Однако в процессе последующей идейной борьбы внутри христианства представления эти существенно трансформируются. Старые "отцы церкви" умирают, к руководству христианскими общинами приходят новые пастыри со своими собственными идеями, активно внушаемыми пастве в публичных проповедях. Чаще всего это делается в интересах власть имущих слоев общества и для облегчения управления верующими.
В результате таких идеологических преобразований христианство все более и более проникается идеей самоотречения от мирских благ ради возможности попасть в рай после смерти. Укрепляется вера в искупление за грехи, в освобождение духа от бренной плоти и вознесение его к Богу. Внушается необходимость строгого аскетизма и презрения к телу, греховность физических упражнений и спортивных состязаний.
В начале IV в. был создан стратегический союз империи с христианством, набравшим к тому времени значительную общественную силу. Прагматично мысливший император Константин пришел к выводу, что гораздо выгоднее использовать христианскую церковь в интересах государства, чем вести с ней бесконечную и изнурительную борьбу. В 313 г. специальным Миланским эдиктом были прекращены всякие преследования и христианство узаконено в качестве государственной религии Великой Римской империи.
С превращением христианства в государственную религию стал стремительно нарастать количественный состав христианских общин, к которым предусмотрительно присоединилась основная масса средних слоев населения и аристократии. Таким образом, из гонимого вероучения христианство молниеносно превратилось в господствующую силу. Поборники его доктрины, высказывавшиеся против "греховной телесности" и пропагандировавшие суровый аскетизм, стали призывать к борьбе против распространения физической культуры среди населения, которую они рассматривали как языческий обычай, нуждавшийся в немилосердном искоренении.
Борьба с язычеством разворачивалась тяжелая и беспощадная. Философия социального ненасилия, являвшаяся романтическим увлечением раннего христианства, оказалась теперь тактически невыгодной и была предана забвению.
В результате этой борьбы в 394 году, при правлении императора Феодосия I, были запрещены олимпийское летосчисление и традиционное 12-вековое проведение крупнейших на Земле спорти-вных состязаний в форме Олимпийских игр. Массовые спортивные соревнования разрешили проводить только по празднествам, организуемым в дни рождения императора и по случаю его возведения на престол.
Место проведения некогда грандиозных и популярнейших олимпийских состязаний стало подвергаться частым нападениям варваров, постепенно захирело и превратилось лишь в пункт паломничества ортодоксальных приверженцев развития физической культуры.
Однако убедить властные структуры и все население в полнейшей нецелесообразности физических упражнений и спортивных состязаний христианской церкви все же до конца так и не удалось, и ее идеи греховной телесности еще долгие столетия приходили в непримиримые столкновения с прежней системой жизненных ценностей, этических и эстетических норм и тысячелетними традициями высокоразвитой агонистики античного мира. Особенно упорное сопротивление религиозным ограничениям и централизованному свертыванию физической культуры оказывалось в восточных провинциях империи.
По настойчивым ходатайствам городов, продолжавших придерживаться незабываемых спортивных традиций, императорская власть была вынуждена позволять время от времени официальное проведение широкомасштабных спортивных игр, осуществлявшихся по образцу Олимпийских. Римские хроники IV-VI вв. сообщают о периодической выдаче разрешительных императорских патентов на проведение подобных игр. Последний патент, санкционировавший спортивные игры типа Олимпиады, был выдан императором Юстинианом в 520 г.
Правда, прогнозируемый властями "катарсис" таких массовых состязаний, некогда побуждавший многочисленные толпы зрителей и участников к переживанию особого душевного волнения, которое не только разряжало социальное напряжение, но и возвышало и воспитывало людей, уже не мог смягчить жгучие общественные проблемы, обострившиеся в результате упадка Римской империи.
В этих условиях стадионы и цирки, являвшиеся неугомонными пропагандистами и рассадниками физической культуры среди населения, нередко превращались в источники распространения массовых протестов и народных восстаний. К примеру, в 529 г. на стадионе Неаполя возникает целый ряд восстаний, направленных против засилья христианской церкви. В целях предупреждения дальнейшего распространения волнений Юстиниан вынужден был закрыть почти все разрешенные государством организации и учреждения физической культуры, за исключением Византийского ипподрома. В числе закрытых оказался и наиболее популярный в ту пору Афинский гимнасий, значительная часть преподавателей которого, опасаясь преследований, эмигрировала в Персию.
Вскоре после этого на Византийском ипподроме вспыхнуло новое серьезное восстание под названием "Победа" (Ника), которое буквально потрясло императорский трон. Юстиниан уже собрался бежать из столицы, но хитроумный и предприимчивый евнух Нарсес сумел ловко подкупить часть предводителей восстания, и брошенные на произвол судьбы его участники были блокированы на ипподроме и жестоко разбиты отрядами военных наемников Белизара. Погибло около 30 000 человек. Эта крупная победа над восставшими означала одновременно и новые долговременные гонения против легально организованных форм физической культуры христианского мира.
Впрочем, сторонникам церковных ограничений так и не удалось добиться окончательного запрета разнообразных народных форм физических упражнений и состязаний, которые с неистребимым упорством передавались людьми от поколения к поколению в течение всей унизанной шипами и розами истории человечества. Яркое возрождение и негасимое триумфальное шествие по самым разным городам и континентам нашей планеты величественных Олимпийских игр современного мира, пожалуй, самое впечатляющее тому свидетельство. На этой оптимистической ноте и закончим.
Список литературы
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. I. /Сост. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш /Пер. с лат. - М.: Аспект Пресс,1994
2. Григулевич И.Р. Папство век XX. - М.: Политиздат, 1978,
3. Ирмшер Й. Словарь античности /Пер. с нем. - М.: Эллис Лак; Прогресс,1993.
4. Керестеньи Й. Олимпийские игры в Дафнии /Рус. пер. - Будапешт : ОТТ, I962.
5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта /Пер. с венгерск.. - М.: Радуга, 1982.
6. Лисицын Б.А. Спорт и религиозные организации. - М.: ФиС, 1985.
7. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа и псалтирь. - RussianNT /PsUnitedBibleSocieties, 1991.
8. Столбов В.В. История физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1975.
9. Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. I. /Рус. пер. - Л.: Наука, 1970.
10. Токарев С.А.. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986.
11. Шёбель Г. Олимпия и ее игры /Пер. с нем. - Лейпциг: Эдицион, 1967
12. Юрёгди Д. Древний Рим /Рус. пер. - Будапешт: Гондолат, 1967.
13. Alpatow M.W. Geschichte der Kunst. Bd. 1. Dresden, 1961.
14. Barcza G. Maguar sakktцrtйnet 1. Budapest: Sport, 1975.
15. Blumel C. Sport und Spiel bei Griechen und Rцmern. Berlin, 1934.
16. Blumel C. Sport der Hellenen. Berlin, 1936.
17. Bogeng G.A. Geschichte des Sports aller Volker und Zeiten. - Leipzig, 1926.
18. Deubner L. Kult und Spiel im alten Olympia. Leipzig, 1936.
19. Durant W. Das Leben Griechenlands. Berlin, 1957.
20. Gardiner E.N. Olympia, its History and Remains. Oxford, 1925.
21. Gunter H. Um Ball und Tor. - Leipzig: Brockhaus, 1955.
22. Gunthner J. Die Athletischen Leibesubungen der Griechen. Wien, 1965.
23. Herodotos. Das Geschtswerk des Herodotos von Halikarnassos /Ubertragen von T. Braun. Leipzig, 1964.
24. Kun L. A sport tortenete. Budapest, 1972.
25. Moretti L. Incrizioni agonistiche Greche. Roma, 1953.
26. Pauly-Wissowa. Realenzyklopadie der klassischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1894.
27. Robinson R.S. Sourses for the History of Greek Athletics. Illinois, 1955.
28. Scheffer Th. Die Kultur der Griechen. Koln, 1959.
29. Vogt M. Der anticke Sport. Munchen, 1934.
30. Wildt K.C. Daten zur Sportgeschichte 1. Schorndorf, 1970, s. 10-16.