Смекни!
smekni.com

Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (стр. 2 из 5)

Первый тип сенситивности, таким образом, определяет многолетнюю стратегию, а второй - текущую и оперативную тактику педагогических воздействий как в процессе конкретного тренировочного занятия или их структурных объединений, которые при таком содержательном контексте можно назвать пулами, блоками или разного рода циклами в зависимости от вкусов, степени верности традиции или личных привязанностей и предпочтений, так и собственного видения их сущности.

Если принять во внимание, что указанные типы сенситивности, по-видимому, отражают природно детерминированные "правила" стимулируемого развития элементов и структур физического потенциала человека, актуализируемые при культурном освоении его возможностей для совершенствования в спорте или в процессе физического воспитания, то вряд ли есть смысл противопоставлять им какие-то иные, внешне даже очень привлекательные логические или диалектические конструкции, демонстрирующие "всесилие человека" в его борьбе за "преобразование" природы, в какой бы ипостаси они (борьба и природа) ни выступали.

Между тем, что касается спортивной подготовки, то ее нынешняя организация мало согласуется с закономерностями развития физического потенциала человека, выявленными в процессе его исследования с позиций эволюционного подхода [2, 3, 7, 44]. В частности, существующие методы организации и определения содержания спортивной тренировки не учитывают данных о многообразных и разноуровневых фенотипических сенситивностях восприятия тренирующих и обучающих воздействий со стороны различных морфофункциональных, нейрогуморальных и психологических систем спортсмена. Примем во внимание, что данные воздействия происходят в условиях развивающихся в его организме глубокоэшелонированных, а зачастую и несовместимых процессов адаптации к физическим и психологическим нагрузкам разного характера, объема и интенсивности. В связи с этим возникают новые неопределенности при оценке их воздействий на оперативное, текущее и будущее состояние тренируемого спортсмена [3, 19, 21, 43, 48].

Действительно, трудно вообразить себе совпадение рукотворных планов, определяющих содержание, объемы и интенсивности этих воздействий, пусть даже самых гениальных по качеству предвидения динамики состояний атлета, с достаточно стохастичным ритмом формирования фенотипических сенситивностей восприятия этих воздействий.

Необходимость преодоления этого противоречия обусловливает принципиальную важность создания системы непрерывного контроля за состоянием развивающихся и развиваемых физических качеств, способностей, морфофункциональных, биомеханических и других связанных с реализацией двигательной функции систем организма спортсмена, обеспечивающих позитивную эволюцию его двигательных способностей, адекватность двигательных действий потребностям эффективности его соревновательной практики и поддержание параметров гомеостазиса в режимах сохранения резервов, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

В педагогическом смысле эта методологическая установка означает необходимость построения такой дидактической структуры, которая бы обеспечивала непрерывную коррекцию объемов, интенсивности, формы биомеханической реализации, психологического обеспечения и прогнозирования результативности тренирующих воздействий, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей спортивной подготовки. Общий формат и контуры составляющих ритма тренирующих нагрузок в этом случае оказываются детерминированными в самом общем виде двумя факторами: состоянием двигательной и других обеспечивающих спортивную результативность функций и взаимодействующих с ними систем организма, учтенных вплоть до возможно более высокой степени дифференциации, и целями разного порядка и с разными ограничениями возможностей для коррекции, в связи с динамикой состояния морфофункциональных систем организма спортсмена, его психологического и иммунного статуса.

При таком подходе и объемы, и интенсивности, и содержание, и направленность тренирующих воздействий оказываются обусловленными реальными процессами, протекающими в организме занимающихся, гибко регулируемыми тренером и спортсменом, а не придуманными километрами, килограммами и тоннами ожидающих подъемов отягощении, количествами подходов и повторно, переменно или интервально преодоленных отрезков соревновательных дистанций с пугающими и зачастую толком не объясненными цифрами для микро-, макро- и мезоциклов спортивной подготовки.

Сам по себе методологический орнамент периодизации учебно-тренировочного процесса в этом случае также смягчает свой нынешний жесткий кабаллистический смысл и традиционную привязку к неделям месяца, временам года или олимпийским четырехлетиям и заменяется обоснованной и постоянно корректируемой в деталях гибкой логикой организации тренировочного процесса, построенной на основе реальных фактов и перманентно проверяемых и уточняемых гипотез, а не на умозрительных построениях от общих достигнутых объемов и интенсивностей, обрекающих спортсмена и тренера на рискованную "стрельбу по площадям" с результатом, который становится известным тогда, когда уже почти ничего нельзя изменить.

Индивидуальные программы подготовки, суперточечные и своевременные тренирующие воздействия, минимизация неэффективных нагрузок и других педагогических ошибок, строжайший контроль за состоянием иммунных систем, сбалансированная система восстановительных и превентивных профилактических и психотерапевтических мероприятий представляются реальными для реализации при условии осуществления новых наукоемких технологий, основные компоненты которых уже сейчас доступны для использования.

Реализация предложенного методологического подхода к обновлению теории и разработке принципиально новой наукоемкой технологии спортивной подготовки в научном, социально-психологическом, дидактическом и интеллектуальном плане уже подготовлена всем ходом развития спортивной культуры и науки в последние десятилетия.

Так, уже стала вполне реальной фигура тренера нового типа: человека широко образованного, творчески, критически мыслящего, вполне способного на ответственные и взвешенные самостоятельные суждения, владеющего собственной стратегией организации тренировочного процесса, построения его содержания и инфраструктурного обеспечения, активного потребителя разносторонней научной информации, тонкого психолога и менеджера, просчитывающего всевозможные перипетии спортивной карьеры и личной жизни своего ученика. Очень хорошо об этом сказано в статье В. В. Степанова [38], ставшей, на мой взгляд,, одной из наиболее плодотворных в дискуссии, проходящей в журнале "Теория и практика физической культуры".

Не менее серьезные изменения произошли в социальном, правовом, экономическом статусе и в параметрах личности современного спортсмена высокого класса. Здесь прежде всего следует отметить заметно возросший интеллектуальный уровень атлетов, их глубокие профессиональные знания в области теории и методики тренировки, склонность к постоянной аналитической деятельности, тонкой оценке многих параметров своего состояния не только на сенсорном, но и на интуитивном и логико-содержательном уровне.

Общим и для спортсмена и для тренера стало лавинообразное возрастание потребностей в объективных критериях оценки состояния физического потенциала атлета, его здоровья и освоении методов прогнозирования их изменений в ближайшем и отдаленном будущем. Взаимодействие тренера и спортсмена в интересах удовлетворения этих потребностей становится ныне одним из важнейших условий достижения высокой эффективности процесса спортивной подготовки. Кроме взаимного обмена информацией такое взаимодействие обеспечивает поиск согласованных решений по части выбора медико-биологических и технических средств и методов получения новой информации, привлечения к этому процессу конкретных ученых, врачей, специалистов разного профиля, способных обеспечить удобное и качественное информационное и аналитическое обслуживание тренировочного и восстановительного процессов в ходе многолетней и краткосрочной специализированной спортивной подготовки.

В этой связи можно указать на уже имеющиеся научные разработки инновационных подходов к диагностике состояний спортсменов и методов в разной степени срочной педагогической, психологической и медико-биологической коррекции или преобразований этих состояний в условиях перманентного контроля различных параметров тактико-технической подготовленности, морфофункционального статуса [11, 19, 21, 31, 35, 43], здоровья атлетов, а также при выборе объемов, интенсивностей и направленности тренирующих воздействий [13, 19, 21, 31, 36, 43].

Развитие этих новых исследовательских направлений представляется чрезвычайно важным для формирования обновленной теории и принципиально новых технологий спортивной тренировки и подготовки. В методологическом плане здесь можно было бы сосредоточиться на поиске теоретических и проектно-конструкторских походов к разработке систем автоматизированного мультипараметрического контроля за динамикой состояния разных сторон подготовленности атлета, его здоровья и аналитической обработки его результатов с разной степенью срочности и дискретности получения и анализа информации, вплоть до "on line" режимов при мониторинге биомеханических и функциональных параметров в процессе проведения тренировочного занятия. При этом необходимо ориентироваться на использование новейших или находящихся на стадии разработки перспективных компьютерных технологий и методов отведения данных, обеспечивающих реализацию методов их математико-статистического анализа, математического и математико-статистического моделирования и прогнозирования параметров развития систем двигательных действий и их реакций на внешние воздействия как конструктивного, так и деструктивного характера. Весьма интересной и перспективной представляется разработка систем оценки динамики структурного состава энерготрат атлета непосредственно в процессе тренировки, включающего в себя анализ как "доходной", так и "расходной" части пластического баланса двигательной активности и поиск индивидуально, актуально и нравственно приемлемых способов восстановления работоспособности спортсмена.