Заслуживают внимания изменения, вызванные тестирующей нагрузкой. Оценка результатов тестирования проводилась в соответствии со спортивной квалификацией испытуемых.
После выполнения теста с нагрузкой гликолитически-анаэробного характера у разрядников отмечалось увеличение УО, КДО и КСО и снижение ФВ. Выполнение II теста приводит к росту УО, КДО, ФВ и снижению КСО (табл. 3). На 10-й мин восстановления после I теста величины УО и КДО у разрядников ниже, а ФВ выше исходных показателей. КСО аналогичен объему после нагрузки. Тот же период восстановления после теста аэробно-анаэробного энергообеспечения характеризуется приближением величин показателей к исходному уровню.
После I теста у МС отмечается увеличение УО, КДО, ФВ, КСО. Выполнение II теста приводит к снижение УО и ФВ на фоне увеличения КДО и КСО. На 10-й мин восстановления у МС после I теста УО и ФВ уменьшаются с выраженной тенденцией к восстановлению. Величина ФВ становится ниже исходной, а КДО и КСО взрастают, превышая фоновые значения. Период восстановления после II теста характеризуется дальнейшим приростом КДО, снижением КСО и увеличением сниженных после нагрузки величин УО и ФВ. Причем УО и ФВ на 10-й мин восстановления превышают исходные значения.
В тесте анаэробно-гликолитической направленности "до отказа", длившемся в среднем 1,5 мин, и МС, и разрядники выполнили практически одинаковое количество бросков (22,9 и 21,1 соответственно; Р > 0,05). Однако у МС после нагрузки отмечалась большая мобилизация кровообращения, выражающаяся в увеличении КДО, УО и ФВ. На 10-й мин восстановления картина характеризуется возвращением УО к исходному уровню, снижением ФВ на фоне увеличения КДО и КСО, т. е. наблюдается экономизация деятельности системы кровообращения с увеличением резервного объема сердца и снижением ФВ.
У разрядников после выполнения тестового задания отмечалась меньшая мобилизация кровообращения с дальнейшим снижением объемных фракций (УО и КДО) ниже исходного уровня, т.е. неравномерность восстановительного процесса с появлением отрицательной фазы и гетерохронностью восстановления отдельных показателей. Напряжение анаэробных механизмов энергообеспечения у разрядников после теста было выражено в меньшей степени, однако элиминация лактата в восстановительном периоде составила лишь 13% при 30% у МС. Вышеизложенное позволяет считать, что результативность специфической работы у разрядников обеспечивается напряжением функциональных систем организма при запаздывании процесса восстановления.
Известно, что энергообеспечение мышечной деятельности в спортивной борьбе осуществляется аэробным и анаэробным путями. Для успешного ведения соревновательной схватки борцу необходимы высокий уровень анаэробной производительности и в то же время способность противостоять утомлению в ходе поединка, быстро восстанавливаться, что в значительной мере определяется аэробной производительностью организма борца. Поэтому тренировочные нагрузки в спортивной борьбе зачастую оцениваются именно этими физиологическими показателями [5,6].
Тест аэробно-анаэробной направленности длительностью 6 мин МС и разрядники выполнили с различными результатами (31,1 и 26,1 броска соответственно; РЈ0,05). После выполнения теста у разрядников отмечалась большая мобилизация кровообращения, характеризующаяся увеличением КДО, УО, ФВ и ЧСС и снижением КСО. О высокой интенсивности работы при выполнении этого теста свидетельствуют и данные педагогического тестирования. Так, вследствие утомления у разрядников по сравнению с МС выявлено значительное увеличение времени выполнения как броска в целом, так и его отдельных фаз. Однако на 10-й мин восстановления ЭхоКГ-показатели возвращались к исходным значениям, а концентрация лактата в крови после нагрузки у разрядников, будучи выше, чем у МС, элиминировалась в обеих группах почти одинаково.
Состояние МС после аэробно-анаэробного теста характеризовалось относительно небольшой мобилизацией кровообращения при большем объеме выполненной работы и более низкой ЧСС. На 10-й мин восстановления на фоне нормализации ряда показателей отмечалось супервосстановление величин УО и ФВ, что характеризует готовность к повторной работе.
Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что в процессе долговременной адаптации к нагрузкам у борцов вольного стиля в основном развивается небольшая степень ГЛЖ. При этом увеличение ЭхоКГ-показателей сопровождается увеличением ЭКГ-показателей с определенной корреляционной связью между ЭКГ-критериями ГЛЖ и структурными показателями ЭхоКГ.
Не выявлено взаимосвязи между величиной ЭКГ-критериев ГЛЖ , Тзс и Тяжп со спортивной квалификацией борцов.
Величины показателя ММЛЖ / КДО свидетельствуют о полной компенсации объема ЛЖ массой миокарда.
Систолическая функция сердца борцов находится в пределах нормы. Сравнительно низкие величины ФВ и %
S свидетельствуют об экономичности сердечной деятельности, а параметры диастолического наполнения характеризуют улучшение диастолической функции.Оценка срочной адаптации к нагрузкам специфического характера показывает, что у разрядников результативность в тестах обеспечивается большим напряжением функциональных систем организма, а уровень технической и функциональной подготовленности борцов высокой квалификации позволяет им выполнять более интенсивную работу при меньшем напряжении функциональных резервов с последующей фазой супервосстановления
Список литературы
1. Бурякин Ф.Г., Дадаян А.В. Теоретико-методические аспекты физической работоспособности борцов. - Малаховка: МГАФК, 1995. - 59 с.
2. Граевская Н.Д., Гончарова Г.А., Калугина Г.Е. Еще раз к проблеме спортивного сердца // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 4, с. 2.
3. Игуменов В.М., Шиян В.В. Проблема планирования предсоревновательной подготовки в спортивной борьбе // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 5, с. 61.
4. Калугина Г.Е. Морфофункциональная характеристика "спортивного сердца" (по данным эхо): Докт. дис. М., 1985. - 250 с.
5. Метелица В.И. Справочник по клинической фармакологии сердечно-сосудистых лекарственных средств - М.: Медпрактика, 1996. - 784 с.
6. Мухарлямов Н.М., Беленков Ю.Н. Ультразвуковая диагностика в кардиологии. - М.: Медицина, 1981. - 155 с.
7. Перхуров А.М. Композиционные особенности параметров физической подготовленности студентов физкультурного ВУЗа //Вестник спортивной медицины России. 1998, № 12, с. 29-35.
8. Шепилов А.А., Климин В.П. Изучение специальной выносливости борцов по показателям эргометрии, частоты сердечных сокращений и потребления кислорода //Теор. и практ. физ. культ. 1976, №1, с. 26-29.
9. Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борца. - М.: ФиС, 1979. - 129 с.
10. Рelliccia А., Маrоn В.J., Сulаssо F. еt al. Сlinical signifiсаnсе оf аbnоrmаl ЕСG-раtterns in trаined athletes // Сirculation - 2000, Jul. 18,102(3). - Р. 278--284.
11. Shарiго L.М. Тhе mоrрholоgiс соnsеquеnсеs оf sуstеmic trаining // Саrdiol. Сlin. - 1997, Аug, 15(3). - Р. 373-379.
12. Strom G. Acta phisiol. Skand.,1949, v. 440-445.