Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор С.В. Дмитриев, Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний Новгород
Введение.
Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления парадигмы образования, т.е. объективно обусловливают особую значимость инноваций в педагогической сфере. Технократическое мышление педагога - взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент образовательных технологий, а не как на духовно-деятельностную личность, для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по отношению к образовательному пространству, - исчерпало свои возможности. Основополагающим принципом инноваций в сфере высшей педагогической системы должна стать гуманитарная сущность образования, его направленность на высокое профессиональное, духовно-ценностное и общекультурное развитие личности студента. В статье обсуждаются антропные образовательные технологии, построенные на основе принципов деятельностного, социокультурного подхода в педагогической сфере общества. Деятельность рассматривается как системообразующее основание культуры, с одной стороны, и психики, сознания личности - с другой. Сознание, личность, деятельность, составляющие "бытие человека", задают содержание и структуру профессионального образования. В профессиональном становлении личности различается образование посредством деятельности (таких видов деятельности, как труд, наука, спорт) и образование как вид деятельности (т.е. индивидуальное воспроизведение социокультурного опыта). Личность профессионала выступает как субъект духовно-деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и социокультурного развития человека. Таким образом, обнаруживается закономерная тенденция сращивания высшего образования с профессиональной деятельностью и культурой личности студента.
Социокультурный подход в теории физической культуры.
Любой вид духовно-практической деятельности (наука, культура, образование, спорт) рано или поздно достигает такого уровня зрелости, когда возникает потребность в переосмыслении своих фундаментальных оснований, уточнении методологии, поиске новых парадигм, позволяющих более эффективно решать возникающие в обществе проблемы. Задачи модернизации образования в сфере физической культуры настоятельно требуют от ученых поиска новых его моделей, антропно-деятельностных технологий, позволяющих профессиональному работнику преодолеть отчужденное отношение к миру, самому себе, другим людям, обществу в целом. Известно, что вузовская дидактика (в целом, а не отдельные педагоги) длительное время была излишне технократичной, "безлюдной", безличностной, оторванной от духовно-деятельностной культуры человека. Задачи развития формально-логического интеллекта, операционно-технических способностей (характерных для много знающего и рационально действующего человека) решались намного эффективнее, чем развитие духовного потенциала личности и общества в целом. В сфере воспитания, как правило, осуществлялась редукция духовности к набору моральных качеств. Вместе с тем хорошо известно, что обезличенное знание не может быть нравственным. Когнитивная парадигма обучающих технологий, построенная на принципах биоцентризма (в рамках закономерностей и принципов естествознания), "функционально захватывала" лишь отдельные потребности и способности человека, но не его уникальную социокультурную сущность.
Традиционная педагогика, считающая своей главной задачей стимулирование и контролирование поведения и сознания "массофицированной личности" (на основе "идеологического обеспечения", "руководящей роли", "воспитания сознательности" и т.п.), превращала человека в "объект усвоения и воспроизведения определенного объема знаний, умений и навыков" (общественно-канонизированной информации - "всем и для всех"). Спортивная педагогика, психология, дидактическая кинезиология (теория обучения действиям) по принципу построения до сих пор остаются преимущественно функционалистскими (недеятельностными) системами (в которых доминируют "мотивационно-регулирующие корреляты", "функциональные операторы", "сигнальные системы", "социокоды", "банки знаний", "эталоны спортивной техники", "константы соматического здоровья" и другие функционалы). Вместе с тем общепсихологические исследования (труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, В.В. Давыдова), работы современных дидактов (А.П. Азарова, А.А. Вербицкого, О.В. Долженко, М.В. Кларина), а также специалистов в сфере физической культуры (Г.Г. Наталова, В.К. Бальсевича, Д.Д. Донского, Ю.К. Гавердовского, В.Б. Коренберга, В.И. Столярова, Л.И. Лубышевой и мн. др.) позволяют построить антропные образовательные технологии (центрированные на личности как социально-духовной сущности человека-деятеля) на основе принципов деятельностного, социокультурного подхода в педагогической сфере общества .
Обновление и углубление содержания высшего образования связано прежде всего с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций. Как полагает Г.Г. Наталов [7], модернизацию физкультурного образования следует начинать не с переформулировки его целей и задач, не с модернизации вузовских стандартов и обучающих технологий, а с пересмотра онтологических оснований теории физической культуры и профессионально-деятельностной парадигмы. С позиции онтологической концепции, разработанной в Кубанском ГУФКе, предметно-содержательной основой образования в сфере физической культуры является культура двигательной деятельности человека и человечества.
Социокультурный подход в сфере образования есть метод исследования и профессионально-педагогического проектирования человеческого бытия в процессах производства, общения и потребления. Подлинный профессионал - это прежде всего личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе. Человек - субъект культуры: в своей профессиональной деятельности он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура представляет собой опыт творческой деятельности людей, взятый в его всеобщих - исторически развитых и исторически развивающихся — формах предметности (материальных и духовных ценностях). Это своего рода духовно-деятельностные корни, которые питают и взращивают сознание и личность деятеля. Сознание человека формируется и развивается внутри "социокультурного универсума", в котором кристаллизован опыт мышления и духовно-практической деятельности. Антропно-деятельностная образовательная среда - это, по сути дела, катализатор, "дрожжи" для профессионально-личностного развития, "самостроительства" студента с помощью особых средств, способов и регулятивов, которые мы называем социокультурными двигательными действиями.
Примат личности в системе физкультурного образования.
В традиционной системе физкультурного образования качество обучения оценивается, как правило, степенью адекватности принятым в обществе образовательным нормам и стандартам. Данный тип образования ориентирован на массовое воспроизводство заданных извне стандартов знаний и умений, "культурных эталонов" (в рамках культуронаследия), т.е. ориентирован, собственно говоря, на "вчерашний день" мировой цивилизации. В антропных образовательных технологиях критерием качества является соответствие вузовских стандартов потребностям личности, ориентированной на профессионально-педагогическую деятельность. Целью образования становится индивидуальное развитие личности, готовой к профессиональной деятельности в условиях развивающегося социально-исторического пространства. Важно не просто "технологически запустить" требуемые стандартами образования профессиональные знания, умения, навыки педагога-тренера, но и создать возможности достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной организации самосознания личности). Необходимо создать пространство развивающего общения. При этом образовательные стандарты "очеловечиваются", а учебная деятельность студента становится "образовательной" - оказывается способом "самопостроения" и самореализации личности. Высший (креативно-личностный) уровень профессионального мышления в значительной степени связан с осознанием проблем предметной области своей деятельности (в широком социальном контексте, включающем проблемно-творческую сферу культуры). При этом локальная, ситуативная проблема должна быть вовлечена в контекст более широких (в пределе - глобальных) проблем человеческого бытия. Очевидно, что такое понимание антропных образовательных технологий связано с метарефлексивной позицией личности профессионала, его духовно-ценностной ориентацией [2, 3, 6].
Парадигма деятельностного сознания и социокультурных двигательных действий человека. В рамках теории социокультурных действий, разрабатываемой нами в дидактике профессионально -педагогического образования, предложено понятие "психосемантика деятельностного сознания" личности [5]. Данный термин связан с рефлексивно-смысловой сферой социокультурной деятельности человека, базирующейся на ценностных системах личности, психосемантических программах управления и регуляции в их отношении к целям, средствам и результатам познавательной и преобразовательной деятельности (рис. 1). С одной стороны, деятельностное сознание вместе с проектно-технологическим сознанием (где действуют в основном "данные извне" стандарты знаний, социальные стереотипы, кодексы и диспозиции личности) образуют системно организованную психическую сферу как высшую форму отражения и преобразования действительности (см. соответственно левый и правый столбец на рис. 1). С другой стороны, деятельностное сознание является автогенеративной системой , т.е. оно порождается внутри деятельности и стимулирует собственное развитие через деятельность, в том числе через креативно-двигательные действия человека.