1983 год. В учебном пособии "Введение в теорию физической культуры" понятие "физическое совершенство" предельно конкретизируется, предложены его критерии: нормы и требования комплекса ГТО в сочетании с нормативами ЕВСК.
Таким образом, предлагалась следующая концепция:
физическое совершенство формируется как состояние человека, соответствующее" требованиям сфер его жизнедеятельности", а нормы комплекса ГТО определяют его количественные характеристики. (Нормы комплекса ГТО разработаны на основе данных о среднестатистической норме физического развития населения Е.Я. Бондаревский, 1983), они в большей мере ориентируют на соответствие жизненному уровню, чем на активные занятия физической культурой, призывают стремиться к среднестатистическому существованию, что вполне отвечало партийной установке на всеобщую усредненность.)
Если следовать этой концепции, то окажется, что физическое совершенство рантье, сфера жизнедеятельности которого требует регулярно получать доходы с капитала, будет измеряться толщиной жировой прослойки, а физическое совершенство пенсионера, который тоже заботится только о получении мизерной пенсии, - рельефностью скелета. Во всех случаях четко просматривается призыв - не стремиться к постоянному прогрессу, а примиряться с наличным status quo.
Противоречие между изначальным смыслом понятия "совершенство" и его толкованием применительно к потребностям теории физической культуры в условиях развивающегося социализма привело к тому, что с началом периода перестройки и после распада СССР вообще отпала необходимость в теоретической разработке понятия "физическое совершенство" и его практическом применении: в учебнике "Теория и методика физической культуры" (Л.П. Матвеев, 1991) оно не раскрыто, в "Толковом словаре спортивных терминов" (1993) его вообще нет. Канула в лету программа КПСС, новых программ, т.е. социальных заказов, пока нет, а потребности развивающейся науки - теории физической культуры - не являются для разработчиков официальных концепций достаточным стимулом для деятельности.
При смене теоретической основы физической культуры, замене парадигмы коммунистической ориентации парадигмой гуманистической ориентации, наиболее полно выраженной в философии трех мировых религий - иудаизме, христианстве, мусульманстве, меняется принципиальная основа физической культуры - появляется принцип направленности на удовлетворение личных потребностей в физическом совершенствовании, которые можно понимать как потребность в здоровье, силе, ловкости и красоте в их единстве, выражающем высокую нравственность устремлений, деятельности и поступков. Этот принцип предполагает существование индивидуального образа физического совершенства, который возникает как предмет удовлетворения личной потребности в физическом совершенствовании, как мотив физкультурной деятельности личности. Индивидуальность образа физического совершенства определяет различия в его воплощении в конкретной деятельности - у инвалида, у просто здорового человека, у хорошо подготовленного спортсмена.
Индивидуальные образы физического совершенства при всем их различии должны иметь нечто общее, инвариантные признаки, позволяющие включить их в понятие "идеал". О самом высоком идеале говорит Библия. В книге Бытия (1, 26) читаем: "И сказал Бог: создадим человека по образу нашему, по подобию нашему". Богоподобие - высший идеал людей на • протяжении тысячелетий. Однако как понимать это положение - "по образу, по подобию"? В книге Исход (20, 4-5) сформулирована 2-я заповедь, данная Моисею: "Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не подчиняйся им, ибо я Господь, Бог твой". Бог отделяет себя от любого изображения, от фиксирования в образе, в пространстве, во времени. "Образ", о котором говорится в книге Бытия, - понятие, которое не может быть представлено тремя измерениями традиционной физики, образами обыденного сознания. Эта несоразмерность подтверждается уточнением: "по подобию нашему". Подобие - не идентичность, но соразмерность, сопоставимость. Признаки подобия суть:
всесильность, всеведение, бессмертие, т.е. отсутствие границ проявления силы, знания, существования. Отсутствие границ может иметь место только тогда, когда речь идет о развитии. Богоподобие человека - всесилие, всезнание, бессмертие - следует понимать именно как развитие; соответствие идеалу должно содержать его главный признак-развитие, совершенствование. Физическое совершенство, таким образом, представляет собой не фиксированный перечень признаков (например, по представлениям Л.П. Матвеева, нормы ГТО), не фиксированный образ, например, Геракла или Ильи Муромца, а восхождение на следующую ступень развития. Признак физического совершенства-прогресс физического развития, свидетельствующий о всесильности, всеведении, вечности. Правда, для этого следует абстрагироваться от длительности, величины и объема, т.е. фиксированных признаков состояния. Такое абстрагирование, согласно философии религии, не только позволительно, но и обязательно: оно также является атрибутом Бога: "Как день мимолетный Ему тысяча лет" ("Песня единства Моисея'). В контексте бесконечности Бога правомерно и обратное утверждение: "и дольше века длится день". Такое восприятие непрерывно текущего времени позволяет человеку быть постоянно активным, постоянно прогрессирующим, не думать о краткости жизни и тщетности усилий.
Накопленный опыт работы по физическому воспитанию подтверждает действенность развивающегося образа физического совершенства. Общеизвестны данные о низкой эффективности физического воспитания в школах бывшего СССР и нынешней России. Менее известен накопленный нами опыт работы в общеобразовательных школах (данные о результатах опубликованы в 1958, 1961, 1964, 1965, 1976, 1977 гг.), когда за основу построения программы был принят критерий прогрессирования, а не ориентации на фиксированные нормативы официальной программы. Такая работа позволила каждому ученику осознать реальность собственного прогрессирования, что и явилось стимулом для включения в активные занятия физической культурой, а в дальнейшем - мотивом устойчивого включения в физкультурную деятельность. Результаты выпускников намного превышали требования официальных программ по физической культуре, почти все учащиеся заканчивали школу, имея подготовленность ча уровне III (в отдельных случая и выше) спортивного разряда по одному или нескольким видам спорта.