Таким образом, проблематизация деятельностного сознания способствует интеллектуально -познавательному поиску (поиск нового знания), коммуникативно-личностному поиску (выработка собственной позиции), технологическому поиску (поиск инструментальных средств), духовно-нрав ственному поиску (поиск личностных смыслов, выработка и проживание ценностных ориентаций и отношений). Поиск творческого решения двигательной задачи позволяет увидеть мир по-другому и активно "встроиться" в этот мир, рассмотреть старые проблемы в новом свете, стать средством позитивной эвристики, методом экспериментирования с реальностью. Важно, чтобы принципы и методы деятельности соответствова ли личностным целям (из потребностей вырастали цели личности, цели деятельности и цели решаемой задачи), а применяемые средства порождали ценностное сознание и личность деятеля. В свою очередь, именно ценностные смыслы, ориентирующие сознание, мышление и личность спортсмена, являются важнейшими регулятивны ми механизмами проектирования и построения двигательных действий. Эти концептуальные ценности и метаценности (истина, добро, красота, справедливость, совершенство) определяют профессиональную позицию педагога-тренера, без которой технико-технологическое (по сути, бихевиористское) использование методов обучения обращается в манипуляцию спортсменом, личность которого (по Б. Скиннеру) определяется как сумма паттернов поведения. С помощью антропных технологий человек "взращивает" в себе не только субъекта социокультурной деятельности, но и субъекта мира. Человек-деятель не соотносится с миром, а "вплетается" в него, существует в нем, оставаясь "незавершенным, открытым для себя" (М.М. Бахтин). Личность открывает себя - в моментах выхода за свои границы (в межличностное социальное пространство), представленности себя в других людях (бытие человека в другом человеке) и воспроизводстве другого человека в себе. Следует иметь в виду, что через действия человека с предметами всегда реализуются его отношения с другими людьми (посредством усвоения социального смысла Рукотворной вещи). Известно, что человек становится самим собой, лишь раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого. Важными механизмами формирования образа себя-как-другого являются способы понимания другого человека как "Другого-для-меня" (в свете моих потребностей) и "Другого-во-мне", имея в виду, что "Я" другого в моем сознании сохраняет свою индивидуальность. Едва ли приходится сомневаться, что здесь доминирует духовность как направленность к высшим целям, трансцендентным смыслам, терминальным ценностям, к другим людям и самому себе. Следует иметь в виду, что если трансцендентное запредельно и во многом непостижимо для восприятия и рационального объяснения (это - непосредственное усмотрение, получение истины как переживания, а не как умозаключения), то трансцендентальный анализ и синтез - это то, что в возможностях деятельностного мышления человека, где неявные знания (протопонятия и другие "обобщения без номинаций") объединяются с "чувствознанием" (чувство становится мыслящим, восприятие - думающим) и духовно-твор ческим постижением информационно-волновых программ. Так, например, выяснилось, что ДНК содержит наследственную информацию не только в химических соединениях, но и в физических полях (электромагнитных, световых и акустичес ких), образующихся вокруг хромосом (исследования П. Горячева). ДНК способна воспринимать духовно-метафизическую информацию и энергетику многомерных семантических пространств (Wheeler, Delaney, Holm, La Berge, В.В. Налимов).
Принцип полихроматичности деятельностного мышления позволяет связать в единый узел различные меры и способы научного познания мира и его трансцендентального постижения как многомерного объекта. В теории физической культуры весьма важно осуществить три вида интеграции предметных знаний о двигательных действиях: локальный тип интеграции пограничных наук (психобиомеханика, биогеофизика функциональных систем); сквозной тип интеграции, пронизывающий все отрасли современного знания (кибернетика, теория систем, теория информации, синергетика), и объектный тип интеграции, в основе которого лежит система взглядов на единый мир, не разделяемый границами естественных и гуманитарных наук. В последнем случае в основе интеграции лежат не межпредметные связи, а общее духовно-деятельностное поле Бытия Личности в структуре Мироздания.
Таким образом, тенденции гуманитаризации (возрастание воздействия на образовательные технологии методологии гуманитарных наук) и гуманизации (поиск методов "очеловечивания" биомеханики и спортивно-педагогической кинезиологии, акцент на личностно-деятельностной сфере сознания) делают необходимым своеобразный диалог наук и мировоззренческих позиций, позволяющий в системе образования XXI века осуществить переход от понимания человека как Homo sapiens и Homo habilis (человека разумного и умелого) к пониманию его как Homo agens (человека действующего) и Homo creasoficus (человека, творящего мудрость). Совершенствование антропных технологий в сфере образования (в том числе физкультурного) на основе мотивации творчества, самообучения и саморазвития, на наш взгляд, позволит увеличить возможности профессиональной, психологической и двигательно-физической самореализации человека в грядущем столетии.