Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова Доктор педагогических наук, профессор О.И. Попов Аспирант Л.И. Партыка Российская государственная академия физической культуры, Москва
Развитие спорта и рост рекордов определены такими социально-экономическими факторами, как уровень жизни населения, поддержка со стороны государства, наличие спортивных баз и инвентаря, организация детско-юношеского спорта, изменения системы международных и национальных соревнований, материально-техническое и медицинское обеспечение спорта.
Не в меньшей мере рост рекордов зависит от развития методической мысли и внедрения в тренировочный процесс новаций в технологии подготовки. Система спортивной подготовки в плавании непрерывно изменялась и совершенствовалась в течение более чем столетнего периода. Изучение истории развития рекордов предоставляет возможность проследить за хронологической сменой методических установок в данном виде спорта и различиями в уровне подготовленности элитных пловцов разных лет. Параллельное применение историографического и эргометрического анализов дает ценную информацию о зарождении и распространении новой перспективной методики тренировки и об общих закономерностях адаптации биоэнергетических систем организма сильнейших спортсменов к воздействию данной методики.
Эволюция технологии тренировки в спортивном плавании
Одним из наиболее эффективных методов количественного анализа мировых рекордов в плавании и других циклических видах спорта является построение эргометрических зависимостей "скорость-время" [12, 17, 32] по данным мировых рекордов на дистанциях различной длины. Общая картина изменения данной зависимости в плавании вольным стилем у мужчин с 1910 по 2000 г. представлена на рис. 1. Поскольку зависимость "скорость -время" криволинейна и описывается степенной функцией, то для графического отображения применяют логарифмический масштаб.
Динамика рекордов на дистанциях различной длины происходила неравномерно. Это предопределило соответствующее изменение высоты расположения (коэффициент V0) и угла наклона (коэффициент q) зависимости в разные десятилетия. Значение коэффициента V0 связано с уровнем анаэробной мощности (чем он больше, тем выше мощность), a q обычно интерпретируется как показатель относительной выносливости (чем он меньше, тем лучше способность удерживать скорость с увеличением длины дистанции, т.е. лучше выносливость).
С начала века и до середины 1920-х годов пловцы тренировались 2-3 раза в неделю 4-6 месяцев в году. Основным методом тренировки было проплывание длинных дистанций - от 400 до 3000 м равномерно в среднем темпе [20, 39]. Прирост результатов в происходил, главным образом за счет коренных изменений в технике плавания, которая быстро прогрессировала в эти годы. Новации в технике вначале внедрялись на более коротких дистанциях, поэтому результаты на них росли быстрее, что иллюстрирует увеличение наклона зависимости "скорость-время".
В эти годы получила распространение методика тренировки, направленная на развитие выносливости: увеличение объема и интенсивности плавания; появление элементов интервальной тренировки, переменного и повторного плавания. В 1932 г. на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе командную победу одержали японцы. Они, опираясь на поддержку государства, значительно увеличили нагрузки пловцов в юном возрасте и разработали специальные упражнения на суше. Изменение акцентов в методике тренировки привело к увеличению относительной выносливости (уменьшению q).
Телосложение сильнейших пловцов в период с середины 1920-х до 1940 г. изменилось мало (рис. 2). Такой пловец, как Д. Вайсмюллер (длина тела 187 см), был редким исключением и считался "гигантом". С конца 1940-х гг. началось ускорение приростов величины веса тела, однако изменения значений длины тела были более динамичными и весо-ростовой индекс начал уменьшаться. Величина ЖЕЛ быстро увеличивалась с середины 1920-х гг. (4,5 л) по 1940 г. (5,3 л). Далее наблюдалось некоторое замедление ее роста.
С середины 50-х годов в спортивном плавании начинается эпоха интервальной тренировки. В плавании ее начали внедрять австралийские тренеры в содружестве с научными работниками. В истории развития спортивного плавания это первый пример целенаправленного и плодотворного сотрудничества тренеров национальной сборной команды с физиологами и медиками. Было теоретически обосновано и успешно применено раннее начало многолетней тренировки спортсменов и разработана система подготовки пловцов в возрастных группах. Круглогодичная тренировка с четким делением на периоды стала непременным атрибутом подготовки сильнейших пловцов. Нелишне отметить, что многочисленные медико-биологические исследования проводились в рамках государственной программы, ставящей целью успешное выступление австралийцев на Олимпиаде в Мельбурне в 1956 г. И эта цель была достигнута: из 13 разыгрываемых на Олимпиаде золотых медалей австралийцы завоевали 8.
Именно в эти годы начался быстрый рост объемов плавательной подготовки: с 500-600 км в год в 1953--1954 гг. до 2400-2700 км в год к середине 1975 г., а также нагрузки на суше (рис. 3). В первую очередь возрастало количество малоинтенсивного плавания (ниже уровня ПАНО). Как показал эргометрический анализ динамики мировых рекордов, такие тренировки в большей степени совершенствовали аэробные возможности: аэробную емкость и экономичность и в меньшей степени - анаэробную мощность. Иными словами, можно сказать, что развитие выносливости, также как и на предыдущем этапе, опережало рост скоростных возможностей.
В области силовой подготовки на рубеже 60-х и 70-х гг. произошла настоящая методическая революция. Стало очевидным, что пловцу нужна специфическая силовая подготовка на суше. Уже общая физическая подготовка в возрастных группах должна строиться с прицелом на занятия плаванием (а не тяжелой атлетикой), а для квалифицированных спортсменов должна базироваться на комплексах специализированных тренажеров. В середине 50-х гг. появляются первые тренажеры для плавания, основанные на растягивании резиновых шнуров, а к 1970 г. создается серия тренажеров рычажного типа "Мини-Джи", "Хюттеля--Мертенса", специально сконструированных для пловцов. Динамические и кинематические параметры гребковых движений, выполняемых с использованием этих тренажеров, были значительно ближе к аналогичным параметрам при плавании. В этот период также появляются тренажеры "Наутилус" и "Универсал" для одновременного развития силовых качеств и подвижности в суставах [19, 20, 25, 26].
С 1955 г. наблюдается практически непрерывный рост значений длины тела сильнейших пловцов мира примерно со 174 до 188 см, веса тела также увеличился с 72 до 80 кг. Темпы прироста этих показателей по-прежнему различны, продолжается неуклонное снижение величины весо-ростового индекса. Это говорит о том, что в 70-х и 80-х гг. пловцы стали более сухощавыми и стройными, с легким костяком. Морфотип пловца все более соответствует специфическим требованиям спортивного плавания: длинные, умеренно развитые мышцы пояса верхних конечностей и туловища с "легкими" ногами. Показатели ЖЕЛ в этот период составляли 5,3-5,4 л и практически не изменялись, но с 1970 г. снова началось резкое увеличение величины ЖЕЛ. Жесткие требования, предъявляемые условиями соревновательной борьбы, постепенно сформировали особый морфотип элитного пловца, специфический для различных соревновательных дисциплин [2-4].
Современный этап в развитии спортивного плавания
В конце 70-х гг. тренировочные нагрузки быстро достигли максимальных величин (peкopдные значения у отдельных пловцов составили 3800-4000 м в год) [24]. Попытки достичь этих величин, а тем более превзойти их приводили лишь к ухудшению уровня результатов. Прекращение роста общего объема нагрузок в плавании, а также борьба с применением допингов привели к резкому замедлению темпов роста рекордов, а на некоторых дистанциях - и к временной стабилизации достижений.
Поскольку резервы роста нагрузок за счет объема к началу 80-х г. были исчерпаны, стала возрастать интенсивность нагрузок. При этом общие объемы плавания даже несколько снизились. Широко использовалось плавание с жесткими интервалами и высокой скоростью, увеличился объем работы, направленной на совершенствование анаэробной емкости и эффективности [5, 6].
Объем нагрузок на суше стабилизировался к середине 80-х гг. и в настоящее время составляет примерно 300--350 ч в год. Большое распространение получили специфические диагностирующие тренажеры типа "Биокинетик", позволяющие задействовать основные мышцы, участвующие в гребке и регистрировать усилия пловцов. Широко применяются специальные средства и приспособления для реализации переноса силы с суши в гребковые движения на воде: тормоза, лопатки, резиновый шнур, растягиваемый пловцом, протягивающее устройство, сконструированное по принципу "облегчающего лидирования" и др.
Такое изменение в структуре нагрузок отразилось на динамике коэффициентов эргометрической зависимости "скорость-время": с конца 80-х гг. началось увеличение анаэробной мощности (коэффициента V0) при некотором ухудшении относительной выносливости (увеличение коэффициента q). Это же подтверждается и при анализе индивидуальных результатов сильнейших пловцов - Я. Торпа и Г. Хакета. За прошлый год они не только заметно улучшили результаты на длинных и средних дистанциях, где они являются бесспорными лидерами, но и заняли более высокие места в списках сильнейших на коротких дистанциях. Так, Я. Торп показал 4-й результат на дистанции 100 м - 48,81, а Г. Хакет - 3-й на 200 м - 1.46,11.
Важным компонентом тренировочного процесса стали внетренировочные факторы. К числу медико-биологических средств, стимулирующих рост работоспособности, относят фармакологические препараты, пищевые добавки-нутриенты, используемые в целях эргогенической диететики, применяются естественная (в условиях среднегорья) и искусственная гипоксическая тренировка [13, 14, 24, 31]. Для коррекции хода восстановительных процессов применяют различные виды массажа, суховоздушные и паровые бани, электро- и гидропроцедуры. Если в 70-х и 80-х гг. многие эти средства применяли как отдельные дополнения к тренировочному процессу, то в конце 90-х гг. для высококвалифицированных спортсменов большинство эргогенических средств стали включать в единый комплексный план подготовки.