(исторический аспект)
Е.А. Истягина-Елисеевa
В конце XIX в. стало ясно, что положение женщин, их социальный имидж в обществе не соответствуют требованиям нового века и нуждаются в серьезной коррекции. Дискриминация "прекрасной половины человечества" во всех сферах общественной и политической жизни, пренебрежение к правам и свободам женщин справедливо вызывали недовольство существующим положением. В этот период быстрыми темпами развивается и набирает силу феминистическое движение, возникшее еще в 18-м столетии. В конце XIX - начале XX вв. в русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется и ее телесный имидж в целом (именно телесность является символом гендерной дифференци ации и источником мифа об "ограниченных возможностях слабого пола"). Соответственно меняется и отношение к ее потенциальному участию в международном физкультурно-спортивном и олимпийском движении. А это в более широком смысле ассоциировалось со свободами социально-политического характера и проявлением равноправия женщин. В поствикторианскую эпоху феминистическое движение значительно расширило географические границы, организационно оформилось и потеряло значительную часть эмоциональной стихийности первого этапа. Идея улучшения индивидуального и общественного положения женщин стала захватывать сознание все более широкого круга передовых людей.
Общественное сознание способствовало тому, что в XIX в. в ведущих странах Западной Европы произошла заметная перемена взглядов на социальное назначение женщины. Во Франции, Англии, Германии, США активизировалась борьба за уравнение в правах женщин и мужчин.
Женская эмансипация характеризуется как один из наиболее проблемных аспектов индустриальной фазы общественного развития, а феминизм XIX века определяется как объединение женщин с целью достижения полного и фактического равноправия с мужчинами. Процесс интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности в XIX - начале XX вв. был крайне противоречив и мучительно труден.
Например, несмотря на то что впервые женское радикальное движение оформилось в Англии еще в 1866 г., реальных шагов к политической и социальной эмансипации женщин не было сделано до 20-х г. XX в., когда в ряде стран был официально признан политический статус женщин. О том, насколько острым было противостояние, ярко свидетельствуют 53 года борьбы американских феминисток: от первого государственного референдума избирательного права в Штате Канзас до заключительной ратификации 19-й поправки в 1920 г. В течение этого времени было проведено 56 референдумов мужчин-избирателей, 480 кампаний, для того чтобы заставить законодательные органы представить проект поправок избирательного права, 47 кампаний, чтобы получить государственное конституционное соглашение для конституционного оформления избирательного права женщин, 277 кампаний, чтобы получить официальное согласие правящих партий, и так далее.
История включения женщин в различные сферы общественной жизни, в том числе спортивное движение, демонстрирует тяжелую и затяжную борьбу с гендерными предрассудками, развернувшуюся в середине XIX - начале XX вв. в Европе и Америке.
На фоне этого противостояния остро проходили дискуссии об интеллектуальной и биологической состоятельности женщин. Миф об ограниченных возможностях слабого пола и традиционные представления о фемининности значительно затрудняли процесс вступления женщин на международную физкультурно-спортивную арену.
Наука второй половины XIX в., призванная обеспечить объективный и прогрессивный подход к различным видам телесно-двигательной практики, на деле легитимизировала патриархатную структуру. Научный метод рассматри вался как рациональное замещение существующего некритического взгляда на женщину и ее назначение. Теоретики образования, политические деятели, врачи, юристы и т.д. приводили научные аргументы, чтобы оправдать традиционное мнение о женщинах как жертвах собственной биологии.
Социальный дарвинизм - наиболее влиятельная концепция XX в. - и ключевое выражение "естественный отбор" определили позицию большинства в отношении роли и назначения женщины в обществе: материнство - самая высокая функция женщины, неотъемлемый фактор процветания нации.
С позиций социального дарвинизма и позитивизма большинство представителей науки и образования единодушно противостояли попыткам женщин добиться социального равноправия. Доктор Эдвард Кларк в США и Доктор Генри Маудслей в Англии стали классиками "научной" концепции о физиологически обусловленных ограничениях физической, умственной и социальной активности женщин. Доктор Роберт Барнес (1887), разъясняя преобладающую в научных кругах точку зрения, утверждал: "Функции овуляции, беременности, лактации и менопаузы по очереди доминируют в женском организме, истощая его и не оставляя достаточных для иной деятельности энергетических ресурсов". В 1887 г. председатель Британской Медицинской Ассоциации предложил, чтобы в интересах социального прогресса и улучшения человеческой расы образование и другие виды активности были запрещены конституцией как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровый результат. Научный подход такого рода сопровождался солидными статистическими выкладками.
Несмотря на то что теоретики не занимали столь непримиримой позиции по отношению к женскому вопросу, влияние дарвинизма и его "закона природы" несомненно. Так, Герберт Спенсер, часто интерпретируемый как либерал в своих представлениях о роли и месте женщины, в действительности также консервативен. В 1861 г. он утверждал, что различия между полами могут быть более понятны, принимая во внимание pаннюю задержку индивидуального развития женщины (в отличие от мужчины), подтверждая тем самым непригодность их к политической и активной социальной жизни. В своем труде "Принципы биологии" (1867), он доказывал, что чрезмерный умственный труд негативно влияет на физиологическое развитие и детородные функции женщин. Спенсер был убежденным сторонником моногамной нуклериальной семьи, считая необходимым ограничить возможности любой деятельности женщины для того, чтобы вся ее энергия посвящалась ребенку и домашнему быту, так как только такой уклад является наиболее эффективной формой человеческой организации.
Такая точка зрения господствовала в конце XIX в., серьезно затрудняя полноценное участие женщин в международном физкультурно -спортивном движении. Наиболее активно процессы эмансипации протекали в Соединенных Штатах Америки, где к началу века существовало более 1000 женских клубов. В Европе значительно затрудняло борьбу женщин за равные возможности, в частности в сфере физической культуры и спорта, активное противостояние сильных религиозных конфессий. Например, в Германии в 1913 г. конвенция епископов запретила участие юношей и девушек в смешанных соревнованиях.
Однако женщины не оставляли надежд и усилий занять достойное место на международной спортивной и олимпийской арене: организовыва ли собственные спортивные общества и федерации, участвовали в различных соревнованиях, пытались найти оригинальные методики физического воспитания девушек. Так, в 1906 г. состоялся первый официальный женский Чемпионат мира по фигурному катанию, проведенный в Давосе (Швейцария) по инициативе Международного Союза Конькобежцев (I.S.U.). Эти соревнования стали образцом для проведения многочисленных национальных открытых чемпионатов по этому виду спорта, как то: чемпионаты Германии 1911, Австрии 1913, США 1914 гг.
Интересно, что в Великобритании в подобных состязаниях участвовали и женщины, и мужчины. Такое "смешанное" первенство просуществовало до 1927 г., и за это время женщины пять раз удостоились высшей награды. Первой спортсменкой, завоевавшей золото открытого чемпионата Великобритании, стала Мэдж (Флоренс) Сайерс (победительница 1903 и 1904 гг.). Она же завоевала высшие награды на Чемпионате мира для женщин в 1906 и 1907 гг., а также олимпийское золото в 1908 г. - в одиночном катании и бронзовую медаль - в парном. Ранее, в 1902., Мэдж Сайерс стала второй в неофициальном открытом Чемпионате мира, организованном в Лондоне под патронажем знаменитого спортсмена, 10-кратного чемпиона мира Ульриха Сальхова.
Основанная в 1908 г. Международная Федерация Плавания (F.I.N.A.) стала одной из немногих спортивных ассоциаций, занявших либеральную позицию по отношению к женскому спорту. В 1911 г. Международная Федерация Плавания активно поддерживала усилия швейцарских и английских спортсменок, добивавшихся включения плавания в программу Олимпийских игр в Стокгольме в 1912 г. Наибольшее распространение этот вид спорта получил у американских спортсменок. В этой связи нельзя не упомянуть о Шарлотте Эпстейн (1884 - 1934) - известной общественной деятельнице, которая много сделала для развития женского спорта в Соединенных Штатах. Ш. Эпстейн основала в 1914 г. Национальную Женскую Лигу Спасения, и осенью того же года благодаря активным действиям Лиги Любительский Атлетический Союз (Amateur Athletic Union) официально начал регистрировать женские состязания по плаванию. В 1916 г. Союз организовал первый женский национальный чемпионат для женщин, который включал 6 упражнений вольным стилем на различные дистанции, однако в этом же году была сделана неудачная попытка провалить участие спортсменок в соревнованиях по плаванию со стороны этой же организации. В 1917 г. г-жа Эпстейн основала в Нью-Йорке Женскую Ассоциацию Плавания в надежде улучшить существующее положение вещей и вывести женские состязания из-под контроля агрессивно настроенных "промужских" организаций. Очень скоро клуб стал лидером женского плавания в Соединенных Штатах, и в 1918 г. его спортсменки внесли свой вклад в список мировых рекордов.
Несмотря на то что в начале века закостене лый в отношении женского спорта этикет несколько изменился, широкая общественность крайне негативно относилась к тому, чтобы женщины занимались "традиционно мужскими" и "противоречащими самой женской природе" видами спорта, например легкой атлетикой.