Смекни!
smekni.com

Плавание в xxi веке: прогнозы и перспективы (стр. 2 из 4)

За прошедшее столетие развития плавания тренерами и исследователями в области спорта были изучены и испытаны на практике самые разнообразные варианты сочетаний основных параметров нагрузки: вида упражнений, их интенсивности и продолжительности, величины пауз отдыха и числа повторений упражнений. Новый период ускорения роста спортивных достижений в плавании вряд ли будет связан лишь с изысканиями новых комбинаций параметров нагрузки. Скорее всего новый скачок "методической мысли" в спортивном плавании будет направлен на поиски необычных сочетаний основных видов физических нагрузок с эргогеническими средствами, способными возбудить в организме спортсменов адаптационные перестройки, сопровождаемые ростом работоспособности [13, 15, 28].

Длина тела пловцов постепенно увеличивалась и в настоящее время у сильнейших спринтеров-мужчин достигла примерно 200 см, хотя темпы роста этого показателя с 1990-х г. заметно снижаются. В динамике веса тела, напротив, до последнего времени продолжался явно выраженный экспоненциальный прирост. К настоящему времени масса тела сильнейших пловцов составляет примерно 85-90 кг. Весо-ростовой индекс начал вновь увеличиваться, что интерпретируется как повышение "атлетичности" телосложения. Очевидно, что в последние годы сильнейшие пловцы смогли существенно увеличить свой силовой потенциал, что обусловлено введением а программу международных соревнований дистанции 50 м. Начиная с 1980 г. рост показателей ЖЕЛ несколько замедлился и к настоящему времени у ведущих пловцов мира она составляет 7,2-7,5 л.

Возраст демонстрации наивысших достижений

При оценке перспективности спортсмена важно учитывать возрастной диапазон этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей. Ориентиром для его построения служит динамика среднего возраста финалистов Олимпийских игр либо десятка сильнейших пловцов мира. До середины 80-х гг. этот возраст составлял 17-18 лет для женщин и 19-20 лет для мужчин (рис. 4). На рубеже 80-х и 90-х гг. сформировалась тенденция к постепенному увеличению возраста спортсменов. Так, в 1994 г. средний возраст 10 сильнейших пловцов мира составлял 22,2±2,6 лет для мужчин и 19,4±2,9 лет для женщин, а в 2000 г., соответственно, 23,0±3,1 и 21,8±4,3 года. Обращает на себя внимание не только рост средних значений, но и увеличение среднеквадратического отклонения. Это свидетельствует о нарастании диапазона возрастных различий внутри десятки лучших спортсменов: так, в 2000 г. при минимальном возрасте 15 лет у мужчин и женщин максимальный составил, соответственно, 31 и 33 года. На отдельных дистанциях сохранилась тенденция, существовавшая и в 70-ег г.: самыми старшими были кролисты-спринтеры, выступающие на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем, а также на дистанции 200 м комплексным плаванием, самыми молодыми - пловцы-стайеры, специализирующиеся на дистанциях 800 и 1500 м вольным стилем.

Аналогичные тенденции прослеживаются и в динамике среднего возраста финалистов Олимпиад [24]. Это обусловлено в первую очередь социальными факторами, а именно профессионализацией и коммерциализацией спорта. Кроме того, темп роста рекордов в последние два десятилетия заметно снизился по сравнению с 60-70-ми гг. прошлого века.

Некоторые особенности построения годичного цикла тренировки сильнейших пловцов

В научно-методической литературе можно встретить мнение, что традиционные двух- и трехцикловые схемы годичного планирования тренировки безнадежно устарели, поскольку современный спортивный календарь якобы требует демонстрации высоких результатов на протяжении всего соревновательного сезона [11]. Действительно, в последние годы количество соревнований в спортивном календаре возросло за счет коммерческих стартов и этапов Кубка мира. Само по себе участие в большом числе соревнований нисколько не противоречит классическим схемам годичного планирования. Уже с середины 70-х гг. участие в большом количестве стартов (от 70 до 140) считалось составной частью подготовки высококвалифицированных пловцов [8, 23]. В последнее десятилетие сформировались две стратегии, различающиеся в отношении нацеленности подготовки на различные соревнования. Успех в серии соревнований на Кубок мира и в коммерческих стартах требует поддержания высокой спортивной формы на протяжении длительного времени, и здесь двухцикловое планирование будет малоэффективным. В то же время установка на максимальный результат на одном, главном, соревновании сезона - на Олимпиаде либо чемпионате мира - приводит к тому, что остальные соревнования рассматриваются как второстепенные, в которых спортсмен участвует без специальной подготовки и демонстрирует результаты, далекие от рекордных. Так, динамика результатов Я. Торпа на дистанции 200 м (лучший результат для каждого месяца в 50-метровом бассейне, зарегистрированный в списках сильнейших спортсменов [40]) характерна для двухцикловой схемы годичной тренировки. В январе его результат составил 1.50,11 с, что на 6 % хуже его лучшего результата. После улучшения результата в марте (1.44,69 с) последовало временное ухудшение спортивной формы в апреле (1.48,73 с, на 4,3 % хуже рекорда). В конце июля на Чемпионате мира был установлен новый мировой рекорд -1.44,06 с. Даже ведущим спортсменам крайне редко удается совместить удачное выступление в серии многоэтапных соревнований и в главном соревновании, и они должны выбирать одно из двух. Например, почти все чемпионы мира 2001 г., не побеждали на этапах Кубка мира в сезоне 2000/2001 г. И, наоборот, спортсмены - победители кубковых соревнований (например, М. Моравкова из Словакии первенствовала в общей сложности в 27 заплывах) - на чемпионате мира выступили неудачно и остались без медалей. Отнюдь не случайно многие национальные спортивные организации, ставящие целью успешное выступление на Олимпийских играх и чемпионатах мира, компенсируют спортсмену либо полный отказ от участия в ряде коммерческих стартов, либо участие в них без нарушения целенаправленной подготовки к основному соревнованию.

Стратегия подготовки национальных сборных команд

Успех национальной команды на международной арене может быть обеспечен двумя путями. Американский путь - это подготовка большого количества высококвалифицированных спортсменов и формирование национальной сборной из сильнейших пловцов на отборочных соревнованиях. С 60-х гг. в США действует стройная и стабильная система многоступенчатых соревнований в возрастных группах, постепенно приводящая большое количество спортсменов к результатам международного уровня. Такая система опирается на сложившиеся традиции, огромное количество бассейнов и спортивных клубов, развитый студенческий спорт и не в последнюю очередь - на климатические условия и экстраординарные финансовые возможности.

Второй путь - стратегия, разработанная в социалистических странах (СССР и ГДР), где научно обоснованная система отбора и подготовки спортсменов, государственная поддержка научных изысканий привели к тому, что спортсмены этих стран в 1976 г. приблизились по уровню результатов к признанным на протяжении многих десятилетий лидерам - пловцам США

Как показала практика, этот опыт был успешно использован другими странами. Концентрация усилий на подготовке сильнейших спортсменов страны приводит к иным соотношениям мест в списках 150, 10 сильнейших и завоеванных медалей. Так, у мужской команды Австралии число мест в списках 150 варьируется от 5 до 8 %, тогда как в списках 10 - от 8 до 21 %. При этом спортсмены Австралии на последних чемпионатах мира и Олимпийских играх завоевывают по 16-20% от общего числа медалей, а по числу золотых медалей на Чемпионате мира в 2001 г. впервые с 1956 г. обошли команду США. Аналогичная картина довольно высокое представительство национальной команды в списке 10 при относительно невысоком числе мест в списках 150 спортсменов характерно для женских команды Китая и Германии, мужской и женской команд Нидерландов. Пловцы из Нидерландов составляют от 0,5 до 2,2 % в списках 150 сильнейших в течение последнего десятилетия. Их доля в списке 10 до 1995 г. составляла менее 1 %, а в последние годы возросла до 4 %. При этом в 2000--2001 гг. спортсмены этой страны завоевали 5-8% от всех медалей, из них 8-15 % - золотые. Эти данные на первый взгляд подтверждают мнение [1], что успехов на международной спортивной арене можно добиться с меньшим количеством высококвалифицированных спортсменов. Но нельзя сбрасывать со счетов то, что во всех этих странах результаты участия сборных команд в Олимпийских играх рассматриваются как важнейшее событие общенационального значения. Подготовке к Играм предшествует разработка широкомасштабных программ, в которых значительное место отводится патронажу и помощи государственных органов [10, 34].

Как известно, пловцы Австралии потерпели серьезное поражение на Олимпиаде в Монреале в 1976 г., где им досталась лишь одна бронзовая медаль. Из этой неудачи руководство австралийского спорта сделало серьезные выводы и приняло специальную правительственную программу. Возможно, этому "помогло" провальное выступление всех австралийских спортсменов на этой Олимпиаде, где ими были завоеваны 1 серебряная и 4 бронзовые медали. На основании опыта социалистических стран был создан австралийский институт спорта, на 60 % финансирующийся из федерального бюджета. В настоящее время это современный центр, общая стоимость сооружений которого превышает 100 млн долларов, одновременно выполняющий следующие функции [21, 36, 37]: