Смекни!
smekni.com

Влияние аффективных ценностей неоспорта на олимпийскую культуру школьника

Е. Антипова, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

Олимпийская культура школьника формируется на основе специальных знаний по олимпизму и мотивации на активное освоение спортивной практики. На основе олимпийской культуры формируется и олимпийская ментальность современного социума (Л.И. Лубышева, 1999). В последние годы сформировались две новые научные дисциплины: "олимпийская педагогика" и "олимпийская культура", объектом исследования которых является изучение сферы социальной жизни общества, связанной с олимпийским движением (В.И. Столяров, 1999). Отечественными и зарубежными учеными ведется поиск эффективных форм и средств направленного формирования олимпийской культуры школьников через систему олимпийского образования. Разработаны и успешно внедрены в учебный процесс базовые и вариативные учебные программы и методические пособия, способные обеспечить учащимся необходимый уровень олимпийских знаний. Вместе с тем не учитывается один очень важный фактор: параллельное, условно стихийное, формирование у детей и подростков интереса и ценностных ориентаций на социально опасные виды спорта и спортивные зрелища.

Ценности, как известно, образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной) культуры любого общества. Как отмечает Фридрих Ницше в работе "Воля к власти" (1994), любое явление, оцениваемое как хорошее или плохое, - ценность. В одном и том же обществе могут существовать плюралистические точки зрения на одно и то же явление. Ценности - это часть мировоззрения социальных общностей, способ реакции групп на различные социальные ситуации. В частности, по теории Р. Вильямса (1979) аффективные ценности связаны с удовлетворением, наслаждени ем, получением удовольствия. Если говорить о зрелищности спорта, то для зрителя спорт в этом случае - аффективная ценность. Ценность любого вида спорта может рассматриваться в двух аспектах: как его положительная или отрицательная оценка и как критерий, с помощью которого данный вид спорта оценивается. Критериями оценки положительного влияния спорта на развитие человека и общества служат гуманистические идеалы и ценности, высший из которых - здоровье человека. В этой связи спорт рассматривается в двух аспектах: педагогическом - с точки зрения меры допустимости нагрузок для занимающихся и моральном - с позиций содержания ценностного потенциала спортивной деятельности и видов спорта.

Если говорить о профессиональном спорте и спортивном шоу-бизнесе, то именно здесь возникает больше всего антигуманистических проявлений. Именно виды спорта группы риска, называемые экстремальными , приобретают популярность среди подрастающего поколения. Опасность влияния ряда видов неоспорта заключается в том, что антигуманистические ценности могут быть приняты индивидом, социальной группой или обществом в целом. Например, спортсмен, занимаясь видом спорта, в котором налицо все проявления жестокости, насилия, грубости, рискует развить в себе отрицательные черты личности. Зрители, которые регулярно смотрят соревнования по видам спорта, пропагандирующим зло и насилие, способны составить социальную группу (возможно, маргинальную), где ценности, признаваемые обществом отрицательными, могут быть данной группой приняты и возведены в ранг императивов (требований). Вероятно, аффективные ценности неоспорта во многом определяют поведенческий выбор подростков и принимаемую ими структуру ценностей и отрицательно сказываются на процессе формирования олимпийской культуры личности и олимпийской ментальности общества.

Предпринятое исследование проводилось с целью определения отношения старших школьников к рестлингу как к спортивному шоу в условиях процесса направленного формирования олимпийской культуры. Рестлинг был выбран из группы экстремальных видов спорта не случайно. Во-первых, он в настоящее время сверхпопулярен в Северной Америке, а во-вторых, при всей своей зрелищности этот вид неоспорта наиболее социально опасен для общества, поскольку открыто пропагандирует жестокость, насилие, властолюбие, беспощадность. Тем не менее по 11-му каналу ТНТ и 6-му телевизионному каналу Петербурга мы регулярно можем наблюдать репортажи с чемпионатов мира по рестлингу, который пришел и в Россию.

Основным методом настоящего исследования являлся анонимный социологический опрос, который проводился в старших классах общеобразовательной школы Санкт-Петербурга. Анкета включала 14 вопросов закрытого характера. В опросе приняли участие 48 человек, в том числе 60,4% юношей. Корреспонденты в возрасте 16-18 лет, посещающие занятия спецкурса "История и теория олимпизма", составили 81,2%, в возрасте 14-15 лет - соответственно 18,8 %. На момент опроса различными олимпийскими видами спорта занимались 96,6% юношей и 84,2% девушек. Опрос показал, что 93,7% респондентов смотрели рестлинг по телевидению, в том числе 58,3% - нерегулярно, время от времени; 27,1% - только однажды; 8,3% - каждую неделю. Большинство учащихся (97,9%) считают, что рестлинг относится к спортивному шоу-бизнесу. Отвратительной бойней данное шоу признали 8,3% респондентов, в жутком восторге от рестлинга 16,7% старших школьников, т.е. почти пятая часть подростков, в то время как его противников оказалось в два раза меньше. О том, что в числе респондентов, не определивших своего отношения к рестлингу, есть его сторонники, говорят следующие факты: только 41,7% респондентов не хотели бы заниматься рестлингом; 25,0 % никогда об этом не думали, однако 27,1% опрошенных школьников предпочитают быть зрителями, а 6,2 % очень хотели бы заняться рестлингом.

Основной мотив для занятий рестлингом - возможность заработать в спортивном шоу-бизнесе много денег (54,2%). Фактически каждый пятый респондент (22,9%) считает, что, занимаясь рестлингом, всегда можно защитить себя в жизни; 8,3% старших школьников полагают, что рестлинг дает возможность проявить свои физические способности, а 4,2% респондентов - волевые качества. Такое же количество опрошенных (4,2%) в качестве основного мотива назвали желание реализовать себя там, где можно бороться беспощадно и без правил. Рестлинг, по мнению респондентов, воспитывает такие волевые качества, как целеустремленность (22,9%), настойчивость и упорство (16,7%), выдержка и самообладание (14,6%), решительность и смелость, инициативность и самостоятельность (по 12,5%). И юноши, и девушки сошлись во мнении, что занятия рестлингом развивают такие отрицательные качества (свойства) личности, как жестокость (34,5 и 31,6% соответственно). Юноши считают, что рестлинг развивает в человеке тупость (20,7%), эгоизм (10,3%), вспыльчивость (6,9%), а также злобность, властность и тягу к насилию (по 3,4%). Самое опасное при занятиях рестлингом, по мнению респондентов, - перспектива получить инвалидность (35,4%). То, что рестлинг несет в себе социальную опасность в плане роста преступности в стране, принятия обществом антигуманистических ценностей, считают 27,1% старших школьников. Развитие в рестлинге отрицательных черт личности усматривает 8,3% респондентов, а 4,2% опрошенных считают, что рестлинг оказывает антигуманное влияние на зрителей.

Мощным средством пропаганды спорта в широком его понимании, формирования общественного мнения по олимпизму и ценностных ориентаций на физическую культуру является телевидение. Однако, как показало изучение телепрограмм 13 работающих в Санкт-Петербурге каналов, доля спортивных передач в недельном телеэфире крайне ничтожна и составляет в среднем 1,6%. Приоритетное положение занимают футбол и хоккей (37,8 и 19,6% от объема времени всех спортивных передач). На третьем месте - рестлинг (17,6%), далее новая атлетика (6,8%) и таэквондо (3,2%). Из 29 ч 21 мин недельного эфира, предоставленного для спортивных программ, только 13,3% времени приходится на все остальные виды спорта, за исключением перечисленных выше. Причем программы "Пенальти" и "Спортклуб" выходят в эфир после полуночи, а рестлинг кроме ночного показа имеет вечерний эфир (в 19 ч по 6-му каналу и в 20 ч 30 мин по 11-му каналу ТНТ).

Решение проблемы, по-видимому, заключается не только в альтернативной пропаганде олимпийских ценностей и идеалов среди детей и молодежи, распростра нении олимпийских знаний, но и в широкомасштабном развитии олимпийского спорта. Осуществляя направленное формирование олимпийской культуры школьников, следует учитывать как комплексность педагогического процесса олимпийского образования, состоящего из проведения теоретических занятий по истории и теории олимпизма, освоения учащимися двигательных умений и навыков, активного включения школьников в занятия физическими упражнениями и спортом. Необходимо выработать стратегию преимущественного и беспрепятственного продвижения олимпийских видов спорта на рынке физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых для детей и молодежи. В основу такого предложения должна быть положена конкурентоспособность услуг олимпийского спорта, выражающаяся в их доступности для детей и подростков из семей с различным материальным и социальным положением, а также в большой привлекательности для юного потребителя. Кроме того, политика формирования олимпийской ментальности современного социума должна заключаться в выработке положительного общественного мнения по олимпизму и восприятии обществом социально опасных видов неоспорта в качестве маргинальных. В занятиях с учащимися следует делать акцент на преимуществах олимпийского спорта, его социальной значимости и убедительно разъяснять социальную опасность видов спорта и спортивных шоу, связанных с проявлением антигуманизма. Олимпийское образование должно быть признано приоритетным направлением в процессе формирования олимпийской культуры детей и молодежи в стране и преподаваться в качестве специальной дисциплины во всех учебных заведениях.