Смекни!
smekni.com

Влияние тренировочных нагрузок анаэробной и аэробной направленности на уровень физической работоспособности (стр. 2 из 3)

У борцов уровень МПК был наиболее высоким в период минимальных и максимальных значений суточной освещенности (1-й и 5-й периоды соответственно). Необходимо отметить, что в обоих случаях обследование спортсменов осуществлялось спустя 18-36 ч после их участия в соревнованиях. Следовательно, именно соревновательный характер физических нагрузок вне зависимости от уровня суточной освещенности в период их выполнения приводил к значительному повышению уровня аэробной работоспособности борцов, достигая при этом значений показателя, аналогичного таковому у лыжников. Наиболее высокий уровень значений МПК у лыжников также наблюдался в соревновательном периоде и полностью охватывал период прогрессивного и начало периода стабильного увеличения длительности дня (2-й и 3-й периоды соответственно). Можно полагать, что соревновательная деятельность вне зависимости от вида и способа состязаний, а также периода годичнго цикла сопровождается повышением уровня МПК у спортсменов.

Во время стабильного увеличения длительности светлой части суток (3-й период) разница среднего уровня МПК у борцов и лыжников была такой же величины, что и во время стабильного уменьшения продолжительности дня (7-й период). Кроме того, средний уровень МПК у борцов во время исследований проводившихся в период с апреля по октябрь, коррелировал (r = 0,624; p< 0,01) со средними значениями уровня МПК у лыжников в сопоставимые сроки исследования (интервал между обследованиями - не более 10 суток). Корреляционная связь между уровнем МПК у лыжников и борцов не проявлялась при сопоставлении данных, полученных в период с ноября по апрель, или при анализе данных за весь годовой цикл. Неслучайный характер этой корреляционной связи обусловлен тем, что корреляционному анализу были подвергнуты данные, полученные на протяжении нескольких макроциклов. При этом, несмотря на то что система воздействий на организм, в частности система спортивной подготовки, как у борцов, так и у лыжников ежегодно претерпевала определенные изменения, корреляционная связь между средними значениями уровня МПК у борцов и лыжников в период с апреля по октябрь была статистически значимой. По нашему мнению, эта корреляция служит проявлением действия общего для обследованных групп фактора или системы условий, значимо влияющих на уровень МПК спортсменов в период с апреля по октябрь.

Обобщая вышеизложенное, можно предположить, что в условиях отсутствия напряженных соревновательных нагрузок эффективность методик тренировки относительно их воздействия на уровень МПК спортсменов в значительной мере находится под модулирующим влиянием сезонной динамики солнечного освещения. При этом соревновательная деятельность вне зависимости от вида и способа состязаний, а также периода годичного цикла сопровождается повышением уровня МПК у спортсменов. Наблюдаемые на протяжении годичного цикла колебания различий уровня МПК у спортсменов сравниваемых специализаций в основном обусловлены изменением напряженности тренировочного процесса лыжников.

В своем исследовании мы не ограничились рассмотрением динамики показателей аэробной работоспособности спортсменов и взаимосвязи ее с параметрами тренировочных нагрузок. На следующем его этапе мы попытались определить характер взаимосвязи между уровнем аэробной работоспособности, параметрами тренировочных нагрузок и уровнем адаптационных возможносте организма, одним из общепринятых и доступных критериев которых являются показатели лейкограммы. [4, 8].

Статистически значимых изменений уровня лейкоцитов крови (Лц) у лыжников в течение годичного цикла не наблюдалось. В отличие от лыжников у борцов отмечено колебание среднего уровня Лц: достоверное повышение содержания Лц отмечалось в период с ноября по февраль по сравнению с наблюдениями в период с марта по октябрь. Более выраженные флуктуации состояния спортсменов наб людались по изменению содержания отдельных субпопуляций Лц.

Изменение уровня циркулирующих нейтрофилов (Нф) у лыжников было ординарным: снижение в весенне-летний период и достоверное повышение в осенне-зимний. У борцов динамика количества Нф была несколько иной. Во-первых, у борцов снижение количества Нф отмечалось на период раньше, чем у лыжников. Во-вторых, изменение количества Нф у борцов в течение года было двухступенчатым. Сначала снижение уровня Нф в период прогрессивного увеличения длительности дня (2-й период), а затем дальнейшее снижение в период регрессивного увеличения длительности светлой части суток (4-й период). Количество Нф у борцов в течение года повышалось также в два этапа. К сожалению, отсутствие результатов наблюдений за июль и август не позволяет однозначно определить начало повышения: период прогрессивного или период стабильного уменьшения длительности дня (6-й или 7-й соответственно). Вместе с тем повторное повышение уровня Нф у борцов наблюдалось в период регрессивного уменьшения длительности дня (8-й период).

Как известно [8], в норме состав Лц периферической крови тесно связан с изменением активности нейроэндокринной системы. Изменение содержания в крови кортизола и катехоламинов оказывает выраженное влияние на уровень циркулирующих Нф. Регуляция секреции гормонов надпочечников возможна со стороны как центральной нервной системы (через гипоталамус и гипофиз), так и симпатического отдела вегетативной нервной системы. При этом активность симпатoадреналовой системы повышается в зимний период, сочетаясь с активацией щитовидной железы [1], составляя основу адаптации к холоду [18]. Вероятно, повышение уровня Нф у спортсменов в осенне-зимний период - одно из проявлений холодовой адаптации организма. В этом случае менее выраженные колебания количества Нф у лыжников отражают более совершенное функционирование механизмов холодовой адаптации.

В отличие от динамики содержания полиморфноядерных лейкоцитов изменения уровня моноцитов (Мн) у борцов и лыжников не имели существенных различий ни по среднему уровню, ни по фазе. У спортсменов сравниваемых специализаций снижение содержания и количества Мн наблюдалось в период стабильного увеличения длительности дня (3-й период) и повышалось в период стабильного уменьшения светлой части суток (7-й период). Учитывая различия в структуре, содержании и условиях тренировочного процесса борцов и лыжников, можно полагать, что отмеченные изменения количества циркулирующих Мн у спортсменов были обусловлены сезонной динамикой условий среды.

Однонаправленный характер изменений основных субпопуляций Лц у борцов и лыжников в 7-м периоде по сравнению с 5-м также позволяет отнести их полностью на счет сезонных изменений условий среды. При этом более значительное (p< 0,001) снижение количества лимфоцитов (Лф) у борцов по сравнению с лыжниками, как и в случае с динамикой количества Нф в осенне-зимний сезон, вероятно, служит проявлением лучшей адаптации организма последних к периодическим холодовым нагрузкам этого периода.

В отличие от динамики Нф и Мн изменения уровня Лф в течение годового цикла у борцов и лыжников были реципрокными, что, скорее всего, обусловлено различием механизмов нейроэндокринной регуляции деятельности органов и систем в режиме анаэробных и аэробных нагрузок, накладывающихся на сезонную динамику гормонального статуса спортсменов. Как известно [18], аэробные нагрузки большой и умеренной мощности сопровождаются повышением содержания в крови уровня катехоламинов, в то время как максимальные нагрузки анаэробного характера помимо усиленного "выброса" катехоламинов сопровождаются повышением содержания в крови глюкокортикоидов.

У борцов снижение количества Лф относительно среднего уровня отмечалось в период стабильного увеличения и уменьшения продолжительности дня (3-й и 7-й соответственно). Несмотря на внешнее сходство эти изменения имели определенные отличия, позволяющие предположить участие разных механизмов в снижении уровня Лф у борцов в весенний и осенний периоды. В первом случае снижение количества Лф сопровождалось уменьшением уровня Мн, что в сокупности обусловило статистически значимое снижение количества Лц в крови. По-видимому, это связано с повышением гипоталамо -гипофизарно-адреналовой активности под влиянием увеличивающейся продолжительности дня [5, 6]. В этом случае тренировочные воздействия, связанные с активацией коры надпочечников, накладывались на сезонное повышение активности этих эндокринных желез. В результате повышенный уровень глюкокортикоидов обусловил значительное снижение количества Лф у борцов в весенний период. Во втором случае снижение количества Лф сопровождалось повышением уровня Нф и Мн. Вероятно, это связано с ранним этапом повышения секреции катехоламинов совместно с усилением активности щитовидной железы под влиянием снижения температуры среды в этом периоде [7].

У лыжников в отличие от борцов динамика уровня Лф характеризовалась повышением количества этих клеток в период максимальной длительности дня (5-й период) и в период регрессивного снижения продолжительности светлой части суток (8-й период). Повышение количества Лф у лыжников в период максимальной продолжительности дня и в условиях относительно низкого уровня тренировочных нагрузок хорошо согласуется с сезонным снижением уровня этих клеток в соответствии с годовым минимумом секреции глюкокортикоидов [7]. Увеличение количества Лф в период с низкими значениями продолжительности дня (8-й период), видимо, связано с соответствующим увеличением продолжительности ночной секреции мелатонина [10], что посредством снижения стимулируемой секреции катехоламинов и гормонов щитовидной железы могло сопровождаться повышением уровня Лф у лыжников и борцов.

В целом представленные данные не противоречат выявленным ранее другими исследователями особенностям сезонной динамики содержания основных субпопуляций Лц у различных слоев населения [5, 7, 17]. В частности, результаты дисперсионного анализа лейкограмм борцов и лыжников свидетельствовали о статистически значимом увеличении содержания и количества Нф и Мн в осенне-зимний период и их снижении в весенне-летний период. Содержание Лф у спортсменов обеих специализаций было максимальным в период наибольшей продолжительности дня. При этом на фоне сезонных колебаний состояния организма характер двигательной активности и условия среды оказывали определенное влияние на уровень и особенности динамики показателей лейкограмм спортсменов. Можно полагать, что отмеченные изменения уровня МПК и количественного состава субпопуляций Лц являются интегральным отражением динамики адаптационных возможностей борцов и лыжников под влиянием тренировочных нагрузок, эффект которых модулируется действием на организм сезонных изменений условий среды.