Как понятие фола (запрещенного хода) появилось в Рэндзю? Понятие фола появилось как неизбежный результат процесса преобразования "игры для удовольствия" в "спортивную игру". Официальным началом этого процесса было создание в 1906 году первого объединения Рэндзюистов - Токийской Ассоциации (Федерации) Рэндзю. Следующая важная веха в истории Рэндзю - 1936 год, когда были наконец приняты современные правила Рэндзю, и начала активную работу Японская Федерация Рэндзю. Те тридцать лет, которые прошли между этими двумя датами, можно называть "временем спортивного становления" Рэндзю в Японии. Что появилось как его результат?
Во-первых, была создана традиционная японская система спортивной квалификации - КЮ (KYU) и ДАН (DAN). В настоящий момент, высшая категория КЮ - 1-ая, самая низкая 12-ая. Самый низкий ДАН - первый ("ШОДАН" - "sho-dan"), высший 9-ый. Выше 9-го ДАНа - только самый высший спортивный титул - Мейдзин (Meijin - мудрец (яп.))
Во-вторых, и это наиболее важно, благодаря появлению сотен новых талантливых игроков, стало очевидно, что играя без всяких ограничений для Черных, Белые всегда проигрывают независимо от того насколько умело они играют и защищаются. Эта ситуация объясняется неизбежным практически для всех логических игр "преимуществом первого хода", которым в Рэндзю обладают именно Черные. Возникла идея преодолеть угрожающий игре кризис (его апогей пришелся на середину 20-х годов прошлого столетия) посредством применения к Черным разного рода ограничений. Сначала достаточно быстро было достигнуто соглашение ограничить доску - сперва размерами 19х19 (как в ГО), и затем размерами 15х15 (чем больше размер доски - тем больше "преимущество первого хода"). Были попытки ограничить третий ход Черных, позволяя его делать только за пределы центрального квадрата размером 5х5 (именно эта разновидность рэндзю приобрела наибольшую популярность в России советских времен и называлась "сапроновка" - по имени Владимира Сапронова привнесшего эту игру в Россию, или "свободное рэндзю", в "свободное рэндзю" играют до сих пор и здесь на Гэмблере). Однако эти эксперименты не прошли проверки временем. Затем игроки подошли к этой проблеме с другого края и запретили Черным строить вилки 3х3. Это оказалось удачным решением но недостаточным. И наконец, по предложению гроссмейстера Рокусана Такаки (Rakusan Takaki) были приняты правила запрещенных вилок 3х3, 4х4, и "длинных рядов" которые мы сейчас знаем под названием Классических. Единственной разрешенной вилкой для Черных осталась вилка 4х3.
Квалифицированный игрок может задать вопрос: кто гарантирует, что все эти сложные ограничения будут достаточны? Будет ли появляться что-нибудь новое? Возможно говорить наверняка, что в ближайшие десятилетия существенных изменений правил не будет. Почти пятьдесят лет опыта наряду с различными модификациями современных правил (касающихся только нескольких первых ходов, см. например регламент), фактически уравняли возможности игроков.
И еще один аргумент в пользу запрещенных ходов для Черных: их введение, весьма неожиданно для их создателей, резко обогатило игру тактически и добавило в нее новое качество. Насколько красиво и изящно выглядят победы Белых с помощью принудительных Фолов для Черных, чья победа, казалось, была неизбежна всего лишь за один ход до этого!!!
Именно поэтому возможно говорить, что Рэндзю, по крайней мере в Японии, вышло из детского возраста создания и пересмотра правил, и вошло в красивое время взрослой жизни. И нам уже нет никакой необходимости повторять все прежние ошибки японцев, с помощью которых эта замечательная игра была фактически создана и выпестована.
Современное Рэндзю в мировом масштабе является довольно молодым видом спорта. В 1988 году в Стокгольме (Швеция) была создана Международная Федерация Рэндзю. Она организовала уже семь Чемпионатов Мира по Рэндзю.
Первый проходил в Киото (Япония) в 1989 году - чемпионом мира стал Шигеру Накамура (Япония).
Второй проходил в Москве (Россия) в 1991 году - чемпионом мира стал Шигеру Накамура (Япония).
Третий проходил в Арьеплоге (Швеция) в 1993 году - чемпионом мира стал Андо Мерите (Эстония).
Четвертый проходил в Таллине (Эстония) в 1995 году - чемпионом мира стал Норихико Кавамура (Япония).
Пятый проходил в Санкт-Петербурге (Россия) в 1997 году - чемпионом мира стал Казуто Хасегава (Япония).
Шестой проходил в Пекине (Китай) в 1999 году - чемпионом мира стал Андо Мерите (Эстония).
Седьмой проходил в Киото (Япония) в 2001 году - чемпионом мира стал Андо Мерите (Эстония).
Рэндзю - спортивно-логическая игра, в которой соперники поочередно выставляют камни разного цвета (белого и черного) на доску (15 х 15 полей) до тех пор, пока одному из них не удастся построить по горизонтали, вертикали или диагонали непрерывный ряд из пяти своих камней. Наибольшая привлекательность этой игры заключается в простоте: кажется что выстроить пять своих камней в ряд - очень просто.
А возможность играть в эту игру имея всего лишь ручку и листок бумаги в клеточку еще больше помогает ей завоевывать сердца людей разных возрастов и профессий. Однако чем больше погружаешься в эту игру, тем больше открывается в ней новых интересных и неожиданных ситуаций. "Нет ничего проще этой игры" - воскликнет новичек сыграв несколько своих первых партий, "Нет ничего более сложного" - скажет мастер и будет гораздо более прав. Фактически, научиться делать ходы в Рэндзю намного более просто, чем во многих других логических играх, но постепенно изучая богатые возможности этой игры, каждый сможет лично убедиться, что в тонкости комбинаций Рэндзю не уступает любой другой логической игре.
Внезапные изменения ситуаций, множественность продолжений, тщательно просчитанные нападения и быстрые контратаки, красота финального удара - вот то, что привлекает зрелого мастера в Рэндзю.
Что такое го? Представим себе, что двое путешественников попали на необитаемый остров и после того, как они пришли в себя, занялись разделом территории.
Очевидно, в выигрыше окажется тот, кто отгородит себе территорию побольше. Смысл игры го как раз заключается в огораживании большей территории.
Го относится к настольным логическим играм. Эта игра появилась в Китае (там она называется Вэй-чи) более 4000 лет назад. Около 800 лет назад игра Го пришла в Японию к 15 веку игра приобрела там огромную популярность, став заметным элементом национальной культуры.
В настоящее время в мире насчитывается более 70 миллионов любителей Го (т.е. примерно в 4 раза больше, чем шахматистов), большая часть из которых приходится на страны Дальнего Востока. Наибольших спортивных успехов в последнее время добиваются игроки из Республики Корея. Кстати, в Корее эта игра называется Бадук и играет в нее более трети населения.
Крокет
Элементы игры в крокет - продвижение шаров через воротца с помощью биты, были известны еще в XIII веке во Франции, где крестьяне делали воротца из веток и использовали пастушьи посохи, чтобы бить по шарам. Однако, более четкая, сформировавшаяся игра в крокет появилась в XVII веке в Ирландии, откуда перекочевала в Англию и носила достаточно элитарный характер. В последствии, увлечение к игре прошло. Вновь в игру, являющуюся праобразом современного крокета, заиграли в Англии, в первой половине XIX столетия (в 30-ые годы). С этого времени начинается бурное развитие игры, происходит распространение крокета на все страны Британского Содружества. В 1869 году образован Первый Всеанглийский Крокетный и Теннисный Клуб в Уимблдоне. В 1870 сформировано четкое руководство игры. В 1897 образована Английская Ассоциация крокета, которая к началу Первой мировой войны насчитывала несколько сотен клубов.
К концу XIX века крокет бурно развивается в других Европейских странах, и, в частности, в России. Первая мировая война наносит существенный урон развитию крокета, однако он выживает и из аристократической игры постепенно переходит в игру, в которую играют широкие слои населения. Формируются международные правила, претерпевают изменения размеры кортов, и само игровое оборудование. В 1930-1940-ые годы наблюдается увлечение игрой в США.
Вторая мировая война, как и первая, нанесла тяжелейший удар по развитию игры как на национальных, так и на международных уровнях.
Новый виток в развитии крокет получает с 60-ых годов прошлого (XX) столетия. Новые материалы и технологии видоизменяют игровое оборудование, поверхности кортов и соответственно вносят корректировку правил. В игровых наборах стали применяться такие материалы как дюраль, пластмасса, текстолит и пр.
В 1980-х годах образована Всемирная Федерация Крокета, которая объединила к настоящему времени более двух десятков национальных федераций различных стран, включая Россию.
Крокет — игра, в которой играющий ударами специального длинного молотка на длинной ручке стремится провести свой шар через ряд проволочных ворот, расположенных в определенном порядке на ровной земляной площадке размером примерно 11х5 м.
Комплект принадлежностей для игры состоит из восьми деревянных шаров диаметром примерно 8 см с одной, двумя, тремя красными и черными полосками (шары называют по числу полосок, например первый красный, третий черный и т.д.), двух колышков, десяти проволочных ворот и восьми деревянных молотков.
Гольф
Гольф (от английского - «golf») — игра с мячом и клюшками, в ходе которой ударами клюшки необходимо перевести мяч по размеченным на участке пересеченной местности 18 дорожкам (т.н. игровое поле) к находящимся в их конце лункам и попасть в каждую из них.