Кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры, профессор В.Н. Волков, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
Прошло 30 лет после известной Минской конференции (1972) по методам определения тренированности спортсменов высших разрядов, на которой произошло радикальное переосмысление понятия "тренированность" и методологии ее диагностики. Тренированность стала трактоваться не как медико-биологическое явление [39, 40, 19], а как педагогическая категория - физическая, спортивно-техническая, тактическая, морально-волевая и интеллектуальная готовность спортсмена к достижению предельного для него рубежа [28, 42, 43, 29]. По существу, понятие "тренированность" слилось с понятием "спортивная подготовленность" [49]. Право ее диагностики было отдано тренеру [24, 52, 33], а врачу оставлены традиционные методы контроля здоровья, медицинская помощь при травмах, болезнях, восстановление, реабилитация. Смещение акцентов, уход от биологической сущности понятия "тренированность" не лучшим образом отразились в последующие годы на подготовке спортсменов, да и на самой спортивной медицине. "Тренированность" как основной постулат в научно обоснованном подходе к современной спортивной тренировке в контексте с концепцией предельных и прогрессивных нагрузок должна быть ведущей проблемой в практике спорта. Однако этого не происходит. Отсюда эмпирический подход к регламентации нагрузки и кризис в обосновании сущности спортивной тренировки в свете данных физиологии и биологии [15]. Без учета функциональной готовности, оптимизации нагрузки невозможно творчески вести весь сложный процесс спортивной тренировки.
Несмотря на свою необходимость в спорте спортивная медицина в разделе диагностики тренированности стала невостребованной [8, 15], потеряла свою значимость как помощница спортсмена, тренера в их работе [12, 13, 14]. По-видимому, этим можно объяснить непредвиденные срывы, неудачные выступления, болезни, травмы и недоверие к спортивной медицине.
Спортивная медицина вынуждена была переориентироваться на реабилитацию и восстановление, что, безусловно, свидетельствует о больших издержках спорта. Неслучайно стали создаваться восстановительные и реабилитационные центры [11, 13].
Изнурительные, экстремальные тренировочные нагрузки в режиме подготовки спортсменов - это нонсенс. Так не должно быть. Такой подход к тренировке противоречит природе человека, законам биологии [54].
В интегральном понимании под термином "тренированность" подразумевается состояние организма, которое достигается с помощью любой тренировочной нагрузки, содержание которой может быть разной по своему воздействию и характеру. Отсюда специфичность проявления "тренируемости" свойств организма - способность претерпевать изменения в процессе выполнения мышечной, интеллектуальной, эмоциональной и т.п. нагрузок. Несмотря на разный характер возмущающего фактора генез (физиологические закономерности возникновения и развития) один и тот же. По существу, термин "тренированность" эквивалентен понятию "состояние здоровья", под которым понимается "состояние полного физического, душевного, социального благополучия" [64].
Спортивная тренированность, как, впрочем, и балетная, - результат тренировки, т.е. особое состояние организма, связанное с общим воздействием физической нагрузки на человека.
Важным условием в развитии и формировании состояния тренированности (не только спортивной) является оптимальность воздействия раздражителя. Оптимальная нагрузка, вызывая физиологический стресс, эустресс по Selye [55], стимулирует позитивные морфофункциональные изменения в организме, выводя его на более интенсивный режим работы. Те нагрузки, которые выходят за рамки оптимальных (имеются в виду экстремальные, изнурительные), ведут к дистрессу, к необратимому истощению резервов адаптации - дизадаптации [36, 37, 4, 5]. К жестким предельным нагрузкам нет привыкания, как нет привыкания (адаптации) к болезням. Их можно только перенести без последствий для здоровья, если предшествовавшие нагрузки были оптимальными [13, 14].
Предыдущее поколение специалистов по спорту рассматривало тренированность как атлетизм [38], связанный с определенными двигательными навыками и умениями . Однако и в те годы было отмечено, что уровень квалификации не всегда эквивалентен хорошему состоянию здоровья. То, что кто-то умело выступает в боксерском, конькобежном, лыжном спорте, игровых видах и т.п., совсем не означает, что он является здоровым в соответствии с современными представлениями (критериями) этого состояния [22, 23, 19, 14].
С точки зрения физиологов, состояние тренированности человека - это реакция (ответ возбудимых систем на внешние и внутренние стимулы) функциональных систем, направленная на получение полезного результата [2, 30, 45, 44, 65].
Когда говорят о "тренированности спортивной", то речь идет о способности или свойстве организма совершать определенную мышечную работу относительно долго без развития утомления. В свое время, теперь уже в далекие для нас годы, бывший президент Международной федерации спортивной медицины, бельгиец профессор А. Говертс [17] очень удачно подчеркнул, что "тренированность" представляет собой состояние , которое мобилизует всю систему организма, с тем чтобы позволить ему адаптироваться ко всем физическим действиям" (подчеркнуто мною. - В.В.). Поздние исследования и наблюдения по проблеме тренированности подтвердили данную мысль [53, 16, 14, 19].
Современная диагностика состояния спортивной тренированности все же трудновыполнима. Существуют самые противоречивые мнения относительно оценки качественных и количественных критериев этого специфического состояния организма, а также методов, с помощью которых достигается успех в диагностике [6, 20, 21, 23, 24, 33, 35, 41]. Исторически так сложилось, что традиционным методом при использовании комплекса различных методик функциональной диагностики, исследовании одновременно нескольких систем организма [39, 40, 19, 20, 67, 26] едва ли можно улавливать нюансы колебаний морфофункциональных изменений в организме в связи с его истинным специфическим состоянием в целом. Диапазон разброса оптимальных величин феноменологического характера (структурных, функциональных, биохимических) неимоверно велик при той или иной стадии развития спортивной тренированности, что достаточно растянуто по времени: приблизительно 6 - 8 месяцев у новичков и 1 - 2 - у квалифицированных спортсменов). Объективно можно оценить только ответные реакции на ту или иную нагрузку на фоне определенного состояния здоровья, и то если эта оценка выполняется индивидуально на протяжении достаточно длительного периода времени. Полученные результаты не всегда можно интерпретировать как состояние тренированности, поскольку нет интегральных, наиболее характерных признаков, свидетельствующих о высокой адаптивности организма к напряженной мышечной деятельности, за исключением, конечно, контрольных прикидок, т.е. определения физической работоспособности [6, 35]. Феноменологический подход дает возможность судить только о состоянии здоровья в традиционном понимании - наличие или отсутствие болезни и только. Даже тесты физической работоспособности ИГСТ, Мастера, PWC170 [34, 35] не всегда позволяют уверенно говорить об истинном состоянии готовности организма к экстремальным нагрузкам. При выходе из состояния высокой функциональной готовности (тренированности) нередко величины тестов остаются высокими. Работоспособность даже в начале развития перетренированности не всегда имеет тенденцию к снижению (нарушается только ее стабильность).
Ведущая причина трудности диагностики состояния тренированности заключается в том, что не учитываются субъективные данные. Игнорируются самооценка спортсменом своего состояния, готовности к соревнованиям, его настроение. Самочувствие в медицинской практике, субъективные данные интерпретируются как объективные. Без субъективных симптомов практически невозможно поставить диагноз, ведь именно они свидетельствуют о том, что спортсмен находится в состоянии предельно возможной работоспособности - спортивной форме.
Объективные данные в совокупности с субъективными подкрепляют истинное состояние спортивной тренированности.
Помимо комплексного подхода с применением множества методик функциональной диагностики тренированности применяется еще так называемый оценочный метод "критериев" [38], при котором исследуется только одна функциональная система. Как правило, используется четыре критерия: сердечно-сосудистая выносливость (способность сердца и легких перекачивать кровь и насыщать кислородом все тело); мышечная тренированность (сила и выносливость мышц); гибкость (способность суставов осуществлять движения в большом диапазоне без болевых ощущений); состав тела (какую часть тела составляет жир). Тестируя эти проявления и состояния, можно измерить "персональное здоровье", которое впрямую связано с режимом (характером) тренировок, что получило название "тренированность здоровья" [38]. Конечно, и при таком подходе не так доступна диагностика спортивной тренированности. Тем не менее метод получил распространение. Мы, например, применяем иммунологический метод, определяя состояние иммунологической резистентности при разных состояниях организма спортсмена [14].
Спортивной тренировкой как процессом физического совершенствования управляет тренерское звено с помощью педагогических методов [50, 51, 58, 59, 60, 9, 27, 29, 46, 47, 48]. Диагностика состояния тренированности осуществляется спортивными медиками , врачами-функционалистами. Диагностика и управление состоянием тренированности - прерогатива врача. Осуществляются они медицинскими приемами: определением физиолого-биологических закономерностей фенотипической адаптации, процесса истощения (состояния утомления) и восстановления; кумуляции энергетических источников. Используют для этих целей, как правило, системный подход, анамнез, антропометрию, соматоскопию, весь комплекс инструментальных методов функциональной диагностики по системам.