитической биоэнергетической системы, что, надо думать, является одним из основных факторов, обусловливающих менее высокие по сравнению с мужчинами результаты в спортивных упражнениях субмаксимальной мощности (бег 40...800 м, плавание 100 м и т.п.). У женщин также меньше, чем у мужчин, ряд показателей функциональных возможностей, определяющих аэробную работоспособность в упражнениях, требующих предельной выносливости (максимальное потребление кислорода, концентрация гемоглобина в крови, ее кислородная емкость, объем циркулирующей крови, легочная вентиляция и др.), что объясняет, кроме прочего, почему разница спортивных достижений женщин и мужчин в стайерских видах спорта достаточно значительна. Морфофункцио-нальные отличия женского организма обусловливают и ряд свойственных женщинам особенностей в построении двигательных действий. Например, соотношение усилий мышц - сгибателей и разгибателей ног при спринтерском беге у женщин иное, чем у мужчин; соответственно, есть различия в том, как идет совершенствование таких двигательных действий в процессе многолетних занятий спортом [14].
Из всех этих фактов не следует, что женский организм менее совершенен, чем мужской. Просто он иной по ряду количественных параметров своего строения и функционирования. Его особенности, что многократно уже описано, несомненно, в филогенезе изначально связаны с важнейшей естественной функцией женщин - воспроизводством человеческих поколений, а в общественно-историческом процессе обусловливались различиями образа жизни и деятельности мужчин и женщин.