Смекни!
smekni.com

Женская эмансипация как фактор развития международного физкультурно-спортивного движения 1860 - 1920 гг. (стр. 2 из 2)

Женское освободительное движение выразилось, в частности, в стремлении освоить все новые виды спорта, продемонстрировав тем самым свое социальное равноправие и биологическую полноценность. Доказывая свое право и способность заниматься различными видами спортивной деятельности, спортсменки встречали непонимание не только со стороны большинства своих неспортивных сограждан, но, что самое удивительное, со стороны самих основателей современного олимпийского движения (Пьер де Кубертен, Эвери Брендедж). Разногласия дали повод к тому, что проблема легкой атлетики стала предметом Педагогической Конференции 1925 года. Материалы конференции были опубликованы под названием "Женское участие в легкой атлетике" ("Women's Participation in Athletics"). Теоретические выводы предписывали сдерживать развитие легкой атлетики в течение следующих лет.

Первая часть заключительного отчета кратко рассматривает потенциально положительное влияние занятий спортом на женский организм:

"Две основных точки зрения должны быть обстоятельно исследованы в связи с этой наиболее сложной проблемой, которая день ото дня становится все более актуальной. С одной стороны, мужчины и женщины имеют одно происхожде ние… Несмотря на некоторую разницу в строении скелета и мускулатуры, в целом организм мужчины и женщины функционирует одинаково. Нервная и кровеносная системы имеют лишь незначительные отличия. Женщины адаптируются в современном мире. Это дает возможность говорить о том, что физкультурно-спортивная деятельность может быть благоприятна как для мужчин, так и для женщин...".

Однако далее тон медицинского отчета меняется. В духе господствовавшей в XIX в. теории о физиологически обусловленной ограниченности организма поддерживалось мнение о том, что занятия легкой атлетикой могут негативно отразиться на репродуктивном потенциале женщины. Участники конференции при этом подтверждали, что занятия "традиционно женскими" физическими упражнениями полезны и безопасны. Ссылаясь на опыт Древней Спарты, говорилось об особой необходимости физических нагрузок для девушек в возрасте от 13 до 18 лет.

Медицинский отчeт Педагогической конференции раскрыл общие тенденции развития женского спорта под патронажем официальных организаций. Аргументируя свои действия приведeнными доказательствами, МОК и IAAF ограничивали женское участие в главном виде олимпийской программы - лeгкой атлетике - в течение следующих лет.

Эвери Брендедж - один из наиболее влиятельных членов МОКа (ставший в 1952 г. президентом) - после берлинских Олимпийских игр резко высказался в отношении некоторых женских соревнований: "Я сыт по горло этими женщинами, состязающимися в легкой атлетике… [Их] очарование равно нулю. Сколь привлекательны девушки, занимающиеся прыжками в воду и плаванием, настолько же неэффектно и даже отталкивающе выглядели легкоатлетки".

История легкой атлетики наглядно иллюстрирует борьбу женщин с гендерными стереотипами, неприятием нового "активного" имиджа женщины.

Наиболее успешно защищали свои позиции американки - на раннем этапе современная легкая атлетика тесно связана с судьбой феминисток США. Уже в 1905 г. в США былo сообщено o 14 женских легкоатлетических рекордах. Следует отметить, что информация о спортивных соревнованиях и результатах - скудная и отрывочная.

Кроме Соединенных Штатов легкой атлетикой активно занимались дамы царской России, Швеции, Германии и Австрии. Германия впервые в Европе провела женские соревнования по этому виду спорта (1904). Национальные рекорды в этой стране стали фиксироваться лишь в 1920 г.

Важнейшим событием стало основание Женской Спортивной Ассоциации, которая боролась за признание женских легкоатлетических соревнований и включение их в олимпийскую программу. Так, основательница Ассоциации Элис Миллье, представляя всех женщин, занимающихся легкой атлетикой, потребовала отмены предписания МОК, которое препятствовало их участию в Играх. В противовес позиции МОК спортсменки стран Европы и Северной Америки, возглавляемые Женской Спортивной Ассоциацией, провели спортивную встречу в Монте-Карло в 1921 г. Программа включала соревнования в беге на 60, 250, 800 м, эстафетный бег на 80 и 300 м, барьерный бег на 74 м, прыжки в длину, прыжки в высоту, метание копья и толкание ядра. Обширная программа состязаний (10 видов) в Монте-Карло послужила основой и образцом для организации следующих международных встреч. Расширение женского спортивного движения сделало актуальным необходимость его четкой структуризации. В связи с этим была создана Международная Спортивная Женская Федерация (FSFI), усилиями которой стали возможны проведение международных соревнований (в том числе легкоатлетических) и пропаганда женского спорта по всему миру.

В середине 20-х годов в развитии женского спорта возникают острые противоречия: передавая законодательные возможности спортивным ассоциациям, где правление состояло из одних мужчин, женское спортивное движение (и это наиболее ярко иллюстрирует пример лeгкой атлетики) теряет свою самостоятельность, с трудом отвоeванные позиции. Постепенно женская проблематика отодвигается на второй план. Наметившиеся тенденции вызывали опасения: например, спортсменки Великобритании стали открыто высказываться в пользу раздельного развития и контроля мужского и женского спорта:

"Мы глубоко убеждены, что смешение мужских и женских состязаний вообще, и на Олимпийских играх в частности, негативно влияет на наше движение. Мы должны развиваться самостоятельно…" (Lovesay P. The Official Cetenary of the Amateur Athletic Assoсiation, Enfield: Guiness Superlatives, 1980).

Действительно, в "смешанных" спортивных ассоциациях женщины не имели сильных позиций и не могли последовательно проводить свою политику, так как были сравнительно немногочис ленны. Гендерно обусловленные стереотипы об ограниченных физических возможностях женщины, о неприемлемости нового "маскулинного" образа женщины-спортсменки не могли не отразиться на темпах развития женского физкультур но-спортивного движения.

В 1922 г. в Париже FSFI организовала собственные альтернативные Женские Олимпийские игры. Название впоследствии было изменено на Всемирные Женские игры, так как МОК заявил свои права на эксклюзивное использование термина "олимпийские". Всемирные Женские игры имели свое продолжение в 1926 г. в Готтенбурге в Швеции, где участвовало 10 стран, затем в Праге (17 стран). Последние, IV Игры проводились в 1934 г. в Лондоне (19 стран). Соревнования имели неожиданно громкий успех, поразив современников масштабностью.

После проведения Всемирных Женских игр игнорировать далее женский спорт было невозможным. Очевидным стал и тот факт, что женские легкоатлетические соревнования собирают "толпы" зрителей (особо акцентировалась легкая атлетика, так как именно этот вид являлся "визитной карточкой" Олимпийских игр в мужской программе и участие женщин вызывало наиболее острые дискуссии).

Опираясь на женские клубы, FSFI во всем мире поддерживала женское спортивное движение. Национальные первенства, "женские олимпиады" вызывали растущий интерес спортсменок всего мира. Президент FSFI Элис Миллье обратилась к сессии МОКа (1935) с меморандумом, в котором просила исключить женские состязания из программы олимпиад. При этом она ссылалась на то, что проведение соревнований по женским видам спорта является исключительной задачей FSFI. К счастью, МОК с заслуживающей внимания дипломатической тонкостью отразил эту акцию, получившую широкую поддержку со стороны прессы.