Смекни!
smekni.com

Принципы рациональных самостоятельных занятий каратэ (стр. 3 из 4)

По распространённой точке зрения, каты Пинан 1-5 появились в своё время в результате некоторой трансформации и разбития на части более древнего и длинного китайского формального упражнения. Согласно [28], ката Пинан - в значительной части являясь также продуктом склейки фрагментов кат Куся(а)нку, Пассай и Дзион - создавались сравнительно недавно для школьной гимнастики и не имеют достаточного боевого значения, а некоторые окинавские и японские мастера советовали вместо Пинан отрабатывать Кусянку, в том числе и для того, чтобы у занимающегося не выработались вредные привычки. Также и в [23, с. 167] сообщается, что создатель Пинан, Итосу Анко, убрал из своих ката (к группе переданных им ката относится, в частности, также и Джион [27]) опасные приёмы (аналогичная операция проделывалась и с Кусанку), так что, учитывая всё вышесказанное, нет возможности считать современные Пинаны (Хеаны) аутентичными и высокоэффективными боевыми комбинациями. Кроме того, совершенно справедливо приписываемое китайцам утверждение о том, что переучиваться гораздо труднее, чем сразу учиться правильно.

Из вышеприведенной таблицы видно, что ката Кусанку является единственным почти всеобщим достоянием окинавских школ в области формальных упражнений. В некоторых из них, как сообщает М. Бишоп, начальным ката был Сэйсан - упражнение, в отличие от Пинан, китайского происхождения, как и Пассай и Кусанку (Канку). Последние, к сожалению, содержат довольно много нестандартных приёмов, и достижение эффективности их в реальном поединке требует очень большого времени тренировок. Так, элементом и Канку, и Ганкаку является двойной удар ногами в прыжке - рискованное, мягко говоря, предприятие в практическом столкновении с хоть что-то понимающими людьми.

Внимательный анализ ката Тэкки, также появившихся в результате (подвергавшегося критике некоторыми окинавскими мастерами) разбития исходного китайского упражения на три части, не даёт оснований для вывода об их практической эффективности в реальном бою - как из-за применения в них низкой стойки "всадника" (открывающей для ударов пах, утомительной и не слишком устойчивой), так и из-за использования достаточно экзотических приёмов. Сходные вещи можно сказать и о Тэнсё (которая, например, вообще не включает приёмы ногами) и Сантин. Практика их в качестве так называемых дыхательных, энергетических ката, т.е. фактически для динамической медитации, смертельно опасна для души, что очевидно для православного человека. Огромный вред телесному здоровью от ката Сантин описан, на основе рассказов окинавских мастеров каратэ, в [23]. Один из первых учителей мастера, привезшего ката Сантин на Окинаву из Китая в конце XIX в., сам выходец из столетиями хранившего секреты боевого искусства китайского рода, мастер Кодзё Тайтэй, просмотрев демонстрацию Сантин, справедливо сказал, что "такое ката в реальном бою ничего не даёт", и добавил, что "это опасное ката, способное причинить вред здоровью" (цит. по [29, с. 42]).

Стоит напомнить также слова Сэйки Аракаки, президента окинавской Асссоциации Сёрин рю каратэ-до Мацумуры: "Хотя широкие стойки каратэ выглядят достаточно мощными, фактически они должны быть узкими. Эти широкие стойки были изобретены недавно японцами" [23, с. 114]. Сами японские мастера [27, 26] относят Тэкки к ката, развивающим силу, но не навыки боевого мастерства и скорость.

Вообще, складывается впечатление, что предложение подавляющего большинства из современных ката для интенсивной отработки является чем угодно, но только не разумным советом по выбору сравнительно быстро осваиваемых средств самозащиты от нескольких противников. Так, например, М. Ояма в книге [4] очень хвалил экзотическую Тэнсё, однако применял в спарринге, по воспоминаниям его учеников, совсем другие - вполне традиционные - приёмы. Интересно, что Г. Фунакоси утверждал: "Реальный бой и ката - не одно и то же" (цит. по [30, с.16]).

Противоположной, по отношению к отработке десятков ката (программирующей частые поражения спортивных каратистов в поединках с тайскими и обычными боксерами), позицией является полный отказ от формальных упражнений. Распространённый по этому поводу аргумент состоит в утверждении о непредсказуемости хода реальной схватки с несколькими противниками из-за огромного числа возможных здесь вариантов. Однако, во-первых, и вариантов нападения лишь одного противника весьма много, но, тем не менее, никто не подвергал сомнению необходимость отработки для этого случая хотя бы основных связок и комбинаций. Во-вторых, практически значимые ката и должны быть необходимыми наборами таких связок (блок-удар-перемещение) для своего случая, т.е. основными базовыми программами действий в ситуации обороны от нападения нескольких агрессоров, предполагая и будущие возможные изменения, продиктованные реальным развитием поединка.

Вот что в связи с этим пишет Том Музила (5-й дан Сётокан): "Конечно, не все технические приёмы [из ката] могут быть применены в реальном бою. Однако, ... отработка ката улучшит ваши стойки, передвижения, дыхание, углы атаки и обороны, скорость движения, практические применения и вашу способность менять направления" [31]. Важность последнего в условиях круговой самообороны очевидна, однако ясно, что отработка при этом большого количества практически бесполезных приёмов и их связок совершенно бессмысленна. А вот что утверждал сам основатель Сётокан, окинавец Г. Фунакоси: "Ката возникли как средство развития различных мышц тела, определённых рефлексов и выносливости. Многие - быть может, большинство - из движений ката никогда не применяются в реальном поединке, но именно упражнения в ката помогают победить в таком поединке" (цит. по [32, с. 59]). Последнее утверждение представляется, мягко говоря, спорным в свете частых поражений каратистов-спортсменов от боксёров разных направлений. Для развития мышц и выносливости существуют достаточно эффективные упражнения, требующие гораздо меньше времени, отнимаемого от тренировок базовой техники, - отжимания от пола, приседания на одной ноге, атлетическая гимнастика и т.п.

Сам Фунакоси, знавший множество ката, оказался в поединке с легендарным окинавским бойцом Мотобу Тёки совершенно беспомощным перед ударами последнего [33, с. 11]. Мотобу, знавший, как утверждали японские мастера, лишь одно ката [34, с. 23], "сносил" Фунакоси с ног раз за разом. Автор статьи [35], утверждающий со ссылкой на японские же источники, что Мотобу знал не одно, а много ката, указывает, тем не менее, что, согласно сказанному лично ему сыном Мотобу Тёки, "практически вся школа каратэ Мотобу-рю, все её разнообразные приёмы вытекают из" одного "ката Найханти" [с. 16].

С учётом всего сказанного ясно, что не имеет смысла, особенно в условиях ограниченности времени для тренировок, отрабатывать что-то (если вообще что-то) из ката, описанных в доступной литературе на русском языке, кроме Хангецу, использующую, в отличие от большинства других ката и в том числе Джион, одну из наиболее практичных стоек (которую, фактически, предпочитал и Брюс Ли, отвергавший формальные упражнения). К сожалению, и Хангецу включает слишком много нестандартных приёмов, чтобы эту ката можно было безоговорочно рекомендовать для отработки. Кроме того, её ключевые движения предлагается выполнять медленно [36, с. 58], а война, как говорил Цицерон, требует быстроты.

Примерная же программа тренировки базовой техники могла бы быть нижеследующей (при необходимости нагрузка может быть перераспределена внутри дня).

Утро (кроме воскресенья): 1) понедельник, четверг - блок ребром ладони (не только на обычном среднем уровне, но часть повторений на верхнем уровне (от кругового удара и от удара палкой сбоку [37, с. 75]) и часть на нижнем (от кругового удара ногой в живот), вторник, пятница - блок хайван (предплечьем изнутри наружу на верхнем уровне), среда, суббота - комбинированный блок на нижнем и среднем уровнях; 2) прямой удар рукой: понедельник, четверг - в верхний уровень, вторник, пятница - средний, среда, суббота - нижний; 3) прямой удар ногой (понедельник, четверг - в верхний уровень, вторник, пятница - в уровень паха, среда, суббота - в колено или голень); 4) упражнение для бёдер в передней стойке [8, с. 16] или стойке хангецу: 5) понедельник, среда, пятница - уход "каваши", вторник, четверг, суббота - таи-сабаки; 6) один из приёмов в движении.

День: I) понедельник, четверг - удар кулаком передней руки по типу Брюса Ли и 6.1.2.3. из [4, с. 71]; вторник, пятница - удар пальцами передней руки; среда, суббота - удар задней рукой в глаза от бедра; II) понедельник, среда, пятница - блок коленом внутрь; вторник, четверг, суббота - блок коленом наружу.

Вечер (кроме воскресенья): I. Разминка. II. Блоки: понедельник, четверг - верхний блок агэ-уке, средний предплечьем снаружи внутрь, нижний гедан-бараи; вторник, пятница - сметающий на верхнем уровне, средний предплечьем изнутри наружу, нижний снаружи, основанием ладони: среда, суббота - крестообразный (дзюдзи) сверху, клинообразный; ладонью (предплечьем) вбок на разных уровнях; дзюдзи снизу. III. Удары рукой - один-два из следующих: 1) нижний удар кулаком [6, с. 130], [4, с.76, удар 6.1.2.8]; 2) тыльной стороной кулака вперёд (уракен-учи); 3) то же в сторону; 4) то же вперед c отведением кулака к одноимённому уху [6, с. 132]; 5) то же в сторону [6, с. 134]; 6) рукой-копьём (нукитэ) вверх (в глаза, горло) [8, с. 69; 4, с.89, удар 6.1.3.25]; 7) то же в солнечное сплетение; рукой-ножом (внешним ребром ладони) снаружи внутрь; 8) то же изнутри наружу; 9) круговой удар кулаком (маваси-цуки); 10) основанием ладони вверх; 11) локтем в сторону; 12) то же вперед; 13) то же назад; 14) то же вверх; 15) то же вниз. IV. Удары ногой - один из следующих: 1) пяткой назад в комбинации с [6, с. 210]; назад параллельно полу; 2) боковой ребром стопы (йоко-гери); 3) передний коленом; 4) круговой (маваси-гери). V. Комбинация(и) для самозащиты. VI. Растяжки.

Выделенные жирным курсивом приёмы составляют Кихон № 1 - набор базовой техники школы Годзю-рю.

Вечер воскресенья: 1) прямой удар рукой: 2) прямой удар ногой.