Диаметр куска дерева, предназначенного под городки, выбирайте с таким расчетом, чтобы он лишь немногим превышал диаметр будущих городков. Тогда вам достаточно снять кору и немного выровнять поверхность, и городок примет законченный вид и нужную форму. Не забудьте сделать фаски на обоих концах городка.
Городошные фигуры
1. «Пушка». 2. «Вилка». 3. «Звезда». 4. «Cipena». 5. «Колодец». 6. «Коленчатый вал». 7. «Артиллерия». 8. «Ракетка». 9. «Пулеметное гнездо». 10. «Рак». 11. «Часовые». 12. «Серп». 13. «Тир». 14. «Самолет». 15. «Письмо».
Содержание игрыИсходное положение — стойка с битой в руке.
Замах — выведение центра тяжести биты на исходную позицию для начала разгона, группировки игрока.
Разгон — поступательное и вращательное движение своеобразной системы «городошник — бита».Выброс биты — хлесткое движение и кисти, и руки от плеча, чтобы обеспечить бите ускорение и скорректировать плоскость ее вращения.
Хват. Удержание биты кистью правой руки (изложение дается для тех, у кого рабочая рука — правая) городошники называют «хватом». Существует много его разновидностей.
Исходное положение (стойка)
Немаловажное значение имеет здесь первоначальная постановка ног. Их лучше ставить так, чтобы правая стопа (цля правшей) была развернута под углом 30— 45° к продольной оси передней планки, левая — развернута под' несколько большим углом и смещена влево либо вперед на расстоянии около 15 см.
Замах
Из исходного положения для броска движение начинается с отведения назад и поворота плечевого пояса по часовой стрелке с одновременным отведением предплечья и биты по дуге в сторону - назад и с последующим выпрямлением руки с битой. Левой же рукой в начале замаха легким толчком помогают бите по инерции набрать определенное движение и в дальнейшем сопровождают биту, как бы скручивая позвоночный столб.
В конечной стадии замаха правая кисть с битой доходит примерно до осевой линии направления броска. Вся фаза замаха заканчивается некой «мертвой точкой», совпадающей по времени с началом пассивного разгона биты.
Разгон
Разгон сообщает бите определенную линейную скорость и оптимальную плоскость, и скорость вращения. Разгон условно можно разделить на две фазы: пассивную и активную. Первая совпадает по времени с перемещением левой ноги. Суть ее заключается в выведении биты из «мертвой точки» за счет шага и поступательного движения туловища.
Активная фаза разгона начинается с момента постановки опорной ноги на землю, т. е. когда положение игрока становится двухопорным, устойчивым. В начале активного разгона игрок «подхватывает» биту, но не кистью, а как бы своеобразным рычагом от плечевого сустава. Также своеобразный треугольник из мышц плечевых суставов, груди и брюшного пресса создает положение «натянутого лука».
Подхват, или зацеп биты от плеча, делается в момент, когда левая нога находит для себя опору. Активный разгон следует сразу за подхватом и обеспечивается энергичным отталкиванием правой ногой с поворотом бедра и таза против часовой стрелки.
Выброс биты
Выброс биты — это последняя, и, как нетрудно догадаться, самая ответственная фаза броска. Выброс начинается в момент, когда начинают торможение плечевые суставы.
В фазе выброса срабатывает тот самый «натянутый лук» и скорость значительно вырастает за счет своеобразного «выстрела».
В городошном спорте известны, пять основных видов удара.
Лобовой удар. Бита, развернувшись, удели, попадает или в центр городка, или немного ниже, но, не касаясь поверхности квадрата.
Центровой удар. Бита соприкасается одновременно с поверхностью квадрата и городком.
Удар недолетом. Он предусматривает недолёт биты до цели примерно на 30 см.
Удар перекосом. Такой прием под силу только опытным игрокам. Бита накрывает фигуру таким образом: один ее конец касается площадки, другой приподнимается над поверхностью квадрата на 20—30 см.
Верховой удар. Он применяется при выбивании стоячих фигур: «пулеметного гнезда»,«часовых», «тира» — и предусматривает попадание биты в связку стоячих городков. Верховым ударом выбивают и отдельные городки, раскатившиеся по квадрату.
Положение биты в квадрате называют кладкой. Основной кладкой является полный разворот биты, когда она ложится строго параллельно лицевой линии квадрата.
Случается, что бита, нормально развернувшись в квадрате, уходит несколько в сторону — вправо или влево. В этом случае городошники говорят, что произошел недовод или увод биты. Это уже ошибка: игрок либо запоздал выпустить биту из руки, либо, наоборот, поторопился с ударом, и бита изменила направление.
Ознакомившись с видами ударов и кладкой биты, легче усвоить и способы выбивания каждой из 15 городошных фигур.
«Пушку» можно отнести к числу самых простых стоячих фигур, потому-то она и открывает партию. Выбивают ее полным разворотом биты и лучше всего лобовым ударом, когда бита соприкасается одновременно и с площадкой, и с городками. Даже при небольшом отклонении ее от цели удар все равно будет эффективным. Надо лишь избегать уводов биты в стороны, дабы не развалить фигуру.
«Звезда* — фигура стоячая, но очень сходна с такими лежачими фигурами, как «серп» и «вилка». Удобнее всего было бы выбить «звезду» недоразвернувшейся или переразвернувшейся битой. Но это уже высшее мастерство, требующее абсолютно точного расчета. Так что, не мудрствуя лукаво, выбивайте эту фигуру центровым ударом с полным разворотом биты.«Пулеметное гнездо» — одна из сложных стоячих фигур. Новичку лучше сразу отвести на нее две биты. Первой выбить четыре городка, второй — оставшийся пятый (он наверху).
«Часовые» — фигура сложная, но, мало того, она еще и очень широкая. Новичкам и «часовых» лучше выбивать двумя битами. Первый удар наносите в центр стоячих городков, второй — по откатившимся горизонтальным городкам. При выбивании «часовых», как, кстати, и «пулеметного гнезда», целиться нужно в центр.
«Тир» — фигура сложная. Целиться в нее надо так же, как и в две предыдущие фигуры — «пулеметное гнездо», «часовые», — чуть повыше центра стоячих городков.
Бита должна лететь так, чтобы, попав в фигуру чуть выше центра стоячих городков, при полном развороте она выбила из квадрата и два других, находящихся в центре, городка.
«Стрела». По этой фигуре удар должен быть очень плотным. Целиться надо под низ переднего городка, расположенного по вертикали к лицевой линии. Выбивается же «стрела» центром биты при полном ее развороте. Не допускайте недолетов и уводов биты в сторону — они могут развалить фигуру.
«Коленчатый вал» — самая широкая после «письма» лежачая фигура. Выбивается плотным лобовым ударом. Развалить фигуру или не задеть ее вовсе может недолет или перелет биты, недоразворот и увод ее в стороны.
«Ракетка». Принцип выбивания этой фигуры тот же, что и «стрелы». Целиться надо под низ переднего городка, расположенного по вертикали к передней линии квадрата. Фигура выбивается плотным ударом центром полностью развернувшейся биты.
«Рак» выбивается подобно «ракетке» и «стреле». Эта фигура легко снимается с квадрата одной битой. Прицеливаться следует под низ двух передних городков. Выбивается фигура центром биты при полном ее развороте.
«Самолет» легко выбивается одной битой лобовым ударом. Целиться надо, как и в «пушку», под низ переднего городка. Уводы же биты в стороны фигуру разваливают, причем нередко передний городок выкатывается на штрафную площадку. На выбивание всех этих 14 фигур мастера меткого удара тратят по одной бите на каждую.
По правилам «письмо» выбивалось тремя битами и только с кона. Городки, составляющие «письмо», располагаются по углам квадрата, задние в двух метрах от передних. Пятый городок , называемый «маркой», помещен в центр квадрата и удален от лицевой линии на 1 метр.
Городки в «письме» выбиваются произвольно, и оно может быть выбито двумя битами.
2.Волейбол
Две команды (в каждой по 6 человек) располагаются на площадке размером 18х9 м, разделённой сеткой, которая натянута на высоте 2,5 м. Игроки располагаются в две линии на своих сторонах площадки.
Цель игры — одной или двумя руками перебить мяч на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки. Игроки одной команды могут ударять по мячу не более 3-х раз подряд, при этом один и тот же игрок не должен касаться мяча подряд 2 раза.
Одна из команд по жребию начинает игру с подачи. При этом правый игрок задней линии из-за дальней (лицевой) черты площадки ударом одной руки подает мяч на сторону противника. Подача считается правильной, если мяч перелетит над сеткой и опустится в пределах площадки команды противника. Принимающая команда старается отбить мяч на противоположную сторону. Если в результате таких перебиваний мяча он опустится в пределах площадки принимающей команды или она допустит какую-либо ошибку, то подающая команда получает одно очко. Если же мяч приземлится в пределах подающей команды или она допустит ошибку, то право подавать переходит к другой команде. Очков при этом никто не получает.
Игроки команды, выигравшей подачу, делают переход, они перемещаются на своей стороне площадки на одно место по часовой стрелке. Так в команде меняется подающий игрок.
Играют до тех пор, пока одна из команд не наберет 15 очков (если в командах по 2 человека, то играют до 12 очков). Но при этом проигрывающая команда должна иметь как минимум на 2 очка меньше. В противном случае игра продолжается до тех пор, пока разница не будет составлять 2 очка.