Как только процедура "перевода мыслей в мышцы" начнет проходить успешно в замедленном темпе, ее следует несколько ускорить. И так, постепенно прибавляя в скорости, добиться, чтобы перевод мысленного образа движения в реальное совпал по времени с тем, которое требуется на самом деле. Если же при ускорении спортсмен потеряет точность выполнения этой процедуры, нужно вернуться к прежнему, более медленному темпу и снова начать постепенно прибавлять в скорости.
После освоения пятого этапа появляется очень приятное чувство слитности мысленного образа с исполняющими мышцами, чувство хорошей подчиненности, "послушности" мышц мыслям. На первый взгляд может показаться, что занятие "пятым этапом" - дело долгое и нудное. Но если выполнять всё правильно, у спортсменов появляется неподдельный интерес к таким тренировкам, что само по себе очень важно, так как приучает к весьма осознаваемому совершенствованию своей спортивной техники. Что же касается времени, необходимого для проведения подобных тренировок, то на каждое занятие требуется не более 3-6 минут.
Шестой этап - в слитной цепи идущих друг за другом отдельных движений, образующих то или иное единое действие, нужно выделять одно основное, так называемый "опорный элемент", точное выполнение которого обеспечивает успех в осуществлении всей комбинации. В прыжках в воду это может быть "отталкивание от снаряда" или "вход в крутку" и т. п., в синхронном плавании - сохранение строго вертикального туловища при определенных видах вращений и т. д. Как правило, в любой комбинации движений должны быть один-два опорных элемента и очень редко более двух, например, в прыжках на лыжах с трамллина или в стрельбе из лука.
Седьмой этап - опорному элементу необходимо дать точное название. Правильно подобранные слова, мгновенно промысливаемые в момент выполнения опорного элемента (или непосредственно перед ним), помогают исполнить всё действие предельно точно. Подбирая слова, правильнее ориентироваться на особенности речи самих спортсменов. Например, стрелку ит пистолета было удобно о чин из опорных элементов назвать так - "стопы распластаны по полу". Тренеру не понравилась эта формулировка, но когда он попытался навязать свою - "стою очень прочно и неподвижно" - у стрелка такие слова не стали вызывать нужного ему физического самочувствия, и он оставил собственный вариант, который действительно помог улучшить стрельбу. Конечно, иногда надо помочь спортсмену и приучить его использовать формулировки, предлагаемые тренером, но все же лучше ориентироваться на особенности лексики самого спортсмена.
Таковы основные этапы при использовании возможностей идеомоторики в повседневной работе тренеров со спортсменами. Самое важное лоложение здесь заключается в том, что при идеомоторном подходе к совершенствованию спортивной техники на первом месте всегда должно стоять психическое начало - точный мысленный образ движения, который лишь потом, лишь вторично исполняется физически. В этом- принципиальное отличие идеомоторики от метода "проб и ошибок", при котором на первом месте физическое действие, а лишь на втором психический процесс, контролирующий и вносящий коррекцию в качество исполняемого физического действия.
Когда все семь этапов идеомоторики аккуратно используются на каждой тренировке, то на достижение желаемых результатов уходит, повторяю, в среднем вдвое меньше времени, чем при совершенствовании спортивной техники методом "проб и ошибок". А ведь в этом огромное облегчение в наше время, когда столь высоки психические и физические нагрузки, -испытываемые как спортсменами, так и тренерами. Конкретный пример - тренер по синхронному плаванию Е. А. Грызунова, одна из очень немногих, кто начал использовать идеомоторику, как-то сказала мне с некоторым удивлением: "Знаете, раньше программу тренировочного занятия еле-еле успевали выполнить за целый день, а теперь укладываемся в три, в четыре часа..." А вот динамика соревновательных результатов двух ее учениц М. Л. и А. Д. - на международном турнире на приз журнала "Мир женщин", проходившем в Москве в начале марта 1994 года, они заняли в обязательной .программе соответственно 32 и 38 место, а в дуете были девятыми. Подключив же ндеомоторику, они через пять месяцев, в конце июля того же года на первенстве Европы, проходившем тоже в Москве, стали в обязательной программе уже 3-й и 4-й, а в дуете - чемпионками Европы. Как говорится - результат налицо! Так что, хотя овладение возможностями идеомоторики требует определенной и даже подчас непростой перестройки тренерского мышления, игра, поверьте моему многолетнему опыту, стоит свеч.
Что же касается времени, необходимого для совершенствования с помощью идеомоторики тех или иных элементов спортивной техники, то оно весьма различно-иногда на решение задачи уходит один час, а иногда и несколько недель. Всё определяется сложностью поставленной задачи, возможностями ученика, а, главное, способностями и упорством тренера. Упорством в овладении тонкостями механизмов идео-моторики, которые, конечно же должны использоваться гибко, с учетом специфики того или иного вида спортa.
Появилось понятие - "гений движения". На мой взгляд это такие люди, у которых после получения задания выполнить то или иное действие, в сознании сразу же возникает предельно точный образ предстоящего движения, и этот мысленный образ включает только те мышцы, которые необходимы для столь же точкой физической реализации полученного задания. Такая способность - врожденная. Но ее можно развивать. Идеомоторнка - лучший способ приблизиться к возможностям тех, кого называют гениями движения. Мне довелось общаться, правда недолго, лишь с двумя такими гениями - это Всеволод Бобров и Ирина Роднина.