Меритократический подход к подготовке интеллектуальной элиты утверждает, что духовная сфера всегда элитарна. Эту идею можно осуществлять лишь в условиях вольных университетов. Только в их стенах можно сформировать ценностные установки для подготовки будущей профессуры.
Работа дает возможность руководить и развивать квалификацию. Способность человека, ориентированного на карьеру, к соперничеству, направленному на продвижение по службе, зависит от того, до какой степени он может отдаться работе. Он желает стать незаменимым для сообщества, и эта незаменимость зиждется на его способности принимать такие решения, которые дают его группе преимущества в конкурентной борьбе. Эта способность должна постоянно воспроизводиться и реализовываться, следовательно, его профессиональная квалификация должна постоянно совершенствоваться. Если он не сумеет посвятить работе всего себя и постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, его обойдут те, кто сумеет.
Необходимость быть признанным в своей страте в качестве члена определяю т требования. Существуют специфические требования к одежде, а также к умению принимать коллег в своем доме. Человек, делающий карьеру в науке, должен принимать определенное участие в общественной жизни сообщества, быть членом различных общественных организаций, участвовать в совместных мероприятиях, подходящих для его положения, быть в курсе культурных событий, то есть производить презентабельное и респектабельное впечатление. Для увеличения вероятности продвижения по службе очень важна помощь в решении некоторых из этих задач. Например, для поддержки члена семьи, делающего карьеру, сама семья должна быть презентабельной, то есть она должна соответствовать семьям его коллег. Это отражается на домашней обстановке, поведении, интересах, стиле жизни, вкусах, доме, еде, одежде, мебели, круге общения. В свою очередь, все это должно диктовать требования к доходу, что приводит к установлению двусторонних отношений между средствами и целью, но что не всегда соответствует действительности. Это значит, что занятия в свободное время, такие, как приглашение домой коллег, занятия модными видами спорта, встречи на концертах часто служат цели поддержки работы.
Для ориентированных на успех время дорого. Оно никогда не тратится впустую. Все нужно заранее хорошо спланировать. Феномен соревнования статусов и необходимость не отстать от соседей непосредственно относятся к этой модели жизни. Люди, сделавшие успешную карьеру, должны выбрать себе особенное жилье и особые интересы в свободное время, что само по себе может быть предпосылкой успешного продолжения карьеры.
Проанализировав весь исследовательский материал по проблеме, можно сделать вывод, что модель жизни интеллектуальной элиты научного сообщества имеет: собственную ментальность; систему знаний; мировоззрение; собственные представления, о том что правильно и неправильно; собственную мораль, законы, нормы поведения; формы социальных отношений; собственные организации и, наконец, даже собственный тип личности с особым менталитетом и поведением. Об этом говорил еще П. Сорокин в своем исследовании "Социальная и культурная динамика" в 1937 г. Однако для осуществления этих целей необходимо уметь не только социологически мыслить, но и представлять ход общественного развития. Тот же Сорокин охарактеризовал развал цивилизации изнутри как:
- недостаток творческой мощи у меньшинства;
- ответное ослабление подражательного инстинкта у части большинства (которая отказывается слепо копировать элиту);
- и вытекающие отсюда ослабление и утрата социального единства в обществе в целом.
В. Парето говорил о том, что в нашей жизни важную роль играют "остатки". Наиболее важные из них - "хитрость и сила"; по отношению к людям - это либо инноваторы, либо консерваторы. Очевидно, что образ жизни этих типов различен. В нашем исследовании, говоря о подготовке интеллектуальной элиты, мы "идеализируем" тип инноваторов, которые способны к прогрессу.
В современной трудной ситуации в системе высшего образования, когда во многом нарушена преемственность в научных школах и академической среде, вопрос воспроизводства интеллектуальной элиты становится остросоциальным.
Список литературы
1. Ашин Г.К. Теоретические основы элитологии образования. М., 1998.
2. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1/ Под ред. С.А. Кугеля. - СПб.: СПб УЭФ, 1995.
3. Миллс Ч. Социологическое воображение/ Пер. с англ. Е. Чижовой. Нью-Йорк, 1959.
4. Хойруп Т. Модель жизни. СПб.: Всемирное слово, 1998.