Важно научить студента переводить научные проблемы в управленческие знания и рефлексивно организованную практику: 1) что есть объект; 2) как к нему отнестись; 3) как его преобразовать. С точки зрения классической методологии биомеханики (работы Д.Д. Донского, В.М. Зациорского и др.) основными характеристиками двигательного действия являются: объективность, логическая системность, дискретность, детерминизм, многомодельность. Принципы и методы прикладной механики позволяют научить студентов "читать движения", понимать основы спортивной техники. С точки зрения неклассической методологии и методов педагогической кинезиологии двигательные действия характеризуются: ценностно-смысловой и целевой организованностью, социокультурной обусловленностью и субъектификацией. Последняя представляет собой процесс и результат наделения "живых движений" субъектностью - свойствами, качествами и функциями субъекта двигательного действия. Лексическое значение данного термина ("субъект" + … "фикация" - от лат facio - делаю, создаю) - "создаю субъекта". При субъектификации взаимодействие человека с объектом "из царства вещей" может осуществляться методом эмпатии - на основе этических норм: субъект - сообъект (по С.Д. Дерябо).
Принципы и методы педагогической кинезиологии позволяют научить студентов "строить" социокультурные двигательные действия и "выстраивать" личность деятеля [5].
В современной теории обучения двигательным действиям следует, на наш взгляд, уточнить фазовую структуру формирования знаний и умений. Если в русском языке данные понятия обозначаются разными словами, то в английском языке одним словом - knowledge. Это, по сути дела, "живые знания-умения" (способности). Известно, что "образование личности" идет впереди развития (по Л.С. Выготскому). Следовательно, на первых этапах обучения (этап познавательной направленности на предмет; этап интеллектуальной мотивации, где осуществляется поиск смысла деятельности) должны доминировать функции воспитания личности. Здесь в полной мере должен быть реализован принцип мотивационной поддержки каждой дидактической единицы учебно-познавательного материала. Основная проблема педагога-тренера должна быть не в том, "как учить", а в том, "какой должна быть деятельность студента по овладению "живыми знаниями-умениями".
На последующих этапах (этап проблематизации мышления, этап аналитической и метрической обработки информации) реализуются антропные обучающие и развивающие технологии: "Вовлеки меня - и я научусь!" (китайская пословица). Человек, таким образом, осваивает знания в контексте своих действий: "Делаю, учась" и "Учусь, делая". При этом в его деятельности подвергаются испытанию как объект действия (прежде всего - рациональность используемых способов), так и субъект (способности творчески мыслить и действовать). "Преподавать" спортивную технику нужно так, чтобы транслировалось не столько содержание предмета обучения, сколько продуктивные методы и способы мышления и деятельности. Известно, что предмет деятельности представлен не только объектом, но и методом (пред-мет и мет-од имеют близкий лингвистический смысл). Еще раз подчеркнем, что основные понятия и методы педагогической кинезиологии представляют собой своего рода психосемантические конструкты (проектно-смысловые структуры), генезис которых социокультурен (а не отражателен), а функции - орудийны.
На данных этапах весьма важно трансформировать интеллектуальную мотивацию в профессионально -педагогическую, имеющую "высоколичностный смысл". Следует подчеркнуть, что субъект социокультурных действий одновременно является "субъектом своей мотивационной сферы" - он должен научиться анализировать свои действия с точки зрения системы человеческих ценностей и смыслов, переживаний, отношений, творчества. Еще Публий Сервиний отметил: "Когда двое делают одно и то же - это не одно и то же". Так, в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Грушницкий топает ногой от досады, драгунский капитан - от брезгливости, а Максим Максимыч - в порыве раскаяния (В.В. Набоков). Вполне понятно, что биомеханизмы двигательных действий не только детерминированы эволюционно-генетическими закономерностями (подробно изложенными в трудах В.К. Бальсевича), но и подчинены когнитивным, семантическим законам человеческой ментальности.
Отметим, что процессы творчества - творчество как самовыражение и творчество как психическая саморегуляция - могут (и должны) присутствовать как на первых этапах обучения (связанных с вовлечением личности в процесс деятельности), так и на последующих этапах технико-технологической и смысловой организации необходимых действий и мыследействий. На наш взгляд, следует различать творческую личность и личность творца, демиурга (гр. demiurgos - созидатель). Последний врастает в процесс получения продукта и прорастает в самом продукте его частью. Антропные обучающие технологии объективируют способности и волю человека к творчеству, а творчество - к самоизменению. Творение - это и процесс, и результат.
Именно мышлением, в мышлении и для практических действий с теми или иными объектами формируется личностное знание студентов. Последнее, как стало ясным, не возникает в результате абстрагирования от объектов "предметно-вещного мира", а конструируется и реконструируется из действий человека с данными объектами. "Извлекаемое" из деятельности с объектами знание становится системозадающим фактором самоорганизации личности - оно ее driver (движитель) "информационно-смысловой репликатор". Таким образом, антропные образовательные технологии должны интегрировать такие методы обучения, как "эвристический эксперимент над объектом" (в основе которого лежит мера объекта), так и "эксперимент над собой" (в основе которого лежит мера субъекта). В первом случае методы направлены на объект (дидактическая обработка научных знаний), во втором случае - на сознание, мышление и деятельность субъекта (дается информация, соответствующая запросам студента). В результате осуществляется усвоение "живых знаний" через освоение "живых действий", порождающих деятельностное сознание и личность деятеля.
"Мыслю - следовательно, существую", - провозгласил Б. Паскаль. С нашей точки зрения, данная сентенция должна быть уточнена: Мыслю - следовательно, действую, действую - следовательно, существую. Известно, что субъекты деятельности предпочитают воспринимать мир с точки зрения личности, решающей те или иные задачи. Сущность человека конструктивна и социальна (социокультурна). "Мы понимаем сделанным, а не сделанное" (парадокс М.К. Мамардашвили). Так, подлинный художник рисует не то, что видит (механизм translation), а для того, чтобы "увидеть невидимое" (механизм representation). Поэт, выражая в стихах свое сокровенное "Я", открывает ("о-творяет") себя прежде всего для самого себя и вместе с тем для других. Спортсмен через свои креативно-двигательные действия становится творцом, демиургом. Важнейшая задача антропных образовательных технологий - понять и интерпретировать мир, организованный и увиденный через текст (научный, художественный, дидактический). М.М. Бахтин, В.В. Налимов, М.К. Мамардашвили и другие авторы считают, что текст есть нечто, посредством чего мы читаем событие. Мы полагаем, что человек и его деятельность представляют своего рода "живые тексты", способные к самоорганизации, самоинтерпретации, самореконструкции. Интерпретация двигательных действий осуществляется как семантическая рефлексия над реальным объектом, его заместителями (модели объекта - знаковые системы, средства отображения информации) и "действиями в уме" (проектирование, конструирование, преобразование объекта). "Модель объекта" оценивается, как правило, исходя из соответствия действительности. "Модель проекта" - из соответствия намеченной цели преобразования. Суть первого - исследование. Суть второго - изменение действительности.
Креативно-двигательные действия спортсмена как "психомоторные произведения" характеризуются инновационными и экспрессивными признаками. Первые ориентированы на оценку креативности по новизне конечного продукта, вторые - на самовыражение творца. Главная функция социокультурных действий - рождение нового ("творить небывалое"), амплификация инноваций, а не развитие того, что уже есть. Инновационный продукт (материальный или идеальный) - это, с одной стороны, результат деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек лицетворит , "строит себя изнутри" (по Б.Г. Ананьеву), утверждает себя в социокультурной среде. При этом ценность "Я-деятеля" (мера субъекта) интегрируется с ценностью (мерой) преобразуемого им объекта. И тот, и другой становятся средством расширенного воспроизводства культуры. Синтезирующую роль в социокультурной теории креативно-двигательных действий берет на себя именно культура , объединяющая науку и образование.